Праздник восьмого дня

Вопрос на засыпку жителям Страны (Израиля) и проживающим в Галуте (изгнании) — какой праздник наступил сегодня вечером? А какой был вчера? И какой будет завтра???

Праздник восьмого дня
pinterest button

Ну, судя по многочисленным шалашам-суккам возле многоэтажных зданий, можно догадатся, что на неделе был Суккот.

Тут все просто. Вышедшие из Египта люди жили 40 лет в пустыне не в пещерах, а в шалашах. Поэтому и следов археологических никаких не осталось о нашем там пребывании и никто теперь научно доказать ничего не может. Но по народной памяти и в ознаменовании сего радостного события, продолжает народ 7 дней в году спать под звездным небом.

Итак, ключевое слово во всем вышесказанном — 7 дней. Так написанно в Торе с подробным описанием сколько и какого крупно-рогатого скота следует

Быков, овнов, агнцев, и на десерт одного козла !

Праздник восьмого дня
pinterest button Быки, овны и агнцы... janataha, CC BY-SA 3.0

Но неделя кончается, а празник продолжается, хотя и в меньшем количестве. Быка, овна и козла на десерт!

Праздник восьмого дня
pinterest button ... и  козёл (где-то за пальмами) на десерт janataha, CC BY-SA 3.0

Это уже не восьмой день Суккота, потому как в Суккоте семь дней.

Это отдельный праздник — Шмини Ацерет. Самый таинственный праздник земли Израиля.

Во времена существования Храма, возливали в этот день воду из источника Гихон на жертвенник и просили у всевышнего послать на землю дождь. Потому как нет в стране Израиля великой непересыхающей реки Нил, из которой можно брать пресную воду для орошения полей в неограниченном количестве.

Праздник восьмого дня
pinterest button «земля хорошая, земля потоков вод, ключей и источников, истекающих в долинах и в горах» janataha, CC BY-SA 3.0

Хоть и обещана была нам «земля хорошая, земля потоков вод, ключей и источников, истекающих в долинах и в горах» (Дварим, 8/7). Но в засушливый год все эти родники пересохнуть могут, чтоб не забывал народ о том что не все зависит него самого. Будь ты хоть семи пядей во лбу и работай сутки напролет, но, если не будет дождя, — не будет и воды в кране.

Вот и просят в восьмой день после осенего полнолуния народ Израиля дождя. И самое прикольное, что это работает! Больше или меньше, но каждую зиму тут идут дожди!

Не смотря на то, что разрушен Храм и нет жертвенника уже около 2000 лет. С исчезновением Храма исчезло содержание праздника — никто не льет воду источника Гихон на горе Мориа. 

В отсутствии Храма главный религиозный культ —жертвоприношения — был заменен на публичную молитву и изучение Торы.

Так во времена Мишны и Талмуда появился новый праздник — Симхат Тора ( радость Торы), ознаменовавший начало нового ежегодного цикла чтения Торы в домах собраний (синагогах).

Содержимое Симхат Тора было решено совместить с днем Шмини Ацерет. 

В галуте, как известно, любой праздник длится два дня. Вначале отмечают , как положенно Шмини Ацерет ( 8-ой день), а на завтра Симхат Тора (9-ый день).

Но в Израиле некогда нам раслаблятся, работать надо.

Праздник восьмого дня
pinterest button Симхат Тора   janataha, CC BY-SA 3.0

Поэтому уже в 16 веке вернувшиеся из галутной Испании мудрецы опять начали отмечать праздник только один день. И Симхат Тора полностью наложился на Шмини Ацерет!

Поэтому завтра у нас уже суровые будни. В то время как в московских синагогах празднуют Симхат Тора!