Демография Иерусалима

Иерусалимцы относятся ко множеству национальных, этнических и религиозных деноминаций

Народные гуляния в Иерусалиме
pinterest button

К ним, среди прочих, относятся европейские, ближневосточные и африканские евреи, грузины, армяне, мусульмане, протестанты, греки, греко-православные, сирийско-православные и коптско-православные арабы. Многие из этих групп были когда-то иммигрантами или паломниками, которые с течением времени превратились в почти-коренные группы населения, утверждающие, что значимость Иерусалима для их религии является той причиной, по которой они переехали в город и пребывают в нём.

Долгая история завоеваний Иерусалима различными соперничающими государствами привела к тому, что многие из различных групп, населяющих город, никогда полностью не отождествляли себя и не ассимилировались с конкретным государством, сколько бы времени ни длилось его правление. Хотя они могли быть гражданами данного конкретного царства и империи, вовлечёнными в гражданскую деятельность и выполнение обязанностей, эти группы часто воспринимали себя, как отдельные национальные общности. Оттоманская система миллетов, в рамках которой меньшинствам в Османской империи предоставлялись полномочия самоуправления в рамках более широкой системы, позволяла этим группам сохранять автономию и оставаться отдельными от других религиозных и национальных групп. Некоторые палестинские жители города предпочитают использовать термин макдиси или кудси в качестве палестинского демонима.

Демографическая история

На протяжении 5000-летней истории Иерусалима численность и состав его населения многократно менялись.

Иерусалим в I веке

Население Иерусалима во времена Иосифа Флавия насчитывало, согласно оценкам, около 80 000 человек. Полная численность фарисеев — предшественников современного талмудического иудаизма — составляла, согласно Иосифу, около 6 000.

Римский историк Тацит оценивает население Иерусалима в период Первой Иудейской войны (66-73 н. э.) в 600 000 человек, в то время как Иосиф определяет количество убитых во время войны, как 1 100 000. Иосиф также писал, что 97 000 человек были проданы в рабство. После победы римлян над евреями, количество мёртвых тел, вынесенных через одни из ворот в промежутке между месяцами Нисан и Таммуз, составило 115 880.

Указывая, что цифры, приводимые в исторических источниках, были обычно чрезвычайно преувеличены, Хиллель Гева, на основании археологических свидетельств, оценивает реальное население Иерусалима перед его разрушением в 70 г. н. э. максимум в 20 000 жителей.

Современная эпоха

Данные о населении до 1905 г. по большей части основаны на приблизительных оценках, часто — иностранных путешественников или организаций, поскольку до этого момента переписи обычно охватывали более обширные территории — такие, как Иерусалимский округ. Эти оценки указывают на то, что начиная с завершения крестовых походов и до середины XIX века наибольшую группу населения Иерусалима составляли мусульмане.

Евреи в Иерусалиме (1895)
pinterest button Евреи в Иерусалиме (1895) ChanochGruenman, CC BY-SA 3.0

Между 1838 и 1876 годами появляется большое количество оценок, противоречащих друг другу касательно того, евреи или мусульмане являлись в городе крупнейшей группой (или большинством); а между 1882 и 1922 годами противоречия между оценками возникают в вопросе о том, когда именно большинство населения стали составлять евреи.

Детский сад в Ришон ЛеЦион, ок. 1898 г.
pinterest button Детский сад в Ришон ЛеЦион, ок. 1898 г. האחים גיסין, Public Domain

В работе, написанной в 1841 г., исследователь Библии Эдвард Робинсон отметил конфликтующие демографические оценки касательно Иерусалима этого периода, указав в комментарии к оценке, данной в 1839 г. Моисеем Монтефиоре:

В 1843 г. преподобный Ф. К. Эвальд, христианский путешественник, посетивший Иерусалим, сообщил о прибытии 150 евреев из Алжира. Он написал, что теперь имеется большое количество евреев с берегов Африки, которые формируют отдельную конгрегацию.

Каменотесы (ок. 1900)
pinterest button Каменотесы (ок. 1900) TheRealHuldra, Public Domain

Между 1856 и 1880 годами еврейская иммиграция в Палестину более чем удвоилась, причём большинство прибывших поселилось в Иерусалиме. Большую часть этих иммигрантов составляли ашкеназы из Восточной Европы, кормившиеся Халуккой.

В 1881-82 г.г. прибыла группа евреев из Йемена — вследствие мессианского рвения. Прожив несколько лет в Старом городе, они перебрались на холмы, обращённые к Городу Давида, где жили в пещерах. В 1884 г. это сообщество численностью 200 человек, переехало в новые каменные дома, построенные для них на еврейские пожертвования.

