Сефарды

Существует легенда, что ворота в Храм Соломона были покрыты золотом, привезенным с Иберийского полуострова

Сефардская пара из Сараево в традиционных одеждах, 1900
pinterest button

Сефарды — субэтническая группа евреев, сформировавшаяся на Пиренейском полуострове. Исторически бытовым языком сефардских евреев служил ладино (джудезмо, сефардский язык). В собственной (сефардской) литургической традиции использовался сефардский вариант произношения древнееврейского языка.

Евреи начали селиться в Испании, которую называли Сфарад, с незапамятных времен.

Массовое же переселение состоялось лишь в период римского императора Адриана. На протяжении нескольких столетий положение сефардов на полуострове можно было считать вполне удовлетворительным. Но с конца VI в., во времена правления вестготских королей, это положение изменилось к худшему. Так, в 616 г. король Сисебут издал указ, по которому сефарды должны были креститься.

Сефардская семья, Босния, XIX век
pinterest button Сефардская семья, Босния, XIX век desconocido, Public Domain

В 711 г. начался захват Испании арабами. Их эмиры не требовали поначалу от сефардов отказа от своей веры: они должны были лишь платить, как и христиане, двойной налог. Вместе с тем, относительная терпимость со стороны мусульман довольно быстро сменилась репрессиями.

Между тем в ХI в. испанский король Альфонсо VI предоставил сефардам многие права. Именно поэтому значительная их часть из мусульманской Испании переселилась в христианскую, то есть в уже отвоеванную у арабов часть страны. В таких городах, как Толедо, Тудела, Лусена и Жирона, еврейское население составляло в то время большинство.

В ХIII в. положение евреев в Испании было благополучным благодаря королю Альфонсо Х Мудрому. Этот образованный монарх, сам поэт и философ, собрал при своем дворе ученых, писателей и художников разной веры и создал в тогдашней столице Испании Толедо переводческую школу, в которой, в частности, были переведены на испанский язык Библия — с оригинала, а не с греческого, Талмуд и книги Каббалы.

Король Альфонсо издал закон, который признавал за всеми гражданами страны свободу веры и запрещал насильственное крещение. Суббота была объявлена официальным выходным евреев, в этот день запрещалось заставлять их работать и вызывать в суд.

Из сефардских общин Испании вышло большое число выдающихся личностей, получивших мировую известность: поэт и философ Соломон Ибн Гвироль, поэт-мыслитель Иегуда Галеви из Туделы, переводчик, философ, поэт и врач Иегуда Ибн Тибон из Гранады, Христофор Колумб и, наконец, Маймонид из Кордовы, философские труды которого повлияли на ученых разных стран и народов последующих эпох.

В средние века практически во всех испанских городах были так называемые «худерии», кварталы, где жили евреи. Многие «худерии» сохранились до сих пор в неизменном виде, хотя евреи здесь давно не живут.

В конце ХV в.  произошло знаменательное событие в истории Испании. Реконкиста — отвоевание испанской территории у арабов, длившаяся более семисот лет, завершилась в 1492 г. победой испанцев. Католическая церковь настаивала теперь на том, что в едином королевстве должны жить представители лишь одной веры — католической. Правящий в то время страной король Фердинанд и королева Изабелла предоставили сефардам и мусульманам право выбора — либо креститься, либо покинуть страну.

В Испании в то время проживало приблизительно 7 млн.  человек. Количество сефардов колебалось от 600 до 800 тысяч. Примерно 1/3 из них крестилась, а 2/3 покинули страну.

Во время изгнания из Испании евреям запрещалось вывозить из страны золото, серебро и драгоценные камни. Они вынуждены были за бесценок продавать свои дома и имущество. Почти все евреи из Кастилии направились в Португалию; те, кто проживал в Каталонии и Арагоне, отбыли на Балканы — в нынешнюю Грецию, страны бывшей Югославии и Болгарию; андалузские евреи — в Северную Африку и Турцию. Османская империя проявила к сефардам наибольшую терпимость. И хотя первая книга на испано-еврейском языке — ладино — была издана в Риме в начале XV в., римские власти выпуск подобной литературы контролировали. В Османской империи же, начиная с конца XV в., испано-еврейские книги издавались свободно.

Многие беженцы терпели крайнюю нужду, с трудом зарабатывали на жизнь. Хуже всего пришлось тем, кто уехал в Португалию, им было предоставлено убежище только на восемь месяцев. По истечении этого срока португальский король приказал выдворить их насильственным путем, а детей младше 13 лет оставить и крестить.

