Камень Помазания

Считается, что Камень Помазания источает миро, поэтому многие паломники освящают на Камне свои кресты и иконы и собирают платками благодатное миро, исцеляющее от недугов

Мозаичное панно Помазание миром
pinterest button

У подножия Голгофы, прямо напротив входа в Храм Воскресения Господня, лежит древнейшая христианская святыня — Камень Помазания.

На этом Камне, согласно преданию, снятое с Креста безжизненное Тело Иисуса было уготовано для погребения и помазано миром.

По преданию, два последователя Христа — Иосиф Аримафейский, бывший членом Синедриона, и Никодим — положили тело Иисуса Назарянина, сняв Его с Креста, и провели обряд Миропомазания перед тем, как положить в гробницу, принадлежавшую Иосифу.

Считается, что Камень Помазания источает миро, поэтому многие паломники освящают на Камне свои кресты и иконы и собирают платками благодатное миро, исцеляющее от недугов.
pinterest button Многие паломники  собирают платками благодатное миро, исцеляющее от недугов

На мраморной доске, расположенной рядом по гречески написан евангельский текст:

Вся эти евангельские события: Снятие с Креста, Помазание миром и Положение во Гроб — изображены на стилизованном под византийский образец мозаичном пано на стене за Камнем Помазания.

Стена была воздвигнута в XIX в. по благословению Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Диодора в качестве одной из границ между конфессиональными владениями.

Евангельские события: Снятие с Креста, Помазание миром и Положение во Гроб — изображены на стилизованном под византийский образец мозаичном пано на стене за Камнем Помазания.
pinterest button Евангельские события изображены на мозаичном панно на стене за Камнем Помазания.

Подлинный камень покрыт полированной плитой из розового известняка, размером в 2,7 м в длину и 1,3 м в ширину и толщиной в 30 см.

На обрамлении Камня, по периметру, греческий текст тропаря праведному Иосифу Аримафейскому:

pinterest button Над Камнем горит 8 неугасимых лампад: 4 греческих, 2 армянских, 1 католическая и 1 коптская.

Над Камнем горит 8 неугасимых лампад: 4 греческих, 2 армянских, 1 католическая и 1 коптская.

К западу от Камня на расстоянии около 12 м расположен мраморный квадратный киворий на четырёх колоннах с шестигранным куполом над плитой на месте, где стояли, по преданию, три Марии в момент Распятия.

История

В византийский период Камень Помазания окружали стены часовни св. Марии, которая была снесена во время перестройки Храма крестоносцами.

До 1810 г. Камень Помазания был облицован черным мрамором и находился в исключительной собственности католического ордена святого Франциска Ассизского, что подтверждала метка на мраморе — две скрещенных руки.

У Камня Помазания
pinterest button У Камня Помазания

В наши дни Камнем Помазания владеют сообща четыре церкви — греческая православная, римско-католическая, армянская и коптская, которые поддерживают огонь неугасимых лампадах, а также в канделябрах у Камня.

Полезная информация

Камень Помазания
англ. The Stone of the Anointing, The Stone of Unction

Православная традиция

В православной церкви погребение Христа вспоминается за богослужением Великой пятницы, но прослеживается и в литургических текстах Великой Субботы (соединяется с воспоминанием сошествия во ад).

По словам протопресвитера Иоанна Мейендорфа: «вершина искупительного служения Иисуса Христа есть Его пребывание во гробе: тайна Великой Субботы. Литургическое действо выражает эту тайну много лучше умозрительных утверждений».

Уже с V в. в последовательности византийского богослужения Великой Пятницы выделяется чин «Погребения Плащаницы».

В Храме Гроба Господня чин Погребения совершается следующим образом. Плащаницу, утопающую в густом слое розовых лепестков, шесть митрополитов переносят с Голгофы на Камень Помазания.

После завершения литии у Камня Плащаницу торжественно приносят к часовне у Гроба.

Католический обряд

В Католической церкви погребение Христа также вспоминается во время богослужения Великой пятницы.

В этот день после Евхаристической литургии в завершение службы проводится так называемая «процессия ко Гробу Господню», во время которой Святые Дары переносятся из главной дарохранительницы храма, которая остаётся пустой, в боковую часовню, символически представляющую Гроб Господень, где и остаются до торжественного пасхального богослужения.

Процессия символизирует снятие с Креста Тела Спасителя и Его погребение. С Креста снимают скульптурную фигуру Спасителя, при этом используют молоток, гвозди и клещи для вынимания гвоздей из рук и ног статуи.