Филистимляне

Прибыв в Ханаан, филистимляне испытали сильное воздействие местного населения, главным образом за счет метисации с ханаанейскими женщинами

Филистимские воины, взятые в плен фараоном Рамсесом III. Они носят украшенные плюмажем шлемы и юбки с кистями.
pinterest button

Филистимляне — древний народ, населявший приморскую часть Израиля (от современного Тель-Авива до Газы), начиная с XII века до н. э. Неоднократно упомянут в Ветхом Завете (начиная с Быт. 10:14), а также в ассирийских и египетских источниках.

На Ближнем Востоке только филистимляне (пеласги) и хетты владели технологией выплавки стали, ознаменовав начало Железного Века. Согласно недавним открытиям, филистимляне в XII—IX вв. также проживали в Сирии (долина Амук).

Происхождение

Филистимляне не были аборигенами Палестины. Из Втор.2:23, Иер.47:4 и Амос.9:7 можно понять, что филистимляне происходили с острова Кафтор (Крит), однако об их дальнейших переселениях точных данных нет. Вероятно, они населяли область у горы Касиос, расположенную восточнее дельты Нила.

Часть филистимлян сначала переселилась туда с Крита вместе с теми «народами моря», которые в XII в. до н. э. совершили нападение на Египет. Позднее они достигли южных границ Ханаана (Палестины), пройдя через область у горы Касиос.

Другая часть филистимлян переселилась в Ханаан непосредственно с о-ва Крит. Предания о них сохранились со времён Авраама и Исаака (Быт.21:32,34; 26; Исх.13:17; 15:14; 23:31).

Критское происхождение филистимлян подтверждается и тем, что Крит соответствует той области (или её части), которую египетские тексты обозначают как «землю Кефто».

Филистимские воины, взятые в плен фараоном Рамсесом III. Они носят украшенные плюмажем шлемы и юбки с кистями.
pinterest button Филистимские воины, взятые в плен фараоном Рамсесом III. Они носят украшенные плюмажем шлемы и юбки с кистями. Faucher-Gudin, Public Domain

В одном из египетских документов встречается имя Анхус, которое в Библии носит царь Гета. Кроме того, на одном из египетских рельефов времен Рамсеса III пленные воины «народов моря» изображены в украшенных перьями головных уборах, какие носили древние жители Крита.

В 1 Цар. 30:14 говорится о Керети (Крите), в то время как в ст. 16 упоминается «земля Филистимская». (Ср. Иез. 25:16; Соф. 2:5, где критяне также отождествляются с филистимлянами).

Филистимский боевой корабль
pinterest button Филистимский боевой корабль Faucher-Gudin, Public Domain

По одной из версий филистимляне отождествляются с финикийцами. Часть современных учёных отождествляет филистимлян с пеласгами, согласно одной из версий являвшимися индоевропейским народом.

Прибыв в Ханаан, филистимляне испытали сильное воздействие местного населения, главным образом за счет метисации с ханаанейскими женщинами.

История

Филистимляне не создали централизованного государства, а образовали коалицию из пяти полисов (греч. Пентаполис — «Пятиградие»).

Пятый филистимский город, Экрон, был, по-видимому, не завоёван, а основан.

Филистимлянская керамическая посуда. XII в. до н.э.
pinterest button Филистимлянская керамическая посуда. XII в. до н.э. Hanay, CC BY-SA 3.0

Обладая передовыми для своего времени технологиями (выплавка и обработка железа, производство железных колесниц и оружия), филистимляне вторгались в глубь Ханаана. Наступление филистимлян на земли иудеев было остановлено в начале Х века (в эпоху объединённого Израильского царства), территория филистимлян сократилась до окрестностей Пентаполиса, но борьба длилась до конца VIII — начала VII веков до н. э. (захвата Пентаполиса и Иудейского царства Ассирией).

Филистимляне упоминаются и в ассирийских надписях, например, в надписях Синаххериба (библ. Сеннахерима). Филистимлянам тоже пришлось испытать на себе ассирийское, вавилонское, а затем и персидское господство, поскольку в сравнении с этими народами они, как и израильтяне, оставались лишь одним из малых народов.

Восстановленное филистимлянское жилище
pinterest button Восстановленное филистимлянское жилище Avi1111, CC BY-SA 3.0

Филистимляне как народность исчезают после походов Александра Македонского (IV век до н. э.), растворившись в массе эллинизированного населения Восточного Средиземноморья.

Во II—I веках до н. э. города филистимлян были завоёваны Хасмонеями.

Филистимляне в Сирии

В XI–IX веках на равнине Амук в Сирии существовало государство, созданное «народами моря» (его керамика идентична позднемикенской, как и для филистимлян Палестины), именуемое в позднелувийских источниках wa-la/li-sa-ti-ni, а в ассирийских как Pattin. Известны имена правителей этой страны IX века — царь Тайта и его жена Купапияс.