Сефардская пара из Сараево в традиционных одеждах, 1900
pinterest button Сефардская пара из Сараево в традиционных одеждах, 1900 неизвестен, Public Domain

Как сложилась дальнейшая судьба сефардов, высланных из Португалии? Большую группу еврейских юношей и девушек посадили на корабли и высадили на побережье Гвинеи в Африке и на острове Сан-Томе и Принсипе. Здесь до сих пор встречаются темнокожие люди с семитскими чертами лица и можно услышать легенды из Ветхого завета.

Хуже всего сложилась судьба сефардов, перебравшихся в Румынию, Болгарию и на Балканы. Мало кто из них пережил Холокост. В нацистских лагерях еврейские девушки из Румынии пели национальные песни, положенные на народные испанские мелодии. Больше повезло тем сефардам, кому удалось перебраться в Голландию, где со временем появилась их большая колония.

В северной Африке изгнаные испанские евреи ассимилировались в местные еврейские общины, в других же странах расселения испанских евреев ассимиляция происходила в новые языковые культуры, однако в Турции и Греции их потомки продолжали оставаться ладино-язычными вплодь до середины XX в.

С образованием государства Израиль в 1948 г. большинство ладино-язычных сефардов Турции и Греции иммигрировало в Израиль, происходит процесс их ассимиляции с другими евреями Израиля и забывания языка ладино.

Сегодня в Израиле сефардами или евреями сефардского толка называют евреев-репатриантов из арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, курдских, персидских, афганских, среднеазиатских, грузинских, кавказских и кочинских евреев. Это связано с тем, что данные евреи исповедуют иудаизм испанского (сефардского) канона, сильно отличающегося от германского (ашкеназского) и развивавшегося в независимости от него.

Несмотря на то, что изгнаные сефарды поселились вокруг бассейна средиземного моря, сефардский же канон распространился далеко за пределы их новых поселений. Реально же потомками изгнанных сефардов являются; болгарские евреи, евреи западной части Турции (турецкие евреи), греческие евреи, югославские евреи, итальянские евреи. Эти евреи имеют право на испанское гражданство согласно современным законам Испании.

Свадебная песня сефардов из Марокко

Полезная информация

Сефарды
ивр. мн. סְפָרַדִּים, ед. סְפָרַדִּי
транслит. «сфарадим»
досл. «испанцы»
араб. يهود سفارديون
англ. Sephardi Jews

Происхождение термина

Термин сефард происходит от Сфарад (ивр. ספרד‎), что на иврите означает «Испания». Золотой век сефардского языка и культуры пришёлся на время мусульманского правления в Испании.

После завершения Реконкисты в 1492 году сотни тысяч романоязычных евреев, отказавшихся принять христианство, были выдворены из страны.

Серебряный век сефардской культуры начался после Изгнания из Испании. Сефардские евреи были приглашены турками-османами для заселения Балканских городов, захваченных после поражения Византии. Пальму первенства в этом взяли Салоники. Б

оясь постепенного возвращения в разграбленный город греков и славян-христиан из соседних деревень, турки предпочли заселить его евреями.

Вплоть до начала XX века евреи составляли свыше половины населения 100-тысячного города, а его основным языком стал ладино. Холокост в годы немецкой оккупации и массовая эмиграция оставшихся евреев в США и Израиль привела к исчезновению некогда богатого и довольно влиятельного национального большинства в Салониках.

Сефардское произношение древнееврейского языка

Существуют различия в произношении некоторых букв и («Некудот») огласовок древнееврейского языка между ашкеназийскими и сефардскими, а также йеменскими евреями.

Поскольку некоторые буквы древнееврейского языка имеют похожее звучание, в ашкеназийском произношении большинство таких букв стали звучать одинаково, в частности, буквы Хет и Хаф, Алеф и Аин — имеют различное звучание у сефардов, однако звучат одинаково у ашкеназов.

Некоторые другие буквы звучат в разных общинах по-разному, например буквы Вэт и Вав различают евреи из Сирии и Йемена, однако евреи других общин произносят их одинаково. В ашкеназийском же произношении различаются буквы Тав со знаком дагеш и без него. Такое же различие есть и у йеменских евреев.

В современном иврите используется упрощённый вариант сефардского произношения.