Ту би-Шват

Ту би-Шват — еврейский праздник, Новый год деревьев

Миндальное дерево, которое знаменует приход праздника
pinterest button

Ту би-Шват  — еврейский праздник, отмечаемый в 15-й день еврейского месяца шват.

Его также называют «Рош ха-Шана ла’Иланот», буквально «Новый Год деревьев».

Мидраш говорит о том, как деревья, увидев, что Бог даровал людям праздник Нового года, преисполнились зависти и попросили Его, чтобы и им был установлен такой же день.

Так как в месяце шват деревья просыпаются после зимней спячки, то именно это время и было избрано.

Сервировка стола к Ту би-Шват
pinterest button Сервировка стола к Ту би-Шват נורית גורן, CC BY-SA 2.5

Ту би-Шват начинает трёхмесячную серию приходящихся на середину месяца полнолуний, которая кульминирует на Песах.

В современном Израиле этот день празднуется как день экологического сознания, и отмечается посадкой деревьев.

Талмуд

Ту би-Шват упоминается в Мишне в трактате Рош ха-Шана, как один из четырёх новых годов еврейского календаря. Дискуссия по поводу времени прихода Нового Года была предметом дебатов между раввинами:

Раввины Талмуда вынесли решение по этому вопросу в пользу Гиллеля. Таким образом, 15е швата стало датой, от которой рассчитывается начало сельскохозяйственного цикла для нужд библейских десятин.

Сушеные фрукты и миндаль традиционно едят европейские евреи в Ту би-Шват.
pinterest button Сушеные фрукты и миндаль традиционно едят европейские евреи в Ту би-Шват. Gilabrand, CC BY-SA 3.0

Орла обозначает библейский запрет (Левит 19:23) употреблять в пищу плоды, созревшие на деревьях в течение первых трёх лет после их посадки. Из числа тех талмудических предписаний касательно фруктовых деревьев, которые используют Ту би-Шват в качестве точки отсчёта в еврейском календаре для расчета возраста плодоносящего дерева, Орла до сего дня сохраняет, в сущности, ту же форму, какую она имела в талмудические времена.

В ортодоксальном еврейском мире эта практика сегодня по-прежнему соблюдаются, как часть Галахи — еврейского закона. Плод, созревший на трёхлетнем дереве до Ту би-Швата, считается орла, и есть его запрещено, в то время как плод, созревший в третий год дерева на Ту би-Шват или после — разрешён.

Члены кибуца Ган Шмуэль на посадке деревьев в честь Ту би-Шват. Конец 1940-х.
pinterest button Члены кибуца Ган Шмуэль на посадке деревьев в честь Ту би-Шват. Конец 1940-х. Члены кибуца Ган Шмуэль, детей и взрослых, посадка деревьев в честь Ту би-Шват. Конце 40-х., CC BY 2.5

В талмудической литературе нет описания обрядов праздника Ту би-Шват, но в эпоху гаонов евреи Эрец-Исраэль читали в этот день особые благословения.

Библейские десятины

15 швата был последний день еврейского налогового года для плодоносящих деревьев. Наибольшее количество необходимых для деревьев осадков выпадает в Израиле до 15 швата; плоды, созревающие после этой даты, считают урожаем следующего года.

  • Нета реваи обозначает библейскую заповедь (Левит 19:24) приносить в качестве десятины в Иерусалим урожай фруктов четвёртого года. Ту би-Шват является календарной точкой отсчёта при определении того, к какому году относится десятина; любой плод, созревающий после Ту би-Шват, должен был быть отнесен на следующий налоговый сезон.
  • Маасэр Шени была той десятиной, которая съедалась в Иерусалиме, а Маасэр Ани — той, которую отдавали бедным (Второзаконие 14:22-29); они также рассчитывались исходя из того, созрел ли плод до или после Ту би-Швата.

Маасэр Шени в наши дни соблюдается в 1-й, 2-й, 4-й и 5-й годы цикла Шмита посредством церемонии исполнения обязательств десятины при помощи монеты; в 3-й и 6-й годы, эту церемонию заменяет Маасэр Ани, и для его исполнения монета не нужна.

Традиции в Израиле

На Ту би-Шват 1890 г. Рабби Зеев Явец, один из основателей движения Мизрахи, привёл своих учеников сажать деревья в сельскохозяйственной колонии Зихрон Яаков.

Плоды, упоминаемые в Торе и связанные с празднованием Ту Бишвата: Плоды рожкового дерева
pinterest button На Ту би-Шват часто едят сушёные плоды рожкового дерева, хотя они не являются одним из Семи Видов Земли Израиля Osvaldo Gago, CC BY-SA 2.5

В 1908 г. эта традиция была воспринята Союзом Еврейских Учителей, а позже — Еврейским национальным фондом, основанным в 1901 г. для надзора за мелиорацией и лесоразведением в Земле Израиля.

