Израильские поселения

Многие страны и ООН определяют данные территории как оккупированные. Израиль определяет эти территории как спорные.

Улица Неве Декалим в Гуш-Катиф до сноса
pinterest button

Израильские поселения на Западном берегу реки Иордан и в Секторе Газа — это населенные пункты, созданные после 1967 г. на территориях, занятых Израилем в ходе Шестидневной войны, жителями которых являются граждане Израиля, в основном евреи.

В настоящее время эти поселения существуют на территории Западного берега реки Иордан (Иудея и Самария), находящейся как под израильским контролем, так и под управлением Палестинской национальной администрации.

В международном сообществе имеется широкий консенсус о том, что существование израильских поселений на оккупированных территориях противоречит Женевской конвенции.

Такие международные межправительственные организации, как Конференция стран участников Четвертой Женевской Конвенции, ООН и ЕС неоднократно заявляли, что эти поселения являются серьезным нарушением международного права.

Неправительственные организации, такие как Международная Амнистия и Human Rights Watch, также охарактеризовали создание поселений как нарушение международных законов.

Израиль не согласен, что его действия являются нарушением международного права, и что в данном случае не могут быть применены нормы Женевской конвенции, поскольку «эти территории ранее не принадлежали никакому государству».

На 2007 г. количество жителей израильских поселений на Западном берегу реки Иордан (включая районы Иерусалима, расположенные восточнее линии разделения от 1948 г., как например, Неве-Яаков, Писгат-Зеев, Гива Царфатит, Гило, Ар-Хома) составляло 484 тысячи человек.

Термины

На иврите поселение за пределами зеленой линии как правило называют «хитнахлут» (התנחלות). Термин это означает «наследие», то есть поселение, основанное на земле унаследованой от предков, живших на ней во времена израильских царств.

В Торе он упоминается по отношению к заселению евреями Ханнана после исхода из Египта. Термин это стал употребляться после первой победы на выборах и прихода к власти партии Ликуд в 1977 г.

Постепенно термин хитнахлут приобрёл негативную коннотацию и в настоящее время жители поселений и их сторонники пользуются термином «хитьяшвут», который означает собственно «заселение».

Палестинцы называют израильские поселения термином «мустамараат» (مستعمرات), что означает в дословном переводе колонии.

Израильское правительство официально придерживается исторических названий Иудея и Самария в отношении территории, названной во 2-й половине ХХ в. Западным берегом реки Иордан.

В отличие от представителей израильского правого лагеря, с этим термином не согласны представители левого лагеря, противники полной или частичной аннексии этой территории Израилем.

Обзор истории Иудеи и Самарии

  • До XIII в. до н. э. на территории западного берега реки Иордан располагались несколько городов-государств различных ханаанских народов.
  • В течение XIII—XII вв. до н. э. эти территории были захвачены еврейскими племенами и с тех пор вошли в состав Земли Израиля. Название «Иудея» получила территория отошедшая колену Иехуды.
  • В XI в. до н. э. эта территория вошла в состав объединённого Израильского царства, столицей которого вначале был город Хеврон, а затем стал Иерусалим.
  • После распада объединённого Израильского царства в X в. до н. э. на его бывшей территории были созданы два царства — Иудея и Израиль. Израильские цари основали новую столицу своего царства — г. Самарию. Территория прилегающая к новой столице стала называться Самария.
  • Еврейская государственность была окончательно разрушена Римской империей в период императора Адриана во II веке н. э. Земля Израиля была переименована римлянами в провинцию Палестина, по названию одного из народов моря (филистимляне) проживавших в ней в прошлом.
  • В течение последующих 18 веков эта территория поочерёдно входила в состав римской империи, византийской империи, арабского халифата, государства крестоносцев, государства мамелюков, османской империи и британского мандата.
  • В конце XIX и первой половине ХХ вв. евреи-репатрианты создали в Иудее, Самарии и в районе Газы ряд поселений. В ходе Арабо-израильской войны 1947—49 гг. Иудея и Самария были заняты и в одностороннем порядке аннексированы Трансиорданией (Иорданией), которая дала им название «Западный берег», чтобы различить его с восточным берегом, который был основной её территорией до войны. Жители немногочисленных еврейских поселений на захваченных Трансиорданией территории бежали или были изгнаны Трансиорданией в Израиль.
  • Территории Иудеи и Самарии попали под контроль государства Израиль в 1967 году, в результате Шестидневной войны.

