Йеменские евреи

Древняя иудейская община, третья по численности после ашкеназов и сефардов

Йеменская семья идет по пустыне в лагерь Джоинт недалеко от Адена, 1949
pinterest button

Начало еврейского населения в Йемене

Считается, что евреи начали селиться в Йемене до падения Первого Храма. Существуют древние свидетельства присутствия еврейской общины, начиная с III в. до н. э. до III в.

Химьяр

Между концом IV в. и 525 г. некоторые из царей Химьяра в йеменском городе Дафар (и основная часть элиты) приняли иудаизм. Это следует из найденных монотеистических надписей, Книги химьяритов и таблиц арабских историков Хамзы Исфаханского и Абу-лафиды. По крайней мере два царя совершенно точно упоминаются в этой связи: первым был царствовавший примерно в середине V в. Харит ибн Амру, вторым — Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук).

Йеменский еврей в традиционных одеяниях под большим талитом читает свиток, 1914 год
pinterest button Йеменский еврей в традиционных одеяниях под большим талитом читает свиток, 1914 год неизвестен, Public Domain

С появлением ислама евреи Хиджаза были изгнаны из Медины, из оазисов Хайбар, Фадак и других мест их обитания на севере Аравии, а их собственность оказалась в руках местного населения, принявшего ислам. На юге Аравии евреев тогда не выселяли и не пытались силой обратить в ислам: христиане и евреи получили статус «зимми» и платили джизью.

Ислам и Османская империя

После падения династии Фатимидов в 1185 г. усилился исламский фанатизм, и ужесточилась антиеврейская политика. Рамбам послал йеменским евреям «Йеменское послание», в котором выражал поддержку «еврейскому народу в Йемене». В 1174 г. Йемен был завоёван айюбидами, которые (в том числе благодаря Рамбаму) отменили противоеврейские постановления.

Йеменские евреи —Мейша Абдуадх, ювелир с сыном Сулейманом Сири в Сане, Йемен, 1937 год
pinterest button Йеменские евреи —Мейша Абдуадх, ювелир с сыном Сулейманом Сири в Сане, Йемен, 1937 год неизвестен, Public Domain

В 1545 г. Йемен был завоёван османами, и евреи страдали от напряжённости между турками и местными жителями. В 1618 г. вышли очередные антиеврейские постановления, евреев изгнали из южного Йемена.

Йеменские старейшины в синагоге, Османская Палестина, 1906-18 годы
pinterest button Йеменские старейшины в синагоге, Османская Палестина, 1906-18 годы Ephraim Moses Lilien, Public Domain

После ухода османов из Йемена (1635 г.) на некоторое время положение евреев улучшилось — до прихода имама Ахмеда Ибн-Хасана (правил в 1676–1681 гг.), который пытался «очистить» Йемен от евреев. Все евреи были изгнаны в Мавза (в прибрежную красноморскую зону, где свирепствовала влажная жара и малярия); синагоги были разрушены. Гонения продолжались два года; за это время погибли многие йеменские евреи, многие рукописи, книги и ценные вещи пропали.

В 1872 г. Йемен снова был захвачен Османской империей. Технологический прогресс — телеграф, почта, дороги — облегчил поток идей, писем, газет и книг между Йеменом и остальным еврейским миром.

Йеменский еврей, Иерусалим, конец  XIX в.
pinterest button Йеменский еврей, Иерусалим, конец XIX в. American Colony (Jerusalem), Public Domain

Часть йеменских евреев жила в больших городах, в кварталах, обнесённых стеной; остальные жили в более чем 1000 деревнях и городках. Несмотря на то, что евреи жили рассеянно, они сохраняли религиозность. В основном они занимались ремёслами (мужчины — ювелиры, кузнецы, кожевенники, портные, изготовители пороха, гончары), а также ткачеством, плотницким делом, производством соли и мыла, женщины — вышивкой) и торговлей.

Один из наиболее известных примеров гонения евреев в Йемене — «закон о сиротах», согласно которому любой сирота (в том числе из евреев и христиан) обязан был принять ислам.

Йеменец в талите трубит в шофар, 1934
pinterest button Йеменец в талите трубит в шофар, 1934 Library of Congress, Public Domain

Среди йеменских евреев все мужчины умели читать и большинство писать (на еврейско-арабском диалекте (еврейско-йеменский арабский), но eврейским алфавитом); знание древнееврейского было широко распространено.

Сионизм и репатриация в Израиль

Первая алия йеменского еврейства произошла в 1881–1882 годах. Она вошла в историю под названием ивр. ‏עליית אעלה בתמר‎‏‎‎ — аале бе-тамар, на два месяца опередив алию группы Билу. До 1914 года в Земле Израиля проживало 3000 йеменских евреев — 8% от всего йеменского еврейства; по сравнению с другими еврейскими диаспорами «йеменцы» репатриировались очень высоким темпом.

