Комиссия Тиркеля (2010)

Комиссия Тиркеля — государственная комиссия по расследованию обстоятельств захвата израильскими ВМФ плывущего под коморским флагом турецкого судна «Мави Мармара», пытавшегося 31 мая 2010 г. прорвать блокаду сектора Газы.

Барон Уильям Дэвид Тримбл — иностранный наблюдатель комиссии
pinterest button

Названа по имени её председателя отставного судьи Верховного суда Израиля Яакова Тиркеля.

Статус и состав комиссии

Комиссия была создана как независимая в составе 5 членов, однако уже 29 июня 2010 г. Яаков Тиркель потребовал от министра юстиции Яакова Неэмана и главы правительства Биньямина Нетаниягу увеличить состав комиссии на два человека, значительно расширить её полномочия и придать статус государственной.

7 июля комиссия получила статус государственной, а в середине июля 2010 г., юридическая комиссия пополнилась двумя новыми членами.

В неё вошли бывший дипломат и генеральный директор министерства иностранных дел Реувен Мерхав и профессор права Тель-Авивского университета Мигель Дойч.

Председатель комиссии

  • Судья Верховного суда Израиля в отставке Яаков Тиркель. Родился в 1935 г. в Тель-Авиве, окончил Еврейский университет в Иерусалиме. Много лет проработал судьей в Беэр-Шеве — сначала в мировом суде, затем в окружном, в том числе в качестве председателя окружного суда. Постоянным членом Верховного суда Тиркель стал в 1995 году, а в 2005 г. вышел в отставку. По мнению ряда журналистов, Тиркель придерживается правых взглядов и считается ярым защитником принципа свободы слова.
Члены комиссии от Израиля
  • Шабтай Розен (93) — юрист, дипломат. Уроженец Великобритании, военный летчик британских ВВС, участвовал во Второй мировой войне. В 1948-67 гг. — юридический советник МИД Израиля, в 1967—71 гг. — посол Израиля в ООН. Обладает обширным опытом в международном праве. Профессор Бар-Иланского университета, работает также в Кембридже и университете Амстердама. Член Гаагской академии международного права, лауреат Премии Израиля по юриспруденции. Фотография престарелого профессора Розена в сопровождение филиппинского санитара-помощника по уходу, вызвала в озабоченность в израильской прессе. 21 сентября 2010 г., до окончания работы комиссии, Розен скончался. По словам председателя комиссии Тиркеля, Розен «до самого конца был в ясном уме и демонстрировал потрясающую эрудицию».
  • Амос Хорев  (86) — служил в «Хагане», в «Пальмахе», с момента провозглашения независимости Израиля и до 1973 г. — в рядах ЦАХАЛа. Последние должности — начальник отдела логистики и снабжения в генштабе ЦАХАЛа и советник замглавы Генштаба. После демобилизации занимал должность главного ученого министерства обороны, в течение десяти лет возглавлял хайфский «Технион». Имеет опыт работы в следственной комиссии такого рода: был членом комиссии, расследовавшей обстоятельства теракта, совершенного боевиками ФАТХ в городе Маалот, в 1974 г.
  • Реувен Мерхав (76) бывший дипломат и генеральный директор министерства иностранных дел Израиля.
  • Мигель Дойч (55) профессор права Тель-Авивского университета.
Иностранные наблюдатели комиссии
  • Барон Уильям Дэвид Тримбл (66) — североирландский юрист и политик, в прошлом — лидер юнионистов, первый премьер-министр Северной Ирландии, лауреат Нобелевской премии мира за разрешение конфликта между протестантами и католиками в Северной Ирландии.
  • Бригадный генерал в отставке Кен Уоткин (56) — канадский эксперт по международному военному праву, 24 года послужил в юридической системе канадской армии, занимался расследованием действий канадского контингента в Сомали, участвовал в расследовании геноцида в Руанде и в ряде других международных расследований. Член Галифаксского форума по международной безопасности.

Полномочия

Комиссии поручено тщательное изучение всех аспектов операции по задержанию турецкого судна — проверка законности задержания судов флотилии в открытом море, проверка законности введения морской блокады Сектора Газы и проверка законности действий организаторов попытки прорыва блокады.

Комиссия имеет полный доступ к материалам, который собирает для неё экспертная группа под руководством генерал-майора Гиоры Айленда. Все государственные органы обязаны оказывать комиссии полное содействие.

Кроме того, поскольку комиссия независимая, она получила полномочия вызвать для дачи показаний министров правительства, начальника генерального штаба, а также и премьер-министра. Решение о формате слушаний будут принимать члены комиссии.

Деятельность комиссии

16 июня 2010 г. состоялось первое заседание комиссии. По сообщению радиостанции «Коль Исраэль», это было техническое заседание на котором члены комиссии обсуждали принципы своей будущей работы.

Заседание проводилось на иврите. Для удобства работы иностранных наблюдателей был организован синхронный перевод на английский язык.

28 июня 2010 г. заседание проходило в режиме открытом для прессы, демонстрировалось по телевидению.

Яаков Тиркель:

Как было рассказано журналистам, работа комиссии была запланирована в три этапа. Первый — показания свидетелей. Сначала, комиссия заслушала премьер-министра Биньямина Нетаниягу.

Далее, перед комиссией предстал министр обороны Эхуд Барак. За ним – начальник Генштаба ЦАХАЛа Габи Ашкенази и другие ответственные лица.

На следующем этапе, комиссия получила результаты внутриармейской проверки из рук генерала запаса Гиоры Айленда под руководством которого проводится эта работа.