История современных израильских поселений

  • В 1967 г., в результате Шестидневной войны Израиль приобрел контроль над рядом новых территорий.
  • От Иордании под контроль Израиля перешли Западный берег реки Иордан, включая находившуюся до войны в пределах Иордании восточную часть Иерусалима (Восточный Иерусалим).
  • От Египта под контроль Израиля перешли Синайский полуостров и сектор Газа.
  • От Сирии под контроль Израиля перешли Голанские высоты. В 1981 г. они были аннексированы Израилем.
  • В 1967 г. муниципальные границы Иерусалима были расширены на Старый город и Восточный Иерусалим. Жителям бывшей иорданской части города было на выбор предложено израильское гражданство (за некоторым исключением) или вид на жительство (в случае, если они захотят сохранить иорданское гражданство). Аннексия Израилем Восточного Иерусалима не была признана ни одной страной мира.
  • Синай, сектор Газа и Западный берег реки Иордан получили статус оккупированных территорий. Их жителям не было предложено израильское гражданство или вид на жительство. Хотя изначально, у них де-факто была возможность работать на территории Израиля и пересекать зеленую черту.
  • В 1967 г. по решению израильского правительства создаются первые израильские военные поселения на Голанских высотах и поселения на Западном берегу реки Иордан.

Моше Даян писал по поводу создания поселений —

Население

В течение долгих лет, израильское правительство поощряло переезд израильтян и новых еврейских репатриантов из других стран в поселения. Переселившиеся туда имели налоговые льготы (7% на месячный доход до 10 тыс. шекелей, льгота отменена в 2002 г., субсидии и льготные ссуды на покупку жилья.

В таблице указано, как происходил рост населения в израильских поселениях:

Еврейское население1948196619721983199320042007
Западный берег реки Иордан (без Иерусалима)480 (см. Гуш-Эцион)0118222800111600234,487276462
Сектор Газа30 (см. Кфар-Даром)0700 190048007,8260
Голанские высоты007768001260017,26518692
Восточный Иерусалим2300 (см.Атарот, Неве Яков)0864976095152800181587189708
Всего28100106081106595281800441165484862

1 включая Синай

Численность населения продолжает расти за счет внутренней миграции, внешней миграции (в поселения прибывает в среднем по 1000 евреев-иностранных граждан в год), а также за счет высокой рождаемости (в поселениях рождаемость примерно в 3 раза выше, чем в целом по Израилю, что связано с высоким процентом религиозных поселенцев).

Статус Поселений с точки зрения ортодоксального иудаизма

Ситуация при которой законность освобождения евреями Земли Израиля и заселение её будут оспариватся народами мира была описана Раши, известным еврейским комментатором ТаНаХа и Талмуда, ещё в XI в. н. э., за 900 лет до возвращения евреев на свою землю.

В комментарии на первые слова Торы «В начале сотворил Б-г небо и землю» Раши пишет: «Сказал раби Ицхак: «Надлежало бы начать Тору со (стиха) «Этот месяц для вас — глава месяцев» [Исход 12, 2], который является первой заповедью, данной (сынам) Израиля. Почему же (она) начинается с с сотворения мира? Потому что «силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать им владение племен» [Псалмы 111, 6].

Ибо если скажут народы мира Израилю: «Разбойники вы, захватившие земли семи народов», то (сыны Израиля) скажут им: «Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее им (на время), по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам».

Статус Поселений с точки зрения международного права

В статье 49 «Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. о защите гражданского населения во время войны» указано

В резолюциях СБ ООН 446, 452, 465 и 471, принятых в 1979–80 гг., указывалось, что создание Израилем поселений на оккупированных территориях является незаконным, и выдвигались требования к Израилю прекратить строительство поселений.

Позиция Израиля

Израиль не согласен, что его действия являются нарушением международного права, и что в данном случае не могут быть применены нормы Женевской конвенции, поскольку «эти территории ранее не принадлежали никакому государству».

Полезная информация

Израильские поселения
ивр. התנחלות
досл. «наследие»
араб. مستوطنات إسرائيلية или المُغْتَصَبات
англ. Israeli settlements

Список поселений в Иудее и Самарии

(Части израильских поселений присвоен статус города)

