Израильские черкесы

Израильские черкесы являются частью абхазо-адыгской (западно-кавказской) группы

Израильские черкесы
pinterest button

Историческая родина черкесов — Западный Кавказ, с которого, после поражения в Кавказской войне, они были изгнаны Российской империей в Османскую империю.

В настоящее время черкесы проживают в Турции (основная часть, в число черкесов обычно включаются и все прочие северокавказские горцы), России (в переписях проходят под четырьмя названиями: адыгейцы, кабардинцы, черкесы и шапсуги), Сирии, Иордании, Ираке, Евросоюзе, США, Австралии и т. д.

Черкесы Израиля являются умеренными мусульманами-суннитами. Черкесы, как правило, делают акцент на принципе разделения между религией и их гражданством.

В Израиле насчитывается около 4 000 черкесов, которые в основном сосредоточены в трех деревнях: Кфар-Кама (в основном черкесы шапсугского колена), Рейхания (в основном черкесы абадзехского колена) и Абу-Гош (сильно арабизированные потомки черкесских мамлюков).

Черкеская община

После раздела арабских регионов Османской империи два черкесских селения — Кфар-Кама и Рихания, расположенные в Палестине в Галилее, отошли к территориям Великобритании.

К указанному периоду в них проживало около 900 человек — шапсуги в Кфар-Каме и абадзехи в Рихании. В годы британского правления в Палестине 1918—1948 сфера деятельности черкесов практически не изменилась. Британские власти не проводили обязательного призыва, но жителям Кфар-Камы и Рихании было предоставлено право вступать в Трансиорданские пограничные войска и полицейские части.

В 1920–30-е гг. во время арабо-еврейских конфликтов в Палестине черкесы сохраняли нейтралитет.

Черкесы в Кфар-Каме
pinterest button Черкесы в Кфар-Каме Ron Almog, CC BY 2.0

После образования государства Израиль  из жителей Кфар-Камы и Рихании был сформирован отдельный черкесский кавалерийский отряд (эскадрон).

Черкесский эскадрон в составе израильской армии принимал участие в боевых действиях арабо-израильской войны 1948–49 гг., а также использовался в борьбе с контрабандной торговлей из Ливана (позднее был расформирован).

Служба в британских и израильских вооруженных силах являлась для черкесов привычным родом деятельности, разрешавшим проблему занятости. В июне 1958 г. по просьбе жителей Кфар-Камы и Рихании, правительство Израиля предоставило право на прохождение срочной службы в вооруженных силах страны черкесским юношам, достигшим 18-летнего возраста.

В конце 1990-х гг.  численность черкесов в Израиле составила: в Кфар-Каме — 2544 чел., в Рихании — 732 чел. Преобладающую часть населения Кфар-Камы составляют шапсуги. В селении также живут абадзехи, хатукайцы, бжедуги, натухайцы и две арабские семьи.

Среди черкесского населения Рихании преобладают абадзехи. В селении также проживает 179 арабов. Отдельные черкесские семьи проживают в городах Цфат, Хайфа, Назарет и др.

Черкесский аул Рехания
pinterest button Черкесский аул Рехания sesetsik'u, Public Domain

Кфар-Кама и Рихания стали развиваться с 1950-х гг. В 1950 г. в Кфар-Каме создали муниципальный совет. Постепенно селения подключили к системе водоснабжения, электрической и телефонной сетям. В 1984 г. Кфар-Кама была удостоена первого национального приза как самое чистое селение страны. В селении также были учреждены: поликлиника и стационар, детские ясли, школа, дом культуры, банк, спортивный центр, футбольный и закрытый баскетбольный стадионы. В Рихании были созданы муниципальный совет, школа, медицинский и культурный центры и др.

Старый дом
pinterest button Старый дом Ron Almog, CC BY 2.0

Сфера занятости жителей обоих черкесских селений неоднородна: рабочие, служащие силовых структур (армии, полиции, охранных фирм) и административных учреждений, учителя, фермеры и др. Удельный вес работающих женщин составляет более половины (преимущественно воспитательницы и учителя). В 1980-90-х гг. некоторые женщины в Рихании работали на текстильной фабрике, но её перевели в другое место. В целом, уровень жизни обоих селений соответствует общеизраильскому.

