Погром в Хевроне (1929)

В результате погрома 67 евреев, проживавших в Хевроне, были убиты, а остальные изгнаны или бежали из города.

Еврейский дом после погрома
pinterest button

Еврейский погром в Хевроне прошёл 24 августа 1929 г. в ходе арабских волнений 1929 г. в мандатной Палестине.

Исторический фон

Еврейская община в Хевроне существовала с библейских времён. Город неоднократно упоминается в Ветхом Завете; исследователи, в частности, отождествляют его с местом, где поселился Авраам в Земле Обетованной.

В Хевроне, согласно иудейской и мусульманской традиции, похоронены праотцы еврейского народа Авраам, Исаак и Яков с жёнами, а сам город является одним из четырёх, священных для иудаизма.

Хеврон семь лет пробыл столицей царства Давида до переноса её в Иерусалим. Евреи продолжали жить в Хевроне и после Вавилонского пленения, и после восстания Бар-Кохбы.

Евреи вновь поселяются там в первый период арабского владычества, когда город называется Халил ар-Рахман (в честь Авраама), но вместе с мусульманами они были изгнаны из города крестоносцами.

Очередное возрождение еврейской общины относится к мамлюкскому периоду, и с тех пор еврейский квартал, выстроенный вокруг синагоги «Авраам Авину», существовал там постоянно.

К началу  XX в. Хеврон в значительной степени утратил своё значение регионального центра, и еврейская община, хотя и не исчезла совсем, сократилась примерно до семисот человек.

Она восстанавливается после Первой мировой войны, в первые годы британского мандата в Палестине, но евреи по-прежнему составляют лишь небольшую часть населения города (в 1922 г. — 430 человек при общем населении 16 тысяч, к 1929 г. — 700 человек при общем населении 18 тысяч).

Община, состоявшая в основном из сефардских евреев, относительно мирно уживалась с соседями-мусульманами.

Отношения между арабским населением и студентами ашкеназской иешивы «Слободка», основанной в 1925 г., были более напряжёнными, и арабы относились к ним, как к «сионистам».

Предшествующие события

15 августа 1929 г., в день иудейского поста Девятого Ава в ознаменование годовщины разрушения еврейских храмов, молодёжные группы движения «Бейтар» провели демонстрацию в защиту права евреев молиться у Стены плача.

В ходе мусульманской демонстрации на следующий день участники, организованные Высшим мусульманским советом, прошли по узкой улице вдоль Стены плача и уничтожили еврейские молитвенные принадлежности, найденные рядом с ней.

Ещё через день арабами был убит еврейский подросток.

По Иерусалиму поползли слухи: в еврейской общине о готовящемся погроме, в мусульманской о готовящемся осквернении евреями Храмовой горы. Арабская пресса, ведущая погромную агитацию уже длительное время, в эти дни её заметно усилила.

Похороны еврейского мальчика вылились в очередную демонстрацию, а в пятницу 23 августа среди мусульман Иерусалима разнёсся слух, что в еврейском квартале Меа Шеарим убиты двое арабов (арабский историк Джордж Антониус приводит имена: Ханна Каркар и Халил аль-Дауди).

На улицы Иерусалима вышли толпы арабов, многие из которых были вооружены. К проповедникам, призывающим к сдержанности, никто не желал прислушиваться, и толпа двинулась на еврейский квартал.

Ценой жизни 13 евреев нападение было отбито, но аналогичные атаки также начались в других городах: Яффе, Цфате и Хайфе.

Хевронский погром

Уже 20 августа, после первых мусульманских выступлений в Иерусалиме, представители «Хаганы» обратились к руководству еврейской общины в Хевроне с предложением эвакуировать хевронских евреев или предоставить им защиту.

Однако лидеры общины, верившие в хорошие отношения с арабской знатью и её способность защитить их самостоятельно, от этой помощи отказались.

Ближе к вечеру 23 августа Реймонд Кафферата, командовавший немногочисленными полицейскими силами в Хевроне, состоявшими почти полностью из арабов, узнав о погроме в Иерусалиме, попытался предотвратить аналогичные события в Хевроне.

Он выставил полицейские пикеты и обратился к арабской толпе, собравшейся на автобусной станции, в попытке разрядить обстановку.

В это же время к нему обратился за помощью главный городской раввин Яков Слоним, которого закидали на улице камнями.

Кафферата приказал ему и другим евреям не выходить из дома. В тот же вечер сын Слонима, банкир и член городской управы Элиэзер Дан Слоним-Двек предложил всем желающим евреям укрыться у него в доме, и многие ашкеназские жители города приняли это приглашение.

