Операция «Филистия» (1948)

29 мая 1948 г. первые 4 израильских истребителя, прибывшие накануне из Чехословакии, полетели бомбить египетские позиции в районе Ашдода.

Avia S-199 ВВС Израиля в июне 1948 г.
pinterest button

Операция «Филистия», названная в честь своего географического местонахождения — военная операция Армии обороны Израиля в Войне за независимость.

Операция и предшествующие ей бои продолжались с 29 мая до 3 июня 1948 г.

29 мая 1948 г. первые 4 израильских истребителя, прибывшие накануне из Чехословакии, полетели бомбить египетские позиции в районе Ашдода.

1 и 2 июня израильские войска должны были атаковать египетскую армию в Ашдоде, но из-за приближающегося заключения договора о временном прекращении огня, операция была отложена.

Между воздушной атакой и наземной операцией израильские войска проводили маломасштабные нападения и рейды на египтян.

Операция «Филистия» началась в 22:00, когда один израильский самолёт Авиа С-199 напал на египетские позиции в Ашдоде. Три роты атаковали египтян с севера, четыре с юга, и три — в центре.

В битве на египетской стороне участвовали 2300 солдат из 2-ой бригады, а на израильской — 1150 солдат из бригад «Гивати» и «Негев».

Только южные войска пришли к каким-либо тактическим успехам, и утром 3-его июня команда была дана отступить. Израильские войска потерпели поражение и потеряли 45человек убитыми, но стратегическая цель операции — остановка египетского продвижения к северу — была достигнута.

Предыстория

Перед основанием государства Израиль, правительство Ишува ожидали всеобщую атаку арабских стран. Из этих стран, у Египта была армия с наибольшим количеством личного состава, военного имущества и снаряжения.

Израильский План «Далет» для обороны страны предусмотрел египетское продвижение по побережной полосе, и для его замедления, мост над рекой Лахиш (Вади Сукрир/Вади Фахира) был взорван в ходе Операции «Барак» 12 мая 1948 г.

На операцию отправили взвод из 54-ого батальона, два мула и 300 кг взрывного материала. Мулы по дороге испугались, и убежали; солдаты поделили между собой груз, и со второй попытки, уничтожили мост.

Мост над рекой Лахиш был впервые построен римлянами, а в XIX в. восстановлен турками. При строительстве железной дороги вдоль побережья от Египта до Ливана железнодорожный мост был добавлен параллельно дорожному.

В течение Арабского восстания 1936—39 гг., происходило немало набегов в этой местности, поэтому британцы решили поставить несколько ДОТов поблизости от реки. Один из них возвышался прямо над мостами.

Армия Египта вторглась в Израиль 15 мая 1948 г. Их войска состояли примерно из одной дивизии, под управлением Ахмеда Али Мвави. Продвижение происходило по трём путям:

  • главное — на север, по побережью через Газу в сторону Мадждала и Тель-Авива;
  • второстепенное — на запад, через Беэр-Шеву, и
  • в направлении киббуца Нирим.

От 17 до 20 мая, войска в Беэр-Шеве разделились — часть остались, часть выехали на юг в Ауджу, а остальные — на северо-запад, чтобы встретиться с Иорданской армией в Хевроне.

21 мая, египетские войска получили срочное сообщение из Каира: «Мы хотим Мадждал сегодня!»

После операции «Бин-Нун» (25 мая) в Латруне, Иордания начала давить на Египет, чтобы те захватили пространство от Йибны до Рамлы. Хотя это могло разделить Израильские войска на две части, Мвави был против такаго хода. Египетское правительство его не послушало, и приказало двигаться на север. Мвави подчинился, и 28 мая, отослал четверть своей армии в сторону Ашдода.

Гамаль Абдель Нассер писал в своих мемуарах, что уже 25 мая, египетские войска были настолько растянуты, что у них не было мобильной резервы для того, чтобы напасть на какую-либо Израильскую точку или поселение.

Он не понимал, почему отделили немалую силу на продвижение в незнакомую территорию. После победы в Яд Мордехае 24 мая, Мвави начал двигаться к северу, обходя хорошо-защищённый киббуц Ницаним.

Подойдя к Мадждалу, его войска получили подкрепления со стороны моря, что позволило Мвави отослать части в сторону Хеврона. Мвави продолжил поход примерно с 2500 солдатами. Поскольку командир 2-ой бригады был в отпуске в Египте, Мвави назначил Мухаммада Нагиба военачальником.

К вечеру 29 мая, наблюдательный пост в Ницаним обнаружил египетскую колонну с танками, броневыми машинами и артиллерией, движущуюся на север по побережной дороге.

Доклад поста говорил о 1300 машинах, но Иегошуа Голдрат, офицер бригады «Гивати», знающий египетские строи, оценил, что речь идёт о 500 машинах.

Израильское военное и гражданское правительство не знало тогда, что собираются делать египтяне. Давид Бен-Гурион считал, что они направляются в поход на Тель-Авив.

Нахум Сариг, главнокомандующий бригадой «Негев», предложил версию, по которой египетская армия повернула бы на восток, чтобы встретиться с Иорданцами и захватить пустыню Негев.