Начиная с Первой алии, часть «йеменцев» присоединилась к поселенческому движению, а позднее — и к подпольным еврейским организациям.

В 1918 г. йеменские евреи составляли 7% от общего числа евреев Палестины. После Первой мировой войны репатриация из Йемена усилилась. В 1947 г. в Адене прошли погромы, в результате которых евреи Адена начали репатриироваться в Израиль.

Йеменско-еврейская семья Хабани празднует Пасху, 1946 год
pinterest button Йеменско-еврейская семья Хабани празднует Пасху, 1946 год Неизвестно, CC BY-SA 3.0

К 1948 г., до основания Государства Израиль, в Израиле проживали 35 тысяч йеменских евреев — 40% от всего йеменского еврейства (наибольший процент среди еврейских общин). Ещё 4 тысяч пытались попасть в Израиль — но были задержаны британцами, и были отправлены в Аден.

Йеменская семья идет по пустыне в лагерь Джоинт недалеко от Адена, 1949
pinterest button Йеменская семья идет по пустыне в лагерь Джоинт недалеко от Адена, 1949 Kluger Zoltan, Public Domain

До основания Израиля йеменские власти препятствовали выезду евреев, но после провозглашения государства евреям было разрешено ехать в Израиль. В это время в Йемене происходили погромы, и власти Израиля организовали операцию «На орлиных крыльях» («Волшебный ковер») (евреи Йемена пешком двинулись в Аден, откуда их доставляли самолетами в Израиль — 1949–1950), в результате которой 50 тысяч евреев прибыло в Израиль. В 1952 и 1954 годах были проведены дополнительные операции, в результате которых ещё несколько тысяч было доставлено в Израиль.

Йеменские евреи в пути из Адена в Израиль
pinterest button Йеменские евреи в пути из Адена в Израиль Cansado, CC BY-SA 3.0

К 1985 г. в Йеменской Арабской Республике еврейское население оценивалось в 1,5 тысячи евреев.

В 1992–1993 гг.Йемен покинули более тысячи евреев — частично в Израиль, частично в США.

К 2001 г. в Йемене осталось около 200 евреев, в основном ремесленники и мелкие торговцы. Самая большая община проживает в городе Амран.

21 марта 2016 г. в Израиле объявили, что в результате секретной операции из Йемена вывезены 19 евреев. По заявлению израильских властей, их жизни угрожали шиитские ополченцы-хуситы.

Полезная информация

Йеменские евреи
тайманим
ивр. יהדות תימן или תֵּימָנִים
араб. يهود اليمن или تيمانيم
англ. Yemenite Jews или Yemeni Jews

Языки

Еврейско-йеменский диалект — совокупность еврейских вариантов соответствующих диалектов йеменского наречия аравийско-арабского языка: городов Сана, Аден, Хаббан и Эль-Бейда. Распространён среди йеменских евреев.

Около 50 тысяч носителей живут в Израиле и около 1000 в Йемене, в основном на севере страны в городе Саада.

Использует еврейское письмо. Различают диалекты Саны, Адена, Эль-Бейды и Хаббана.

Фольклор

Культура йеменских евреев — синтез древнееврейских, индийских, персидских и арабских элементов.

Ювелирное искусство

Ювелирные изделия йеменских евреев получили большую известность: серебряные украшения, предметы культа (их изготовление считалось почетным делом, и им часто занимались раввины-ювелиры). Областью женского творчества являлось изготовление плетеных корзин с замысловатыми геометрическими узорами на крышках.

Mузыка

Музыка йеменских евреев заметно отличается от музыкальной традиции еврейских общин Востока, и её обычно выносят за рамки музыкальной культуры Ближнего Востока. Некоторые специалисты считают, что кантилляция йеменских евреев, несмотря на присутствие в ней вавилонского (багдадского) влияния, несет следы литургическо-музыкальной традиции периода Второго храма.

Мужские народные песни йеменских евреев поются на древневрейском и арамейском, женские — на арабском или еврейско-арабском); также они отличаются по содержанию, мелодиям и стилю.

Танцы и песни сопровождаются ритмическими хлопками, а также ударами по полым металлическим предметам. Танцевальный и песенный фольклор евреев Хадрамаута несколько отличен от общей традиции йеменских евреев.

По некоторым утверждениям, в йеменских танцах сохранились многие элементы древнего еврейского единоборства — Абир.

Mузыка и танцы йеменских евреев оказали большое влияние на новейшую израильскую эстраду и хореографию (например, Шошанна Дамари, Боаз Шараби, Гали Атари и Офра Хаза).

Кухня йеменских евреев

Приправы и соусы

  • хильбе (пажитник, шамбала)
  • схуг
  • семне — сливочное масло, смешанное с перцем и чесноком
  • аваедж (хавайадж, хавайдж)

Блюда