Ближе к вечеру толпа атаковала здание иешивы «Слободка»; в результате нападения был убит учащийся Шмуэль Розенгольц.

Через несколько часов делегация арабских старейшин сообщила Кафферате о том, что муфтий Иерусалима Амин аль-Хусейни требует от них действий против евреев. Кафферата просил их проследить за порядком в их деревнях.

В восемь часов утра в субботу толпа, вооружённая кольями, ножами, вилами и топорами (основу которой, по свидетельству очевидца, составляли погромщики, прибывшие из Иерусалима), вышла на улицы Хеврона.

Двое еврейских юношей были убиты почти сразу.

Попытка полиции, вооружённой дубинками, остановить погром была неудачной, и толпа двинулась на еврейский квартал.

Мятежники предложили Слониму сделку: жизни евреев-сефардов будут сохранены, если ашкеназов выдадут на расправу арабам. Раввин отверг это предложение и был убит на месте.

Он стал одним из 67 евреев, убитых в ходе погрома. Ещё 53 хевронских еврея были ранены.

Спасители евреев

В то время, как часть полицейских примкнула к погромщикам, некоторые арабские жители города пытались спасать евреев.

Большинство хевронских евреев спаслось, причём более 2/3 спасшихся нашли убежище в арабских семьях.

Списки евреев, спасённых арабами Хеврона, хранятся в Центральном Сионистском Архиве; один из списков содержит 435 имён спасённых.

28 арабских семей дали приют своим еврейским соседям, в некоторые дома набились десятки преследуемых. Современники называют имена Нассера эд-Дина и Абу Ид Зайтуна.

Спасители рисковали жизнью. Арабский врач, доктор Абдал Аал, не только предоставил убежище в своем доме целой еврейской семье, но и ходил по городу, отыскивая раненых евреев и оказывая им помощь, хотя подвергался опасности.

За свое мужество и милосердие он получил благодарственное письмо от главы иерусалимского отделения Сионистского исполнительного комитета, полковника Фредерика Киша.

Факты о спасении евреев Хеврона их соседями-арабами приведены в книгах двух израильских историков: «Книга Хеврона» Одеда Авишара и «Пора анемонов» Тома Сегева.

Евреи также укрывались в здании британской полиции, которое провело в осаде три дня.

Через два часа после начала погрома толпа была разогнана полицией, уже вооружившейся огнестрельным оружием, но евреям не разрешали покидать здание полиции, чтобы «не возбуждать страсти».

Последующие события

В ходе мятежа в августе 1929 г. погибли 135 евреев и ещё около трёхсот были ранены; десятки арабов были убиты британскими войсками и полицией при подавлении мятежа, в том числе и в Хевроне.

После подавления беспорядков британские власти приняли решение эвакуировать еврейское население Хеврона и Газы.

Некоторое количество евреев впоследствии вернулось в Хеврон, но их вновь эвакуировали, когда началось арабское восстание 1936-39 гг.

В 1930 г. вышел очередной выпуск Белой книги, ужесточавший ограничения на въезд евреев в Палестину и накладывавший запрет на продажу земли в Палестине евреям, что являлось уступкой арабскому руководству.

За отвагу, проявленную в первый день погрома, Реймонд Кафферата был представлен к медали. Впоследствии он с большим служебным рвением преследовал еврейское подполье в Рамат ха-Шароне и Хайфе, и боевики «Иргуна» даже совершили на него покушение в 1946 году.

В следующий раз евреи вернулись в Хеврон только после Шестидневной войны, когда Израиль установил контроль над Западным берегом Иордана.

Сегодня евреи проживают в поселении Кирьят-Арба, территориально входящем в границы Хеврона, и в трёх кварталах старого города.

Отношения между еврейским и арабским населением Хеврона остаются напряжёнными, выливаясь в регулярные стычки.

Многочисленные жители Кирьят-Арбы погибли в результате терактов, но самый известный эпизод противостояния датируется 1994 г., когда житель Кирьят-Арбы Барух Гольдштейн расстрелял группу молящихся мусульман в пещере Махпела.

Дата начала: 24 августа 1929 г

Период британский мандат, новейшее время

Полезная информация

Еврейский погром в Хевроне
ивр. טבח חברון
англ. Hebron massacre

Хевронский погром в искусстве

Фильм Дана и Ноит Гева «Что я видела в Хевроне», снятый в 1999 г., рассказывает историю погрома со слов очевидцев, в первую очередь бабушки создателей фильма.