Черкесский фольклорный ансамбль «Типса (иврит)русск.» («Душа»), Кфар-Кама, Израиль (2008)
pinterest button Черкесский фольклорный ансамбль «Типса (иврит)русск.» («Душа»), Кфар-Кама, Израиль (2008) Beco1977, CC0 1.0

Жители Кфар-Камы и Рихании свободно владеют родным адыгейским языком (шапсугским и абадзехским диалектами), который является языком бытового общения представителей всех поколений. Также владеют арабским языком и ивритом. Важное значение имело введение адыгского языка в качестве предмета в школьную программу в 1976 г. Адыгский язык изучают с 6 класса по учебникам, составленным на основе учебников Республики Адыгея. Учителя адыгского языка проходили стажировку в Адыгее и Кабардино-Балкарии.

Первая начальная школа в Кфар-Каме была учреждена ещё в 1990-х гг.  Некоторые жители селения получили образование в Университете Аль-Азхар в Каире и в Стамбульском университете. С 1977 г. преподавание в школах черкесских селений осуществлялось по арабской программе на арабском языке. Затем школы перевели на еврейскую общеобразовательную систему, на иврите, что предоставляет молодежи больше возможностей для поступления в колледжи и вузы страны и дальнейшего трудоустройства. В качестве иностранных языков изучаются арабский и английский. В Кфар-Каме функционирует начальная (до 6 кл.) и неполная средняя (до 9 кл.) школы, в Рихании — начальная школа. Ученики этих школ завершают образование в школах соседних населенных пунктов. Школы в черкесских селениях оснащены современными библиотеками, компьютерными классами, аудио и видео аппаратурой и др.

Мечеть в Рихание
pinterest button Мечеть в Рихание Неизвестно, CC BY 2.5

В 1959 г. были установлены связи с представителями исторической родины. В Кфар-Каму стали присылать учебники адыгского языка, записи адыгских песен и музыки. В 1965 г. в Кфар-Каме стал выходить журнал «Черкес» на иврите и адыгском языке. В нём публиковались материалы для изучения адыгского языка, хроника событий на исторической родине, информация о жизни черкесов в других странах, сельские новости и т. п. Сформирована была и группа черкесского народного танца. В июле 1990 г. группа израильских черкесов впервые посетила историческую родину — Адыгею и Кабардино-Балкарию. В последующие годы историческую родину стали посещать жители обоих селений.

В 1991 г. в Кфар-Каме учредили общество «Нафна», целью которого является сохранение черкесского культурного наследия и укрепление связей с исторической родиной. В 1993 г. по решению израильского правительства, в Рихании был основан Черкесский институт изучения кавказских народов (с отделением в Кфар-Каме). Институт занимается изучением черкесского (адыгского) языка и истории, осуществляет повышение квалификации учителей адыгского языка и т. п.

По мнению российских кавказоведов, израильские черкесы сохранили этническую культуру и, особенно, родной язык, лучше, чем черкесы, проживающие в других зарубежных странах.

Полезная информация

Израильские черкесы
ивр. הצ'רקסים בישראל
араб. الشركس في إسرائيل
англ. Circassians in Israel

Общие сведения

Всего: 4000 чел.

Язык

адыгский, иврит

Религия

Мусульмане-сунниты

Входит в

абхазо-адыги

Родственные народы

абхазы, абазины

История

Основная часть черкесов переселилась на Ближний Восток после того, как они были изгнаны со своей родины в Северном Кавказе.

Черкесы боролись с Россией в течение длительного периода Кавказской войны, делая набеги на оседлое население равнин, что и давало их основной доход и чему препятствовали русские войска и казаки.

После разгрома Шамиля Кавказский корпус разгромил черкесов и вынудил их сдаться в 1864 году. Многие черкесы были убиты или изгнаны из России. Османская империя, которая разглядела в черкесах опытных бойцов, приняла их и поселила в малонаселенных районах, в том числе в Галилее.

Израильские черкесы имели хорошие отношения с еврейской общиной в Израиле ещё с начала еврейских поселений в Палестине, благодаря общему языку с первыми иммигрантами из России, осевшими в Галилее.

В 1930-40-х гг. израильские черкесы оказывали активное содействие нелегальной еврейской миграции в подмандатную Палестину через Ливан, несмотря на преследования британских властей.

Как и в случае с евреями, так и черкесы-мужчины с 1956 года служат в Армии обороны Израиля.

Многие черкесы в Израиле работают в службах безопасности, в ЦАХАЛ, Погранвойсках (МАГАВ) и других израильских силовых структурах. Доля призывников в армию среди черкесской общины в Израиле особенно высока.