Рош ха-Никра

Здесь с красотой первобытной природы соединились уникальные геологические, исторические и биологические достопримечательности, привлекающее туристов со всего мира

Рош ха-Никра
pinterest button

Скала высотой в 70 м — окончание горной меловой цепи, выходящей к морю.

Скалистый мыс на Средиземноморском побережье у границы с Ливаном. Под обрывом — расселины и гроты, размытые морем и частично заполненные водой.

Здесь начинается так называемая «Тирская лестница» (ивр. Суллам-Цор), служившая важным путем сообщения между Тиром и Акко. Этим путем Александр Македонский в 333 г. до н. э. и Антиох IV в 167 г. до н. э. прошли в Палестину.

Во время Первой (в 1918 г.) и Второй (в 1942 г.) мировых войн британские войска проникли в Ливан через Рош-ха-Никра.

Здесь проходила дорога из Хайфы в Бейрут; в годы британского мандата здесь были построены полицейский пост и таможня.

Во время Второй мировой войны, после оккупации Ливана британскими силами, через пробитый под мысом туннель была проложена железная дорога Хайфа—Бейрут.

В начале Войны за независимость бойцы Пальмаха взорвали железнодорожный мост, а ливанцы овладели зданиями полиции и таможни, которые затем оставили по соглашению о прекращении огня.

После Войны за Независимость мыс стал объектом туризма и был включен в состав заповедника Суллам-Цор.

К гротам был подведен фуникулер. Рядом с Рош-ха-Никра находится Хирбат ат-Табаик — частично раскопанный тель, где обнаружены остатки древнего финикийского поселения.

Граница

По хребту Рош ха-Никра проходит граница между Израилем и Ливаном, а на  вершине находится пограничный пункт и дорога, соединяющая две страны.

На протяжении многих веков из северного Средиземноморья, Сирии и Ливана через Рош ха-Никру проходили торговые караваны, армии и паломники, направляясь в Египет и далее в Африку.

В районе ливанской границы горы вплотную подступают к морю и отвесно обрываются вниз, обнажая белую известняковую породу. Белая скала видна за  40 км даже из Хайфы.

Граница с Ливаном формально проходит по гребню горы, но фактически по ту сторону забора, вдоль всей линии границы, размещены более 6 тыс. наблюдателей ООН, а собственно ливанская власть начитается только в 10-15 км севернее границы.

Со дня образования Израиля эта граница была ничем иным, как линией огня. Между Израилем и Ливаном нет ни одного действующего пропускного пункта, и ни один турист не пересек границу с 1948 г.

Тем не менее Рош-Ханикру все привычно называют «границей» и это место даже превратилось в местную достопримечательность, куда приезжают семьями на отдых и фотографируются на фоне указателя «Бейрут — 120 км».

Израильские отцы семейств рассказывают детишкам о том, как в ранней молодости посещали соседнее государство на танках. И обязательно с надеждой добавляют, что, возможно, когда-нибудь станет возможным побывать там и в роли туриста.

История

В библейской книге Иисуса Навина это место упоминается как граница поселения колен Израиля. По некоторым сведениям, после завоевания Тира в 333 г. до н. э. Александр Македонский приказал прорыть в скале тоннель для прохода своей армии на юг.

В годы Британского мандата в Рош ха-Никра была проложена шоссейная дорога и установлены пограничный пост и таможенный пункт.

Во время Второй мировой войны англичане проложили в Рош ха-Никра тоннель длиной в 250 м для железной дороги, соединявшей Хайфу с Бейрутом, чтобы перевозить военное снабжение из Египта на север.

После провозглашения независимости Израиля район перешел под контроль израильской армии.

Началась Война за независимость, в Галилее развернулись полномасштабные бои между еврейскими поселенцам и арабами, англичане неуверенно пытались навести порядок, но очень скоро поняли, что дни их владычества в Палестине сочтены, и передали вопрос в Лигу Наций.

Тем временем 14 марта 1948 г. еврейская диверсионная группа Хаганы прорвалась к Рош ха-Никре и взорвала тоннель и мост, опасаясь того, что сразу после ухода англичан арабы попытаются воспользоваться этой дорогой с целью доставки боеприпасов и тяжелой техники.

В целом блокирование приморской дороги было более чем оправдано. В Ливане ожидали отправки в Палестину сотни танков и бронемашин и первый же поезд мог покрыть путь от Бейрута до Палестины за каких-нибудь 3 часа. Теперь же положение арабов было осложнено. Их воинские части остались без подкрепления и вскоре были уничтожены.

В 1948 г. , в ходе Войны за независимость, железнодорожные мосты в гротах были взорваны и уничтожены еврейскими боевыми отрядами, чтобы предотвратить вторжение ливанской армии на территорию Израиля.

В 1949 г. у склона горы был основан кибуц «Кфар Рош ха-Никра», где живет ныне около 600 человек.

Внутри гротов Рош ха-Никра
pinterest button Внутри гротов Рош ха-Никра

Гроты

Верхний слой утеса Рош а-Никра состоит из твердого мела доломитов.

Средний слой — из киртона и мягкого мела: в этом слое породы морским волнам и ветрам удалось образовать знаменитые ущелья — гроты Рош ха-Никра, а также огромные натуральные скульптуры, среди которых известная под названием «Слоновая нога» и другие.

Нижний слой состоит из твердой меловой породы и находится большей частью под водой.

