Подземная церковь св. Елены

Церковь скромно украшена в память о простоте св. Елены

Подземная церковь св. равноап. Елены
pinterest button

Если идти по галерее позади алтарной апсиды Кафоликона, то между престолами Тернового Венца и Разделения Риз можно увидеть уходящую вниз крутую лестницу, 29 ступеней которой ведут в подземную церковь св. равноапостольной Елены.

Подземная церковь св. Елены, церковь XII в., расположена на нижнем уровне храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Первоначально этот небольшой храм (20×13 м) являлся криптой Мартириума — базилики периода императора Константина.

Во времена сначала персидских (царь Хозрой), а затем и арабских (халиф аль-Хаким) завоеваний базилика была безвозвратно утеряна.

В середине XII в., по словам хрониста Вильгельма Тирского, крестоносцы с размахом перестроили храм Гроба Господня в величественном романском стиле.

Исследуя восточные руины, они пытаясь найти место, где, как полагали, был обретён Истинный Крест, и обнаружили фундамент римского храма Адриана. Тогда и было решено превратить это пространство в церковь, посвященную св. Елене.

Подземная церковь св. равноап. Елены
pinterest button Подземная церковь св. равноап. Елены

В настоящее время церковь св. Елены принадлежит армянской апостольской церкви, которая приобрела её, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой — у эфиопов.

Церковь скромно украшена в память о простоте св. Елены. Купол поддерживается древними монолитными колоннами, своды более поздние, XII в. Купол выходит на поверхность земли, через его окна освещается храм.

Вид на Церковь Христа Искупителя (Редимер) с крыши церкви св. Елены
pinterest button Вид на Церковь Христа Искупителя (Редимер) с крыши церкви св. Елены

Всё пространство пола между колоннами покрыто мозаикой, рассказывающей об истории Армении, её памятниках и храмах.

Фрагмент мозаики пола
pinterest button Фрагмент мозаики пола

Церковь имеет два престола: северный алтарь посвящен св. Дисмасу, Благоразумному разбойнику; главный, центральный, — св. Елене и ее современнику святителю Григорию Просветителю.

Согласно армянскому преданию, когда св. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, был удостоен схождения св. Огня.

В юго-восточной части церкви имеется скамья, на которой, по преданию, сидела св. Елена, когда велись поиски Истинного Креста.

По правую сторону в церкви располагается темная лестница из 13 железных ступеней, которые и ведут к пещере Обретения Креста. Вдоль неё на стенах можно увидеть вырезанные на стенах кресты, оставленные воинами-крестоносцами и паломниками.

Кресты, оставленные рыцарями-крестоносцами
pinterest button Кресты, оставленные рыцарями-крестоносцами

Во время реставрационных работ и раскопок 1973-78 гг. в храме Гроба Господня к востоку от церкви св. Елены была обнаружена пещера с рисунком римского корабля и двумя низкими стенами, которые поддерживали фундамент храма Адриана периода II в. и выше стену IV в., построенную для поддержки базилики Константина.

Армянские власти превратили это археологическое пространство в часовне св. Вартана, и создали искусственный проход, через который можно пройти в часовню из церкви св. Елены.

Полезная информация

Подземная церковь св. Елены
англ. Chapel of Saint Helena

Стоимость посещения

бесплатно

Часы работы

  • 5.00–20.00 апр–сент, ежедневно
  • 4.30–19.00 окт–март
  • Как правило, Храм закрывается несколько позже указанного времени.
  • В дни христианских праздников доступ к святыням может быть затруднён.
  • Лучшее время посещения: с 16.00–17.00 до закрытия, когда меньше паломнических и экскурсионных групп.

☎ 02 627 3314

Св. равноап. царица Елена

Когда царица Елена в 326 г. приехала в Иерусалим, ей было уже около 70 лет.

Её приезд полностью изменил положение церкви.

Были произведены раскопки на святых местах, определено и найдено место Святого Гроба и Голгофы, возведены храмы в Иерусалиме, Вифлееме, на Елеонской горе, но, главное, был обретён Животворящий Крест Господень.

Обратите внимание

На стены по сторонам лестницы, ведущей к пещере Обретения Креста.

Камни покрыты своеобразной клинописью — крестами.

Это рыцари-крестоносцы и паломники оставили свои автографы на стенах.