Плоды, упоминаемые в Торе и связанные с празднованием Ту Бишвата:Гранат
pinterest button Плоды, упоминаемые в Торе и связанные с празднованием Ту Бишвата: Гранат fir0002, CC BY-SA 3.0

В начале  XX в. Еврейский национальный фонд посвятил этот день посадке эвкалиптовых деревьев, дабы остановить эпидемию малярии в долине Хула; в наши дни Фонд планирует на каждый Ту би-Шват крупные акции по посадке деревьев в больших лесах.

Плоды, упоминаемые в Торе и связанные с празднованием Ту Бишвата: Инжир
pinterest button Плоды, упоминаемые в Торе и связанные с празднованием Ту Бишвата: Инжир Fir0002, CC BY-SA 3.0

В проводимых Еврейским национальным фондом мероприятиях по посадке деревьев на Ту би-Шват принимает участие более миллиона израильтян, в основном дети и новые репатрианты.

Исполняются особые песни, посвященные этому празднику.

Плоды, упоминаемые в Торе и связанные с празднованием Ту Бишвата: Плоды, упоминаемые в Торе и связанные с празднованием Ту Бишвата: Финики
pinterest button Плоды, упоминаемые в Торе и связанные с празднованием Ту Бишвата: Плоды, упоминаемые в Торе и связанные с празднованием Ту Бишвата: Финики Stan Shebs, Public Domain

В соответствии с идеей о том, что Ту би-Шват отмечает возрождение природы, многие из крупных израильских институтов выбрали этот день для своих инаугураций.

Закладка краеугольного камня Еврейского университета в Иерусалиме состоялась на Ту би-Шват 1918 г.; Техниона в Хайфе — на Ту би-Шват 1925 г.; а Кнессета — на Ту би-Шват 1949 г.

Плоды, упоминаемые в Торе и связанные с празднованием Ту Бишвата: Оливки
pinterest button Плоды, упоминаемые в Торе и связанные с празднованием Ту Бишвата: Оливки Rodrigo Nuno Bragança da Cunha, CC BY-SA 3.0

Ту би-Шват — это израильский День посадки деревьев,, и в международных медиа его часто называют этим именем. Экологические организации в Израиле и диаспоре восприняли этот праздник для продвижения программ осознания значимости окружающей среды. В израильских кибуцах Ту би-Шват отмечается, как сельскохозяйственный праздник.

Ту би-Шва́т
ивр. ט"וּ בִּשְׁבָט‎
досл. пятнадцатое число месяца шват
также חֲמִישָׁה עָשָׂר בִּשְׁבָט
Новый год деревьев
ивр. ראש השנה לאילנות

Кратко о Ту би-Шват

ЗначениеНовый год деревьев
УстановленВ период раннего Средневековья (эпоха гаонов)
Отмечаетсяевреями
в период с15 швата
В 2014 году16 января
В 2015 году4 февраля
В 2016 году25 января
Празднованиепробовать до 30 видов плодов, молитва, веселье, посадка молодых деревьев, песнопение
ТрадицииМолитва в синагоге, чтение Торы
Праздничная трапеза

Этимология

Название Ту би-Шват происходит от ивритской даты празднования. «Ту» — это ивритские буквы ט (тэт) и ו вав, имеющие числовое значение 9 и 6, что в сумме даёт 15. Ту би-Шват — сравнительно недавнее наименование; изначально эта дата именовалась «Хамиша Асар би-Шват» (חמשה-עשר בשבט), что также означает «пятнадцатый день швата».

Седер Ту би-Шват

В Средние века, — или, возможно, несколько раньше, — Ту би-Шват начали отмечать небольшой церемонией поедания фруктов, поскольку в Мишне он был назван «Рош ха-Шана» («Новый Год»), и это было впоследствии интерпретировано, как надлежащий момент для празднования.

Каббалистическая традиция

Важнейшую роль в создании обычаев праздника Ту би-Шват сыграл расположенный в Верхней Галилее город Цфат. В XVI веке, после изгнания евреев из Испании (в 1492 году), многие из которых поселились в Цфате, этот город стал крупным центром каббалистов, изучавших Тору и её заповеди и искавших в них тайный, скрытый смысл. Каббалисты по-новому осмыслили праздник Ту би-Шват и ввели новые обычаи.

В XVIв. каббалист «святой Ари» (рабби Ицхак Лурия Ашкенази) из Цфата и его ученики учредили в Земле Израиля седер Ту би-Шват «в ночь на празднество деревьев», — нечто похожее на седер Песах, — в ознаменование Древа Жизни (каббалистической карты Сефирот). Плодам и деревьям Земли Израиля в праздничном фруктовом блюде придавалось символическое значение. Главная идея состояла в том, что съедание десяти специфических фруктов и выпивание четырёх бокалов вина, в определённом порядке, произнося при этом соответствующие благословения, приблизит человеческие существа, — и весь мир, — к духовному совершенству.