Видео 1: Рош ха-Никра

Автор: Irena Sosnovsky, лицензия: Стандартная лицензия YouTube

Пещерные гроты образованы морем в мягкой меловой скале. Они расходятся в несколько разных направлений, их общая длина доходит до 200 м.

В различные часы дня пещерные заливы меняют характер и окраску, серебристо-бирюзовое зеркальное отражение летом и бурные взрывы врывающихся в пещеры волн в зимние месяцы, когда море неспокойно, превращают гроты Рош ха-Никра в притягательное зрелище для туристов.

Видео 2: Рош ха-Никра

Автор: Irena Sosnovsky,  cтандартная лицензия YouTube

Видео: Рош ха-Никра

В 1968 г. в скале была пробита специальная галерея для посетителей, дающая возможность подойти вплотную к натуральным гротам. Длина этой галереи 400 м, работы по ее созданию заняли 2 года.

Вторая достопримечательность Рош-Ханикры — это гроты, пронизанные лабиринтами и расселинами, заполненные морской водой и образовавшиеся вследствие как геологических, так и биологических процессов, а также в результате непрерывного воздействия морских волн на мягкую породу скалы.

Туда опускаются на фуникулере прямо от пограничного КПП.

Тоннель

В период британского мандата в скале был проложен тоннель, через который пролегла автодорога и железнодорожная линия, фактически связывающая Египет с Европой через Палестину. Эта дорога —  единственный сухопутный путь в Африку.

В 1918 г. внутри тоннеля была устроена дорога для прохода моторизованного транспорта британской армии, а в 1942 г. была построена железная дорога, по которой до 1948 г. проходило железнодорожное сообщение между Палестиной и Ливаном.

В 1942 г. были пущены первые поезда, именно по этой железной дороге британцы доставляли в Африку боеприпасы и снаряжение для сдерживания натиска Роммеля.

Уже после войны, в 1947 г., был запланирован запуск первого пассажирского поезда из Европы в Африку, но этому не суждено было свершиться.

Тоннель был взорван отрядами Хаганы в 1948 г. во время Войны за независимость для предотвращения вторжения ливанских войск.

Полезная информация

Рош ха-Никра
Рош а-Никра
ивр. ראש הנקרה‎‎
досл. «начало гротов»
«рош» — голова, вершина, «никра» — трещина
ар. راس الناقورة
транслит. «раас ан-накура»
заповедник Суллам-Цор

Часы работы

  • Будние дни летом: с 9 до 18
  • Зимой, с 1 ноября: с 9 до 16
  • Пятницы и в канун праздников: с 9 до 16
  • По субботам и в праздничные дни с 9 до 18
  • В канун Песах и Рош ха-Шана с 9 до 12
  • В выходные дни и в период летних каникул железная дорога работает с 11 до 16
  • В дождливые и в субботние дни железная дорога не работает.

Адрес и контакты

Рош ха-Никра, Израиль

☎ 073-2710100
rosh-hanikra2@rahan.org.il
www.rosh-hanikra.com

 

Факты и цифры

  • Длина натуральных гротов — 200м
  • Длина искусственного туннеля для прогулки — 400м
  • Наклон спуска канатной дороги — 60°
  • Длина канатной дороги — 102м

Расположение

Комплекс расположен на берегу Средиземного моря в Западной Галилее к северу от города Нагария.

Как добраться

  • На автомобиле: по скоростному шоссе №4 до самой северо-западной точки Израиля, далее 10 минут езды по направлению к Рош ха-Никра.
  • Для прибывающих на поезде или автобусе: выйти на станции Нагария, далее на улице Лохамей ха-Гетаот – стоянка такси до района Рош а-Никра.

Подвесная канатная дорога

Фуникулер, поднимающий и опускающий туристов в Рош а-Никра, имеет самый большой угол спуска и подъема в мире. Он поднимает путешественников на высоту 70 м над уровнем моря под углом 60°.

Подъем и спуск на подвесной канатной дороге дает возможность увидеть пейзаж необыкновенной красоты с высоты птичьего полета.

Фуникулер работает ежедневно, кроме 2-3 особенно ветреных или дождливых дней.

Канатная дорога включает два вагончика (красный и жёлтый) вместимостью до 15 человек каждый. Путь в одну сторону занимает одну минуту. В настоящее время Рош-ха-Никра — заповедник, охраняемый государством Израиль.

Вторая достопримечательность Рош-Ханикры - это гроты, пронизанные лабиринтами и расселинами, заполненные морской водой и образовавшиеся вследствие как геологических, так и биологических процессов, а также в результате непрерывного воздействия морских волн на мягкую породу скалы. Туда опускаются на фуникулере прямо от пограничного КПП.

Велосипеды

Возможно приобретение билетов, включающих посещение Рош ха-Никра и аренду велосипедов по специальным ценам.

Аренда велосипедов осуществляется по пятницам, субботам и в дни летних каникул. Велосипеды снабжены крытым сиденьем для маленьких детей и тентом.

Железная дорога

Миниатюрная железная дорога приглашает в путешествие вдоль прибрежной полосы из Рош ха-Никра в Ахзив и обратно.

Рельсы, по которым следуют поезда, проложены еще во времена британского мандата. В каждом вагоне 50 посадочных мест, продолжительность поездки – 40 минут.

Променад

Прибрежный променад, проложенный вдоль моря, позволяет пройти теми путями, которыми следовали древние народы в незапамятные времена.

Несравнимое удовольствие доставит поездка по променаду на семейных велосипедах.