В течение последних ста лет перед основанием Государства Израиль евреи составляли большинство населения Иерусалима. К моменту окончания Британского мандата в 1948 году и разделению города, распределение населения Иерусалима было следующим: 60% — иудеи, 20% — мусульмане, 20% — христиане. В 1948 в западной части города жили 83 984 человек; в 1967, на момент включения восточного Иерусалима в муниципальные границы, в западной части города проживало около 200 тыс. человек, в восточной — около 66 тыс. человек.

Демографические данные с 1967 по 2012 г. показывали непрерывное увеличение арабского населения — как в относительных, так и в абсолютных цифрах — и уменьшение доли евреев в общем населении города. В 1967 г. евреи составляли 73,4% населения города; в 2006 г. евреев было на девять процентов меньше, а к 2010 г. еврейское население сократилось до 64%. За тот же период арабское население возросло с 26,5 % в 1967 г. до 36% в 2010 г. В результате за период, прошедший после Шестидневной войны, при общем росте населения Иерусалима на 196%, еврейское население выросло на 155%, в то время как арабское — на 314%. Это было связано с более высокой рождаемостью у мусульман (в 1999 г. суммарный коэффициент рождаемости у евреев составлял 3,8 ребёнка в расчёте на одну женщину, в то время как у палестинцев — 4,4) и оттоком еврейского населения. Это повлекло за собой опасения, что арабы в конечном счёте составят большинство населения города.

Население Иерусалима по религиозному составу
pinterest button Население Иерусалима по религиозному составу Alt0160, CC BY-SA 3.0

Между 1999 и 2010 годами эти демографические тренды развернулись вспять, и уровень рождаемости у евреев стал расти, а арабов — уменьшаться. К 2010 г. темпы роста еврейского населения превысили темпы роста арабского. В этом году рождаемость в городе была отмечена на уровне 4,2 ребёнка на еврейскую семью, по сравнению с 3,9 ребёнка на арабскую. Кроме того, стабильно возрастало число еврейских иммигрантов из-за границы, выбиравших местом поселения Иерусалим. В 2005 г. в Иерусалиме поселились 2 850 новых еврейских иммигрантов, преимущественно из Соединённых Штатов, Франции и бывшего Советского Союза; в 2010 г. Иерусалиме поселились 2 250 иммигрантов.

Считается, что уровень рождаемости у евреев в настоящее время всё ещё растёт, в то время как у арабов продолжает снижаться. На сегодняшний день, женщина в Иерусалиме в среднем рожает 3,9 детей, причем рождаемость у еврейских женщин составляет 4,2 ребёнка, у арабских — 3,4. Уменьшение рождаемости арабского население связывают с увеличением образования в арабском секторе: сегодня 89% учениц арабских школ в Иерусалиме получают диплом об окончании средней школы, и многие из них продолжают учёбу в университете. Высокий процент рождаемости у еврейских женщин, в свою очередь, связан с высокой рождаемостью у ортодоксальных евреев. В 2009 г. 59 900 из 150 100 школьников, или 40%, учились в государственных светских и национальных религиозных школах, в то время как 90 200, или 60%, — в школах харедим. Это коррелирует с данными о большом количестве детей в семьях харедим.

Еврейское население Иерусалима исключительно религиозно. Лишь 21% еврейских жителей являются светскими; более 76% считают себя религиозными, а более половины из них относят себя к ортодоксам. Кроме того, евреи харедим составляют 30% взрослого еврейского населения города. Процент работающих еврейских женщин (50%) превосходит процент работающих еврейских мужчин (47%) — феномен, редко встречающийся в мировой практике.

Армянский квартал
pinterest button Армянский квартал Deror avi, GNU 1.2

Количество выезжающих жителей превосходит количество приезжающих. Возможными причинами этого являются высокая стоимость жизни, меньшее количество рабочих мест и всё более религиозная специфика города (хотя, если говорить о пропорциях — молодые харедим уезжают в больших количествах). Процент светских евреев — или тех, кто «относится к своей религии без фанатизма» — сокращается; за период с 2005 до 2012 года город покинули около 20 000 из них. Сейчас они составляют 31% населения — тот же процент, что и растущее ультра-ортодоксальное население. Многие переезжают в пригороды и прибрежные города в поисках более дешёвого жилья и более светского образа жизни.