Филистимляне в Библии

Будучи морским народом и поклоняясь морскому божеству Дагону, филистимляне не слишком интересовались колонизацией внутренних, далёких от моря земель Ханаана, куда с востока начали вторгаться кочевые семиты-израильтяне. Тем не менее, филистимляне неоднократно покоряли израильтян, живших по обоим берегам реки Иордан (Суд. 10:7). Известный израильский богатырь Самсон погиб (Суд. 16:25-31) в плену в филистимском городе Газа. Именно для сопротивления филистимской экспансии израильские племена консолидировались под властью царя. Однако филистимляне не только нанесли израильтянам сокрушительное поражение, но и забрали в качестве трофея священный Ковчег Завета. Тем не менее, столкнувшись с многочисленными бедствиями, которые они связывали с ковчегом (согласно библейскому тексту, (1Цар. 5:1-6:18)), филистимляне вынужденно возвратили Ковчег Завета израильтянам.
Сам царь Давид начинал свою карьеру как филистимский вассал и не без помощи филистимлян воцарился сначала в Хевроне, а затем в Иерусалиме.

После разделения Израильского царства столкновения между филистимлянами и иудеями возобновились. При Иораме филистимляне грабили Иудею и Иерусалим (2Пар. 21:16 и след.), но при Озии они терпели поражения от израильтян (2Пар. 26:6 и след.). При Ахазе Иудея страдала от набегов филистимлян на города, расположенные на равнине и на юге, причём некоторые из этих городов филистимляне избрали местом своего поселения (2Пар. 28:18). Езекия одержал победу над филистимлянами (4Цар. 18:8).

Ко времени возвращения евреев из Вавилонского плена (VI век до н. э.) азотяне (жители библейского Ашдода) продолжали сохранять свой язык (местный ханаанейский диалект) и даже ассимилировали иудеев. (Неем. 13:24)

Полезная информация

Филистимляне
ивр. פלישתים
араб. فلستينيون
англ. Philistines‎
транслит. «плиштим»
досл. «вторгающиеся»

Известные филистимляне

  • Анхус — царь Гефа, покровитель Давида.
  • Голиаф — противник Давида.
  • Далила — подруга Самсона, предавшая его позднее.
  • Тайта и Купапияс — правитель сирийских филистимлян и его жена.

Материальная культура

Филистимская керамика достаточно близка к керамике крито-микенской культуры, так что даже если филистимляне не имели непосредственного отношения к Криту, по крайней мере, имели с этой культурой тесные связи и испытали её влияние. Ранняя филистимская керамика, найденная в раскопках Ашкелона, Ашдода, Экрона и Гата, является местным вариантом позднеэлладской керамики III-го периода. Аналогичная керамика элладского типа за пределами Греции, помимо территории филистимлян, известна также в Киликии и в долине Амук.

Филистимляне первыми привнесли культуру железа в Ханаан. Археологами обнаружены изготовленные филистимлянами железные кинжалы, серпы, мечи, наконечники копий, элементы плуга и даже украшения. Столь раннее владение технологией производства железа говорит в пользу их происхождения с северной Анатолии или с Кавказа, где она впервые, скорее всего, появилась. В руинах филистимских городов найдено большое количество пивных кувшинов, снабжённых носиками с фильтром для задержания ячменной шелухи, плавающей в свежесваренном пиве. Таким образом, филистимляне оказывали предпочтение пиву, традиционному напитку греческих воинов. Филистимляне изготовляли также и вино, найденные в раскопках свиные и собачьи кости позволяют предположить, что мясо этих животных входило в обычный рацион филистимлян.

Письменностьи язык

В первые века после миграции в Палестину филистимляне, вероятно, ещё говорили на собственном языке, глоссы которого сохранились в Ветхом Завете. Язык также, вероятно, представлен крайне скудными фрагментарными надписями.

Тем не менее, уже к IX в. до н. э. филистимляне, продолжая сохранять свою этническую и культурную идентичность, перешли в основном на местный ханаанейский (западносемитский) диалект, выработав собственный филистимский семитский язык, известный также как экронский язык, на котором выполнен ряд надписей.

Переход филистимлян около III в. до н. э. на арамейский язык примерно совпадает с прекращением их упоминания как отдельного народа.

Религия

Среди божеств филистимлян самое важное место занимал Дагон — храмы, посвященные этому богу находились в Газе и Азоте; и Баал-Зебуб (Вельзевул), почитавшийся в Екроне и богиня Астарта (Аштарт).

Согласно Ветхому Завету, за враждебность к народу Израиля филистимлян вновь и вновь постигали предсказанные пророками наказания (см. Ис.11:14; Иер.25:20; 47; Иез.25:15—17; Амос.1:6—8; Соф.2:4—7). Однако в Библии содержится также предсказание и о том, что в конечном итоге филистимляне познают истинного Бога (Зах.9:5—7).

Археологи впервые в истории нашли захоронения библейских филистимлян.

Международная группа археологов заявила о том, что им впервые в истории удалось найти захоронения филистимлян — народа, неоднократно упоминаемого в Библии.