  • Алон-Швут (ивр. אַלּוֹן שְׁבוּת‎)
  • Альфей-Менаше (ивр. אַלְפֵי מְנַשֶׁה‎)
  • Ар-Адар (ивр. הַר אֲדָר‎)
  • Ар-Браха (ивр. הַר בְּרָכָה‎)
  • Ар-Гило (ивр. הַר גִּלֹה‎) Считается израильским поселением. С точки зрения израильского законодательства и фактически является одним из районов Иерусалима.
  • Ариэль (ивр. אֲרִיאֵל‎)
  • Атерет (ивр. עֲטֶרֶת‎‎‎)
  • Бат-Айн (ивр. בַּת עַיִן‎‎‎)
  • Бейт-Арье - Офарим (ивр. בֵּית אַרְיֵה-עֳפָרִים‎‎‎)
  • Бейт-Эль (ивр. בֵּית אֵל‎‎‎)
  • Бейтар-Илит (ивр. בֵּיתָר עִלִּית‎‎‎)
  • Гиват-Зеев (ивр. גִּבְעַת זְאֵב‎‎‎. Считается израильским поселением. С точки зрения израильского законодательства и фактически является одним из районов Иерусалима.
  • Эфрата (ивр. אֶפְרָתָה‎)
  • Восточные районы Иерусалима (Эль-Кудс) (ивр. יְרוּשָׁלַיִם‎) (араб. القدس‎‎) (статус города пока спорный)
  • Кармей-Цур (ивр. כַּרְמֵי צוּר‎‎‎)
  • Карней-Шомрон (ивр. קַרְנֵי שׁוֹמְרוֹן‎‎‎)
  • Кдумим (ивр. קְדוּמִים‎‎‎)
  • Кейдар (ивр. קֵדָר‎)
  • Кирьят-Арба (ивр. קִרְיַת־אַרְבַּע‎). Считается израильским поселением, фактически еврейская часть города Хеврон.
  • Кирьят-Луза (Неве-Кедем) (ивр. (קרית לוזה (נווה קדם‎) Считается израильским поселением, фактически самаритянская часть города Шхем (Шомрон, Наблус), прилегающая к еврейскому поселению Ар-Браха.
  • Кфар-Эцион (ивр. כְּפַר עֶצְיוֹן‎‎‎)
  • Маале-Адумим (ивр. מַעֲלֵה אֲדֻמִּים‎‎‎)
  • Маале-Амос (ивр. מַעֲלֵה עָמוֹס‎‎‎)
  • Маале-Эфраим (ивр. מַעֲלֵה אֶפְרַיִם‎‎‎)
  • Мейцад (ивр. מיצד‎) (также неофициальное название Асфар)
  • Мигдаль-Оз (ивр. מִגְדַּל עֹז‎‎‎)
  • Модиин-Илит (ивр. מוֹדִיעִין עִלִּית‎‎‎)
  • Нокдим (ивр. נוֹקְדִים‎‎)‎)
  • Невэ-Даниэль (ивр. נְוֵה דָּנִיֵּאל‎‎‎)
  • Оранит (ивр. אֳרָנִית‎‎‎)
  • Пней-Кедем (ивр. פְּנֵי קֶדֶם‎‎‎)
  • Рош-Цурим (ивр. רֹאשׁ צוּרִים‎‎‎)
  • Текоа (ивр. תְּקוֹעַ‎‎‎)
  • Халамиш (ивр. חַלָּמִישׁ‎‎‎) (также неофициальное название «Неве-Цуф», ивр. נוה-צוף‎)
  • Эльазар (ивр. אֶלְעָזָר‎‎‎)
  • Элькана (ивр. אֶלְקָנָה‎‎‎)
  • Имануэль (ивр. עִמָּנוּאֵל‎‎‎)
  • Гуш-Эцион (ивр. גּוּשׁ עֶצְיוֹן‎‎‎) — поселенческий блок

Сектор Газа

15 августа 2005 г. Израиль начал вывод израильских поселенцев (9 200 человек).

22 августа все израильтяне покинули Сектор Газа.

С 23 августа на территории сектора Газа нет ни одного израильского поселения.

12 сентября Сектор Газа покинул последний израильский солдат.

Бывшие поселения

  • Элей-Синай (ивр. אלי סיני‎)
  • Бдолах (ивр. בדולח‎)
  • Бней-Ацмон (ивр. בני עצמון‎)
  • Гадид (ивр. גדיד‎)
  • Ган-Ор (גן אור)
  • Ганей-Таль (גני טל)
  • Дугит (ивр. דוגית‎)
  • Кфар-Даром (ивр. כפר דרום‎)
  • Кфар-Ям (כפר ים)
  • Кфар-Ацмона (ивр. כרם עצמונה‎)
  • Ацмона (ивр. עצמונה‎)
  • Мораг (ивр. מורג‎)
  • Неве-Дкалим (ивр. נוה דקלים‎)
  • Нисанит (ивр. ניסנית‎)
  • Нецер-Хазани (ивр. נצר חזני‎)
  • Нецарим (ивр. נצרים‎)
  • Пеат-Саде (ивр. פאת שדה‎)
  • Катиф (ивр. קטיף‎)
  • Рафиах-Ям (רפיח ים)
  • Шират-ха-Ям (ивр. שירת הים‎)
  • Слав (ивр. שליו‎)
  • Тель-Катифа (תל קטיפא)