Кипа

Когда в 1964 г. Папа Павел VI посещал Израиль, появилась фотография: Папу встречает израильский президент Залман Шазар, а подпись под фотографией гласит: «Папа — тот, кто в ермолке»

Консервативные иудеи
pinterest button

Кипа — традиционный еврейский мужской головной убор. В словаре Даля ермолка — «лёгкая шапочка вплоть по голове, без околыша или какой-либо прибавки; особ. того вида, как нашивали её евреи».

В Энциклопедии «Религия» Яндекса кипа — «головной убор благочестивого еврея, символизирующий скромность, смирение и благоговение перед Всевышним.

Представляет собой маленькую круглую (вязаную или сшитую из ткани) шапочку, прикрывающую макушку». Ермолку иногда прикрепляют к волосам заколкой.

Обычай ношения кипы и его истоки

В давние времена головной убор был знаком контакта с Богом — голову покрывали во время служения Всевышнему (во время молитвы, произнося благословения, изучая Тору и т. д.). Тора (Шмот 28) предписывает коэнам, служащим в Храме, надевать головной убор.

Некоторые евреи носили кипу постоянно — этим они хотели показать, что все их поступки направлены на Служение.

Смысл этого обычая-правила — показать, что еврей осознает существование Всевышнего и Его мудрость, ценя это даже выше головы, наиболее развитой и важной части человека.

У христиан мужчина оказывает уважение Богу, снимая шапку, у иудеев — нося её. В течение дня, особенно во время молитвы или чтения Торы, голова должна быть покрыта кипой. Вместе с тем ношение ермолки является обычаем, но не законом.

Ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консерваторы — в синагоге и во время еды.

Реформистский иудаизм считает ношение кипы необязательным.

Нерелигиозные евреи надевают кипу при посещении синагоги, во время траура по умершим и на бар-мицве (праздновании совершеннолетия).

Неевреи тоже имеют право надеть ермолку, если хотят; в знак уважения к еврейским традициям они нередко так и делают.

Тем, кто думают, что выбрать ермолку — дело простое, предлагаю посетить магазин «Кипот Левин» на площади Шабат или «Кафтор ваферах» на улице Меа-Шеарим в Иерусалиме.

Полки этих магазинов разделены на десятки мелких ячеек, в которых по размерам, материалу, форме разложены ермолки.

Вязаные, гладкие черные, шёлковые черные, бархатные, маленькие на большую голову и большие — на маленькую, остроконечные и плоские, шести- , четырёх- и восьмиклинные.

Свою ермолку религиозный еврей видит издалека, подходит прямо к полке с тем фасоном, который носят в его общине, и выбирает нужный размер.

Хасид, например, никогда не купит бархатную или расшитую ермолку, не говоря уже о вязаной.

Виды ермолок

Существуют различные виды ермолок, и по их виду (цвету, размеру и материалу) можно легко определить не только религиозность еврея, но и к какому течению и направлению иудаизма относится человек, носящий ермолку.

Ашкеназские кипы обычно сшиты из четырёх или шести клиньев ткани строгих цветов, как правило, чёрный верх и белая подкладка. Сефарды предпочитают меньшего размера, цветные, вязаные или украшенные вышивкой.

Хасиды носят кипу под шляпой или меховой шапкой.

Белые кипы вайсе ярмулке носят, например, представители некоторых хасидских дворов, желающие намекнуть на принадлежность к изучающим каббалу (главным образом хасиды Реб Ареле (называемые также Толдес-Арн) и некоторая часть Бресловских и других хасидов, жителей квартала Меа Шеарим).

Иногда такая кипа имеет помпончик. Чёрная бархатная ермолка, отороченная чёрными или коричневыми лисьими или собольими хвостами, служит основой хасидского парадного головного убора, называемого штраймл.

Более подробно о головных уборах и других обычаях хасидов — здесь.

Для большинства ортодоксов шляпы, покрывающие всю голову, предпочтительнее ермолок. Хасиды в праздники надевают меховые шапки. Другие, более либеральные ортодоксы носят чёрные ермолки.

Течение «современных ортодоксов» предпочитает совсем маленькие вязаные ермолки.

Выражение «кипа сруга» («вязаная кипа») означает общину современных ортодоксов, если о ком-то говорят: «Он кипа сруга», — это значит, что он современный ортодокс.

Талит, цицит и кипа

Полезная информация

Кипа или ермолка
иврит: כִּיפָּה
транслит. «кипа», мн.ч.«кипот»
идиш: יאַרמלקע
транслит. «ярмлке»

Этимология

Слово ермолка, вероятно, тюркского происхождения, по мнению ряда экспертов, от тюркского ягрмурлук — дождевик. Непосредственным источником заимствования является польское слово jarmułka, означающее «шляпа».

Еврейская этимология связывает слово с арамейской фразой «йарэ малка», означающей «трепет перед царём» (имеется в виду Всевышний).

Другой вариант — что это «сокращение двух ивритских слов — «йерэ ме-элока», досл. «боящийся Бога».

Согласно еврейской традиции покрытая голова — знак того, что над вами могучая сила.

На иврите слово кипа означает «покрытие» или «купол». Эквивалентом ему являются французское calotte и итальянское calotta, оба означающие «купол» в архитектуре.

Слово киппа присутствует в некоторых источниках и словарях, но самими евреями не употребляется.

Израильтяне ставят ударение в слове кипа на втором слоге, как в иврите; в русском языке ударение обычно на первом слоге.

Другие значения

В отличие от слова «кипа» термин «ермолка» имеет более широкое значение и обозначает небольшую круглую шапочку, которую могут носить не только евреи. В частности, на Руси ермолка была домашним головным убором знатного человека. В XIX в. ермолкой называли небольшой головной убор без полей, его носили дома, надевая только с халатом или шлафроком (домашним пиджаком).

Такой же головной убор является частью одеяния католического духовенства. После принятия сана и выбривания тонзуры католический священник должен был носить soli deo (лат. только богу). Это небольшая круглая шапочка, прикрывающая выбритую часть головы.

Цвет соответствует должности: белую носит только Папа Римский, а также священники некоторых монашеских орденов, красную — кардиналы, фиолетовую — епископы, чёрную — все остальные священнослужители (в настоящее время это, скорее, редкость). Снимают её только во время Евхаристического Канона Мессы.

Также известна академическая ермолка — традиционный головной убор учёных.