После детального их изучения, комиссия провела третий этап – дополнительные показания.

Критика комиссии

Еще до начала работы комиссии, Турция и председатель ПНА Махмуд Аббас выразили недоверие израильскому расследованию, заявив, что оно не отвечает требованиям установленным Совбезом ООН.

Тогда же израильская газета Гаарец, находящаяся в оппозиции к правительству Биньямина Нетаниягу, назвала расследование «фарсом», подвергнув сомнению её нейтральность и беспристрастность, а Генеральный секретарь ООН Бан Ги Мун заявил о требовании создать независимое расследование, и сказал что израильское расследование не будет иметь международного признания.

Отчёт комиссии

Отчёт комиссии Тиркеля был опубликован 23 января 2011 г.

Комиссия сочла, что Израиль не нарушил международное право, а военные действовали сдержанно и пытались остановить нарушившее блокаду судно без применения силы.

ВМС Израиля не открывали огонь по кораблю, хотя, по мнению комиссии, международное право позволяло это сделать.

Комиссия полагает, что на палубе «Мави Мармара» израильские солдаты вели себя сдержанно и использовали взвешенный подход, в отличие от боевиков IHH, которые не ограничивали себя в выборе средств.

При этом комиссия указала, что на судне не было никакого гуманитарного груза, зато присутствовало большое количество холодного оружия.

Так же согласно сообщению официального сайта Министерства иностранных дел Израиля от 29 июня 2011 г. комиссия Тиркеля пришла к следующим выводам:

1. В соответствии с международным правом, объявление морской блокады позволяет стране-участнику вооруженного конфликта предотвращать проникновение в запретную зону любого судна, пытающегося нарушить блокаду.

2. Комиссия установила, что правительство Израиля объявило морскую блокаду Сектора Газы исключительно по соображениям безопасности и военной необходимости, как-то: необходимость предотвратить попадание в Газу террористов, вооружений и наличных денег, и предотвращение террористических вылазок из Газы. Блокада не имела своей целью ограничение поставок в Газу гуманитарных грузов либо нарушение коммерческих связей экономики сектора Газы с окружающим миром, поскольку на побережье сектора нет коммерческого порта и не было грузового фрахта.

3. Тем не менее, морская блокада является легитимной, даже будучи составной частью общей израильской стратегии по борьбе с режимом Хамаса в Газе.

Отвечая на вопрос «соответствует ли морская блокада нормам международного права», комиссия установила, что:

1. Эффективный контроль Израиля за происходящим на территории Сектора Газы прекратился с завершением реализации «плана размежевания» в 2005 г. Соответственно, конфликт между Израилем и правящим в Газе режимом Хамаса носит международный, а не внутренний характер.

2. Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море (далее «Руководство Сан-Ремо»), подготовленное группой специалистов по международному праву и военно-морских экспертов и являющееся сводом современных норм и законов войны на море, определило в разделе II («Методы ведения войны») формальные условия для объявления морской блокады:

93. Блокада должна быть объявлена, и уведомление о ней направляется всем воюющим и нейтральным государствам.

94. При объявлении блокады определяется ее начало, продолжительность, местоположение, масштабы и период, в течение которого суда нейтральных государств могут покинуть блокированное побережье.

95. Блокада должна быть действительной. Вопрос действительности блокады есть вопрос факта.

96. Блокирующая сила может быть дислоцирована на расстоянии, определяемом требованиями военной обстановки.

97. Блокада может устанавливаться и поддерживаться сочетанием законных методов и средств ведения войны.

98. При наличии разумных оснований полагать, что торговое судно нарушает блокаду, это торговое судно может быть захвачено.

99. Блокада не должна преграждать доступ к портам и берегам нейтральных государств.

100. Блокада должна применяться на равных основаниях к судам всех государств».

Рассмотрев эти требования, комиссия пришла к выводу, что действия Израиля полностью их удовлетворяют.

3. В свете запретов, установленных «Руководством Сан-Ремо» на формы морской блокады, единственной целью которых является создание угрозы голода или препятствий для выживания гражданского населения либо чрезмерного ему ущерба, комиссия рассмотрела гуманитарные последствия всего комплекса ограничительных мер на перемещение грузов и людей через границы сектора Газы, установленных Израилем после захвата Хамасом власти в секторе в 2007 г. Комиссия установила, что Израиль

а) принимает все необходимые меры по предотвращению голода в Секторе Газы

б) не противодействует доставке в Газу материалов, необходимых для выживания гражданского населения

в) не мешает доставке в Газу медикаментов, в том числе и по морю через Ашдодский порт и наземные КПП

г) с учетом резкого снижения числа ракетно-минометных обстрелов израильской территории с момента введения блокады и предотвращения попыток Хамаса пополнить свои арсеналы и/или атаковать Израиль с моря, а также с учетом усилий Израиля по обеспечению населения Газы гуманитарными грузами, комиссия пришла к выводу, что военные преимущества блокады намного превышают ущерб, который она наносит гражданскому населению.

Комиссия отвергла обвинения в том, что морская блокада сектора Газы является якобы «коллективным наказанием» гражданского населения, и указала, что никто не имеет права нарушать блокаду, установленную в соответствии с законами войны на море, даже если она кажется ему слишком суровой по отношению к мирному населению. Комиссия пришла к однозначному и единодушному выводу:

Дата начала: 29 июня 2010 г.

Дата окончания: 23 января 2011 г.

Период 2010-е годы, государство Израиль

Полезная информация

Комиссия Тиркеля
англ. Turkel Commission, офиц. The Public Commission to Examine the Maritime Incident of 31 May 2010