Третья версия говорила о продолжении до Йибны, а потом в Лод и Рамлу.

Штаб Армии обороны Израиля видел свои войска в Негеве недостаточными для полного отражения египетского нашествия, в какую сторону оно бы не было направлено.

Команда была отдана немедленно остановить или замедлить египетскую колонну. Дополнительное соображение было де-факто управление территорией — поскольку ООН стремилась к договору о прекращение огня, Израиль боялся, что арабские страны попытаются быстро захватить большую территорию, чтобы она осталась в их руках и в перемирии.

Из этих соображений, были приготовлены три операции — против иракской армии в Дженине (бригадами «Голани» и «Кармели») и в Тулькарме (бригадой «Александрони»), и против египтян в Ашдоде — бригадами «Гивати» и «Негев».

Подготовки и бои 29 мая — 2 июня

В 11:00, 29 мая, египетский 2-ой батальон прошёл через Ашдод, а в 12:00—13:00, девятый батальон захватил саму деревню. Мешали им только редкий пулемётный огонь из Ницаним. В тот же день, 2-ой батальон остановился у взорванного моста над рекой Лахиш, в 3 км к северу от Ашдода.

Египтяне начали подготовку к построению временного моста над рекой. К силам в Ашдоде присоединились ещё добровольцы из Судана и Саудовской Аравии.

Шимон Авидан, командир бригады «Гивати», которая была ответственна за пространство от южного Тель-Авива до северного Негева, подал запрос на подкрепления и дополнительное снаряжение.

Он получил несколько старинных пушек «Наполеончик» (калибра 65 мм) и распоряжение над некоторыми отрядами бригады «Негев», хотя у тех была нехватка ружей.

29 мая чешские техники закончили сборку четырёх самолётов «Авиа С-199» (вариант самолёта Messerschmitt Bf.109) из Чехословакии, этим формируя 1-ый Израильский истребительный эскадрон. Никто не проверял их боеготовность, Игаэль Ядин, начальник Операционного управления ЦАХАЛ, отослал самолёть на помощь Авидану.

Лу Ленарт, один из пилотов, пересказал слова Авидана: «Ситуация «Гивати» отчаянна потому, что между 10-тысячной египетской армией и Тель-Авивом стоят только 250 израильских солдат».

Египетские солдаты были настолько убеждены в победе, что их транспорт стоял в притык друг к другу у моста.

Воздушная атака

В 18:00 часов, все четыре самолёта полетели из базы ВВС «Экрон» стрелять по египетским войскам у моста.

Лётчики были: Лу Ленарт, Мордехай Алон, Эзер Вейцман и Эди Коэн.

Атака была неорганизованной, и не нанесла большой ущерб. Египтяне начали стрелять в ответ и попали по самолёту Алона, но тот смог приземлится. Эди Коэн, доброволец из ЮАР, разбился и погиб, но не известно, попали ли в него египтяне, или же произошла техническая неполадка в самолете. Он стал первым погибшим в бою ВВС Израиля, и был похоронен в Тель-Авиве после того, как в 1949 г. были найденны его останки.

Несмотря на минимальный ущерб, нападение застигло египтян врасплох, и имела глубокий психогический эффект. Это было первое в истории использование истрабителей израильтянами.

До того, арабские страны имели полное воздушное превосходство, и не знали о наличие истребителей в израильских ВВС.

Египетское радио-сообщение, перехвачено Израилем, звучало: «Нас тяжело атаковали вражеские самолёты, мы рассредотачиваемся».  Согласно Эзеру Вейцману, самолеты были неиспробованны, и было неизвестно, могут ли они летать или стрелять. Тем не менее, лётчикам это казалось маловажным, поскольку они совершат исторический полёт на первых истребителях Израиля.

Комбинация появления ВВС, артиллерии, и наличие защищённых израильских поселений в тылу, убедили Мвави остановится в Ашдоде и сосредоточить свои силы. Он оставил Мухаммада Нагиба руководить защитой и укреплением позиции.

Дата начала: 29 мая 1948 г.

Дата окончания: 3 июня 1948 г.

Период война за независимость

Полезная информация

Операция «Филистия»
ивр. מִבְצָע פְּלֶשֶׁת‎,
транслит. «Мивца Плешэт»
англ. Operation Philistia или Operation Pleshet

Дата

2–3 июня, 1948

Место

Ашдод

Итог

Тактическая победа Египта

Стороны
Флаг Израиля Израиль Флаг Египта, 1922 Египет
Командующие
Флаг Израиля Шимон Авидан
Флаг Израиля Цви Цур
Флаг Египта, 1922 Мухаммад Нагиб
Силы сторон
1,150 2,300
Потери
45 убитых 15 убитых

Цитаты

В книге «На Полях Филистии», Ури Авнери писал о боевой подготовке израильских войск:

«Мы прошли по улицам Гедеры. Это не был парадный поход — мы прошли военным строем, со стальными касками, у себя в тылу. Граждане и эвакуированые женщины [из Кфар Варбурга и Беэр Тувии] смотрели на нас. Они не апплодировали. Они тоже знали: этот тонкий строй рубашек хаки — их последняя защита, последняя защита Тель-Авива и Израиля».