Монастырь и базилика св. Стефана

Базилика св. Стефана в Иерусалиме — базилика, построенная византийской императрицей Евдокией на предполагаемом месте мученичества св. Стефана

pinterest button

Базилика была построена, возможно в несколько этапов, в 430–460-х гг. До нашего времени здание не сохранилось; останки церкви были обнаружены в ходе археологических раскопок в конце XIX в.

Время начала строительства базилики неизвестно.

По предположению одного из исследователей, доминиканца Ф. -М. Абеля, инициатором строительства был иерусалимский патриарх Ювеналий, который во время посещения Константинополя в 431 г. мог заручиться финансовой поддержкой императрицы Евдокии.

Базилика св. Стефана
pinterest button Доминиканская базилика св. Стефана תמר הירדני, Copyright

Как сообщает Иоанн Руф в «Житии Петра Ивера», написанном предположительно в конце V в., перенос останков св. Стефана из Сионской церкви, где они хранились со времени обретения мощей первомученика в 415 г., и освящение новой церкви (возможно, ещё недостроенной) состоялись 15 мая 439 (или 438) года, во время посещения императрицей Иерусалима.

Проводил церемонию приглашённый Евдокией в Иерусалим александрийский патриарх Кирилл.

Часть находившихся в Сионской церкви останков святого была перенесена в новую базилику, а часть реликвий Евдокия увезла в 439 г. в Константинополь.

Через несколько лет, попавшая в опалу императрица вернулась в Иерусалим, где и прожила до своей кончины в 460 г.

В 455 г. она возобновила строительство базилики св. Стефана, возможно закончив или расширив здание. Освящение обновлённой постройки состоялось в июне 460 г., и в этом же году Евдокия была похоронена в гробнице, выстроенной по её приказанию рядом с базиликой.

Монастырь св. Стефана
pinterest button Монастырь св. Стефана תמר הירדני, Copyright

Вокруг базилики был сооружён монастырь с множеством зданий, первый настоятель которого, Гавриил, был назначен Евдокией.

По словам Иоанна Руфа, базилика была построена на месте мученичества св. Стефана за северными (то есть, по всей видимости, Дамасскими) воротами Иерусалима.

Его сообщение согласуется с рассказами паломников: Антонина из Плаценции (Путник, 25; ок. 570 г.) и Феодосия (Описание Святой Земли, 46; начало VI в.), упоминающих о базилике Евдокии, а также с «Церковной историей» Евагрия Схоластика (1:22).

В 614 г. базилика и монастырь были разрушены персами. На территории атрия разрушенной церкви была построена небольшая часовня, со временем ставшая лепрозорием.

В 1099 г. крестоносцы восстановили базилику. Но уже в 1187 г. церковь, которая могла бы при осаде Иерусалима стать одним из опорных пунктов Саладина, была вновь разрушена самими крестоносцами.

алтарь базилики св. Стефана
pinterest button Алтарь базилики св. Стефана   תמר הירדני, Copyright

Незадолго до этого, около 1172 г., восстановленную базилику посетил паломник Теодерик из Вюрцбурга. По его словам, церковь находилась не доходя северных ворот города и посредине неё, на месте мученичества св. Стефана, был установлен окружённый железной решёткой алтарь.

В настоящее время на месте базилики находится церковь св. Стефана доминиканского монастыря, в котором расположена французская Библей­ская и археологическая школа в Иерусалиме.

Развалины базилики были обнаружены в конце XIX в. и исследованы профессорами этой школы, в частности, её основателем М. -Ж. Лагранжем.

Среди останков первоначальной базилики: огромный сводчатый резервуар для воды под атрием, соединённый с колодцем, вокруг которого сохранилась облицовка V в.

В самой церкви сохранились фрагменты византийского мозаичного пола с геометрическим узором. Сохранилось и одно из византийских надгробий в северном портике церкви.

Полезная информация

Монастырь и базилика св. Стефана
фр. Basilique Saint-Étienne de Jérusalem
ивр. מנזר סנט אטיין

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • утреня: 6:30
  • служба после заутрени (за искл. праздников): 7:30
  • месса (вс и праздники): 11:30
  • месса (будни): 12:00
  • вечерня: 19:30

☎ +972 2 626 44 68
secretariat@ebaf.edu
www.domjer.org

Спор об аутентичности

Открытие останков базилики привело в начале XX в. к полемике о том, был ли Стефан на самом деле побит камнями на том самом месте, где позже была выстроена базилика.

Утверждение открывших базилику доминиканцев о том, что строители церкви построили её на истинном месте мученичества, было оспорено другими исследователями, в том числе францисканцами и православными, что внесло в спор оттенок межорденского и межконфессионального соперничества.

В качестве возможных мест мученичества назывались гора СионЕлеонская гора и Иосафатова долина. Единой точки зрения на этот вопрос достигнуто не было.