Эзрат Тора, квартал харедим
pinterest button Эзрат Тора, квартал харедим Ranbar, CC BY-SA 3.0

Тем не менее, население Иерусалима продолжает расти благодаря высокому уровню рождаемости, в особенности в общинах евреев харедим и арабских сообществах. Общий уровень рождаемости в Иерусалиме существенно выше, чем в Тель-Авиве, и выше среднестатистического по стране. Среднестатистическая численность иерусалимского домохозяйства (которых насчитывается 180 000) составляет 3,8 человек.

Карта Восточного Иеусалима
pinterest button Карта Восточного Иеусалима Doron, Vectorization: Chabacano, CC BY-SA 3.0

В то время как некоторые израильтяне воспринимают Иерусалим как бедный, запущенный и пронизанный религиозными и политическими конфликтами, город, как магнит, притягивает палестинцев. Палестинцев привлекает доступность рабочих мест, — Иерусалим предлагает больше рабочих мест и возможностей, чем любой город на Западном берегу или в Секторе Газа, — здравоохранение, социальная защита, другие льготы и качество жизни, которые Израиль обеспечивает жителям Иерусалима. Арабским жителям Иерусалима, которые предпочитают не обзаводиться израильским гражданством, гарантируется израильское удостоверение личности, позволяющее им с относительной лёгкостью проходить через пункты проверки и путешествовать по всему Израилю, что облегчает нахождение работы. Жителям города также полагается субсидируемая медицинская помощь и льготы социального обеспечения, предоставляемые Израилем своим гражданам, и право участия в муниципальных выборах. Арабы в Иерусалиме могут посылать своих детей в школы, находящиеся в израильском управлении (хотя не в каждом квартале имеется такая школа), и университеты. Жители города могут обращаться к израильским врачам и в высоко котирующиеся больницы — такие, как больница Хадасса.

В христианском квартале старого города
pinterest button В христианском квартале старого города Deror avi, GNU 1.2

Демография и разделённость еврейско-арабского населения играют большую роль в споре об Иерусалиме. В 1998 г. Управление развития Иерусалима предложило расширить пределы города к западу, чтобы включить больше территорий, плотно заселённых евреями.

Христианское население города постоянно сокращается. Наиболее резкое сокращение христианской общины пришлось на 1948–1967 годы, но и в настоящее время большинство молодых христиан, родившихся в городе, уехали из него. Крупнейшие христианские общины — католическая и греко-православная.

Дети в Иерусалиме
pinterest button Дети в Иерусалиме Gilabrand, CC BY 2.5

В Восточном Иерусалиме в конце 2008 г. насчитывалось 456 300 жителей, что составляло 60% населения Иерусалима в целом. 195 500 из них были евреи, живущие в поселениях, которые считаются незаконными с точки зрения международного права (это составляло 43% населения Восточного Иерусалима, и 40% еврейского населения Иерусалима в целом), 260 800 — мусульмане (57% населения Восточного Иерусалима, и 98% мусульманского населения Иерусалима в целом). (По сообщению Палестинского центрального бюро статистики, число палестинцев, живущих в Восточном Иерусалиме, составляло в 2008 г. — согласно недавно проведённой переписи — 208 000 человек.)

В Старом городе, согласно исследованию, опубликованному в 2000 г., из 32 488 жителей было около девяти процентов евреев.

Население Иерусалима в разные периоды:
годиудеимусульманехристианевсегоисточник
1471250 семей ? ? ?Salo Baron
148876 семей ? ? ?Salo Baron
1489200 семей ? ? ?Avraham Yaari
1525199 семей616 семей119 семей ?Salo Baron
152510003700?
153811506750?
15391630 взрослых мужчин ? ? ?турецкие документы регистрации налогов (Tahrir)
15531958 взрослых мужчин11,750358 взрослых мужчин ?Bruce Masters
15562350 взрослых мужчин ? ? ?турецкие документы регистрации налогов (Tahrir)
1562120011 450?
15631720 взрослых мужчин ? ? ?турецкие документы регистрации налогов (Tahrir)
15681160 взрослых мужчин ? ? ?османская перепись населения
16404000 ? ? ?Roger — французский путешественник
17232000 ? ? ?Johann Aegidius Van Egmont и John Heyman — христианские путешественники
1838 ? ? ?11 000Энциклопедия Британника
184471205000339015 510

