Иерусалимский синдром

Он получил «Божественные указания» уничтожить Аль-Аксу, чтобы помочь евреям во исполнение пророчеств Захарии построить Третий Храм, и тем ускорить Второе пришествие Иисуса Христа.

Стена плача и Купол скалы
pinterest button

Вид мании величия, при котором паломник, находящийся в Иерусалиме, воображает и чувствует, что он владеет божественными и пророческими силами.

Иерусалимский синдром — относительно редкое психическое расстройство, вид мании величия, при котором турист или паломник, находящийся в Иерусалиме, воображает и чувствует, что он владеет божественными и пророческими силами и как будто является воплощением определённого библейского героя, на которого возложена пророческая миссия по спасению мира.

Данное явление считается психозом и ведёт к госпитализации в психиатрическую больницу.

Особенностью Иерусалимского синдрома является то, что туристы или паломники, страдающие им, проделывают долгий путь через весь мир до Иерусалима и когда добираются до него, начинают вести себя на городских площадях и святых местах так, словно обладают божественными или пророческими силами.

Театральность, характеризующая их поведение, привлекает внимание окружающих.

Иерусалимский синдром

Иногда их поведение доходит до крайностей и представляет опасность для них самих или окружающих, и появляется необходимость в насильственной госпитализации, пока не минует период опасности их поведения.

Среди страдающих от Иерусалимского синдрома наблюдались как евреи, так и христиане, у которых долгожданная встреча со святыми для них местами (например, исторические места присутствия Иисуса Христа) вызывает значительное ухудшение состояния.

Статистика показывает, что иерусалимскому синдрому подвержены с равным успехом иудеи, христиане и мусульмане всех возможных конфессий.

С точки зрения психиатров, феномен является аналогом наблюдаемого во Флоренции и Риме синдрома Стендаля, или Парижского синдрома, которому наиболее подвержены туристы из Японии. Также аналогичное поведение может наблюдаться у паломников в Мекке.

Заболевание впервые клинически описано в 1930-х израильским психиатром Хайнцем Германом.

Вместе с тем первые проявления синдрома были зафиксированы ещё в средние века в путешествии Феликса Фабера и в биографии Марджери Кемп.

Также ряд случаев синдрома наблюдался среди паломников XIX век.

Случай Рохана

Одним из наиболее тяжёлых по последствиям проявлений синдрома стало поведение христианского паломника из Австралии Денниса Майкла Рохана.

21 августа 1969 г. он попытался поджечь мечеть Аль-Акса на Храмовой горе, что спровоцировало в городе массовые беспорядки.

Сам паломник объявил себя «посланцем Господа», который получил «Божественные указания» уничтожить Аль-Аксу, чтобы помочь евреям во исполнение пророчеств Захарии построить Третий Храм, и тем ускорить Второе пришествие Иисуса Христа.

Рохан пошёл на этот шаг под влиянием проповедей теле-евангелиста Герберта У. Армстонга, основателя так называемой Всемирной Церкви Бога. Вскоре после инцидента Армстронг постарался дистанцироваться от действий Рохана.

Ортодоксальный Верховный раввинат Израиля также осудил попытку поджога. В соответствии с действующим и в настоящее время решением израильского раввината вплоть до пришествия Мессии ни один еврей не должен появляться на Храмовой горе.

Мания величия

Мания величия — тип самосознания и поведения личности, выражающийся в крайней степени переоценки своей важности, известности, популярности, богатства, власти, гениальности, политического влияния, вплоть до всемогущества.

Типы Иерусалимского синдрома

Тип I

Тип I синдрома связан с уже ранее существовавшим у пациента психическим расстройством.

Пациент может представлять себя важным для религии историческим персонажем, или находиться под влиянием важных религиозных концепций, таких, как пришествие Мессии или Второе пришествие Иисуса Христа.

Тип II

Тип II осложняется идиосинкразией.

Он необязательно принимает форму психического расстройства, и может проявляться в виде аномальной культурной реакции как для отдельного индивидуума, так и для небольшой религиозной группы.

Тип III

Наиболее хорошо известен тип III, когда ранее психически уравновешенная личность после прибытия в Иерусалим начинает демонстрировать явные признаки психоза.

Психоз обычно проходит сам через несколько недель, либо после того, как пациент покидает Иерусалим.

Для данного типа синдрома имеется характерный набор признаков:

  • Взволнованность;
  • Желание отколоться от группы или семьи, и путешествовать по городу в одиночестве;
  • Навязчивое стремление к чистоте, необычно частое принятие душа или ванн, отрезание ногтей на руках и ногах;
  • Изготовление похожего на тогу одеяния белого цвета, часто — из гостиничных простыней;
  • Стремление громко выкрикивать стихи из Библии, псалмы, различного рода религиозные гимны. Заметив подобное поведение, гостиничный персонал либо туристические гиды обычно стараются отвести пациента к специалисту. В противном случае развиваются следующие две стадии синдрома:
  • Процессия или торжественный марш к одному из святых мест Иерусалима;
  • Произнесение проповедей в святом месте.

За 13 лет наблюдения зафиксировано 42 подобных проповеди.

Психиатрическая лечебница Кфар Шауль в Иерусалиме — один из основных центров исследования «Иерусалимского синдрома»