Самая ранняя опубликованная версия этого седера называется При Эц Хадар, что означает «Плод Прекрасного Дерева». Седер воспроизводит каббалистические темы восстановления космического благословения посредством укрепления и заживления Древа Жизни, используя в основном формат Четырёх Миров эманации, которые могут быть приблизительно нанесены на карту в виде физической метафоры дерева — то есть, корни, ствол, ветви и листья. В соответствии с этой практикой, многие евреи — хасиды едят в этот день этрог.

Традиционный седер Ту би-Шват заканчивался молитвой, в части которой говорится: «Да вернутся все искры, просыпанные нашими руками, или руками наших предков, или чрез прегрешение первого человека против плода от древа, и да будут они включены в величественную мощь Древа Жизни». В то время как каббалистическая интерпретация этого древа довольно специфична, образ Древа Жизни оказался весьма подходящим для новой интерпретации.

В Израиле каббалистический седер Ту би-Шват возрождён и справляется сегодня многими евреями, религиозными и светскими. Для этой цели написаны специальные агадот.

В хасидском сообществе, некоторые евреи маринуют или засахаривают этрог (цитрон), оставшийся от Суккота, и съедают его на Ту би-Шват. Некоторые молятся о том, чтобы быть достойными прекрасного этрога на следующий Суккот.

Экологическая интерпретация

Хотя седер Ту би-Шват возник, как каббалистический способ отмечания праздника, некоторые экологически ориентированные евреи решили возродить традицию седера (или «седарим») Ту би-Шват во отражение вопросов и тем, относящихся к экологической или сионистской интерпретациям этого дня. В стиле седера Песах, в доме, — куда могут быть приглашены некоторые друзья, — съедаются различные символические фрукты и другие блюда, наряду с вином или виноградным соком. Многие седеры также следуют и каббалистическому формату Четырёх Миров, часто придавая им современную окраску в смысле (физического, эмоционального, интеллектуального и духовного) значения, или реинтерпретируя их культурно (социально, космически, национально, экологически). Седеры могут также концентрироваться на одном аспекте или одной теме.

Экологическую интерпретацию седера Ту би-Шват можно проследить начиная с 1970-х г.г.; в какой-то степени она развилась из осознания, которое было порождено еврейской кампанией протеста против применения США Агента Оранж под названием «Деревья для Вьетнама». Один из более ранних экологически-окрашенных седеров Ту би-Шват, созданный Джонатаном Вулфом, инкорпорировал информацию от групп типа Израильского Общества Охраны Природы и Еврейского Национального Фонда непосредственно в каббалистический формат.

Традиционные фрукты

Европейские евреи празднуют Ту Бишват, вкушая пятнадцать различных видов фруктов. Многие произносят один из пятнадцати псалмов (Псалмы 120—134) после каждого вида фруктов. Восточные евреи следуют мнению «святого Ари» и каббалистов Цфата, которые установили, какие именно фрукты нужно есть в Ту Би-шват. По одному из обычаев, нужно вкусить пятьдесят видов фруктов.

В каббалистических терминах съедаемые фрукты, сушёные или свежие, могут быть разделены по восходящей от низших, или более явных, до высших, или более духовных, следующим образом:

  • Фрукты и орехи с твёрдой, несъедобной оболочкой и мягкой съедобной сердцевиной, такие как апельсины, бананы, грецкие орехи и фисташки. Заметьте, что некоторые считают апельсины и другие цитрусовые полностью съедобными, согласно интерпретации этрога, как относящегося к высшему уровню.
  • Фрукты и орехи с мягкой оболочкой, но твёрдой косточкой внутри — такие, как финики, абрикосы, оливки и хурма.
  • Плоды, которые съедаются целиком, такие как фиги и ягоды.

Каббалистическая традиция учит, что съедание фруктов в этом порядке порождает связь с Древом Жизни, которое, — как о том упомянуто в Книге Бытия, — Бог расположил в Эдеме, куда после своего сотворения были помещены Адам и Ева — что также воплощено в Сефирот. В результате человек перемещается от самого внешнего, или явного, измерения реальности, символизируемого фруктами с оболочкой, к самому внутреннему измерению, символизируемому даже не полностью съедобными фруктами, но скорее четвёртым уровнем, который может быть уподоблен аромату. В то же время человек пьёт красный и белый виноградный сок или вино в различных пропорциях, от полностью белого к красному с лишь каплей добавленного в него белого — также в соответствии с этими уровнями.

Хотя часто при съедании фруктов и орехов на Ту би-Шват соблюдается какая-то версия каббалистической последовательности, в целом даже среди тех, кто не следует каббалистическому ритуалу, принято есть сушёные фрукты и орехи. Особенно популярны фиги, финики, изюм, плоды рожкового дерева и миндаль. Многие включают в свои седеры также Семь Видов (плодов), ассоциируемых с Землёй Израиля и Торой — каковыми, согласно Второзаконию 8:8 являются пшеница, ячмень, виноград, фиги, гранаты, оливки и финики.