Краткая еврейская энциклопедия

Manashe Harrel

185013 800 ? ? ?перепись Англо-Еврейского общества
18693200 семей ? ? ?H. J. Sneersohn, New York Times, 19 февраля 1869
187210,6005000530020 900Энциклопедия Британника
187612 0007560547025 030Краткая еврейская энциклопедия
Manashe Harrel
189628 112
28 110
8560
8560
8748
8750
45 420
45 420
Краткая еврейская энциклопедия
Manashe Harrel
190540 000700013 00060 000Краткая еврейская энциклопедия
191348 40010 05016 75075 200Краткая еврейская энциклопедия
192233 97113 41314 69962 578данные переписи населения
Manashe Harrel
193151 222
51 200
19 894
19 900
19 335
19 300
90 503
90 053
данные переписи населения
Manashe Harrel
194497 00030 60029 400157 000?
194697 00031 00030 000158 000?
1948100 00040 00025 000165 000Краткая еврейская энциклопедия
Manashe Harrel
196172 %22 %5 %Только западная часть
1967196 500
195 700
58 300
54 963
13 000
12 646
267 800
263 307
данные частичной переписи населения
Manashe Harrel
1971222 20068 00011 000301 300Краткая еврейская энциклопедия
1980292 300
292 300
103 89011,000407 190
407 100
Краткая еврейская энциклопедия
данные иерусалимского муниципалитета
1990378 200131 80014 400524 400данные иерусалимского муниципалитета?
1995417 100
420 900
182 700
165 800
14 100
14 200
617 000
602 700
данные иерусалимского муниципалитета?
данные Jerusalem Institute for Israel Studies
2000439 600196 90014 200657 500данные Jerusalem Institute for Israel Studies
2003470 000190 00010 000670 000Краткая еврейская энциклопедия
2005464 300232 30014 900719 900данные Jerusalem Institute for Israel Studies
2009476 000247 80015 200 (из них 12 600 арабов)760 800данные иерусалимского муниципалитета
2013509 600295 50015 000 из них около 12 тыс. арабов829 900данные ЦСБ Израиля и Jerusalem Institute for Israel Studies
2015574 100285 50020 200886 400данные иерусалимского муниципалитета

Полезная информация

Демография Иерусалима

Современные демографические данные

Национальный состав, по данным на начало 2013 года: евреи — 530,3 тыс. (64,0%), включая репатриантов, чья национальность в МВД не определена) — 539,9 тыс. (65,1%), арабы — 279,7 тыс. (33,8%) из них: арабы-мусульмане — 267,9 тыс. (32,3%) арабы-христиане — 11,8 тыс. (1,4%), армяне — 5,6 тыс. (0,7%) из них: в Армянском квартале 3,65 тыс., другие — 3,3 тыс.(0,4%) из них: русские — 0,8 тыс., американцы — 0,45 тыс., французы — 0,3 тыс., немцы — 0,25 тыс., украинцы — 0,2 тыс., англичане — 0,2 тыс., молдаване — 0,15 тыс..

На конец 2013 года в Иерусалиме проживало 829 863 жителей, этнический состав: 307 600 (37%) арабов и 522 300 (63%) евреев и других. Состав населения города по конфессиям был следующим (согласно данным Иерусалимского института изучения Израиля): 509 600 (61.4%) евреев, 295 500 (35.6%) мусульман, 15 000 (1.8%) христиан (из них около 12 тыс. — арабы) и 9600 других. Рост населения составлял 1,8% в год.

В 2014 году в город переселилось 10 200 жителей, а покинуло его 17 900 жителей, при этом 80% покинувших город переехали в города-спутники Иерусалима и другие населенные пункты вблизи города (Маале-АдумимМевасерет-ЦионГиват-ЗеевЦур-ХадассаЭфратБейтар-Иллит и другие).

Данные праздничного буклета Иерусалимского муниципалитета к 48-й годовщине объединения города (15.05.2015): Население Иерусалима (без пригородов) — 886 400 жителей. С пригородами более 1 млн. Наиболее крупные районы — Рамот-Алонрусск. (44 568 жителей), Писгат-Зеев (43,983 жителя), Гило (31 694 жителя). Среди арабских районов наиболее крупные — Бейт-Ханина (35 800 жителей), мусульманский квартал Старого города (28 200 жителей), Рас-эль-Амуд (24 640 жителей).

Национальный состав на 15.05.2015: евреи (574,1 тыс.), арабы-мусульмане (285,5 тыс.), арабы-христиане (11,9 тыс.), армяне (5,5 тыс.), другие (9,6 тыс.) Конфессиональный состав: иудеи (65%), мусульмане (32%), христиане (2%), другие (1%).

35,7% населения Иерусалима — это молодежь до 18 лет. В учебных заведениях города в 2014/2015 учебном году училось 269,100 человек. В Иерусалимском Университете и других высших учебных заведениях города учились 38 300 студентов.