Палестина в составе Османской империи (1516–1917)

Палестина в составе Османской империи — исторический этап, при котором Палестина находилась под управлением Османской империи — с 1516 по 1917 годы

Иерусалимские стены, построенные во времена Сулеймана I Великолепного
pinterest button

В этот период, особенно к его концу, еврейское население Палестины росло быстрыми темпами за счёт иммиграции из Европы.

Завоевание Палестины османами

Османское княжество было основано тюркско-мусульманскими племенами в конце XIII в. в районе Анатолийской возвышенности. В течение XIV–XV вв. турки-османы захватили большую часть Балканского полуострова и всю Малую Азию до Иранского нагорья. В 1453 г. они захватили Константинополь, окончательно уничтожив Византийское государство. После победы над персидской армией в битве на плато Чальдиран их военные усилия были направлены на пришедшее к тому времени в упадок государство мамлюков.

Территория Палестины была захвачена османами после того как войска султана Селима I разбили армию мамлюков 24 августа 1516 г. в битве при Мардж Дабеке к северу от Алеппо. А в январе 1517 г. Селим выиграл последнее сражение с мамлюками возле Каира, окончательно разгромив их государство.

В течение 400 лет Палестина оставалась частью огромной Османской империи (Блистательной Порты), охватывавшей значительную часть Юго-Восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку.

Органы власти и административная структура

Османская империя была в зените могущества примерно 50 лет после захвата Палестины. На начальном этапе правления новые власти энергично развивали страну и заботились о росте благосостояния её жителей. В империи мусульманская религия не была отделена от государства, тем не менее существовали как религиозные, так и светские институты власти.

Территория империи делилась на провинции (вилайеты), во главе которых находились бейлербеи или вали. Позднее эту должность занимал обладатель чина визирь. Все они носили титул паша́. Вилайеты делились на области (санджаки), возглавляемые санджак-беями. Хотя с точки зрения географии Палестина располагалась в центре империи, её значение было невелико. Никаких угроз имперской власти с XVI по XVIII в. в Палестине не было. Единственной серьёзной проблемой были нападения бедуинов на торговые караваны.

В течение османской эпохи административные границы провинций и областей часто изменялись. В начале османского правления провинция Дамаск, в состав которой входила также Палестина была разделена на 11 санджаков, пять из которых составляли территорию Палестины — Цфат, Леджун (Мегиддо), Шхем, Иерусалим и Газа. В начале XVII в. из провинции Дамаск была выделена новая провинция — вилайет Сидон, включающая Ливанские горы, Галилею и Средиземноморское побережье.

В период 1800–31 гг. территория Палестины делилась на два вилайета. Центрально-восточный горный район, простиравшийся от Шхема на севере до Хеврона на юге (включая Иерусалим), относился к Дамасскому вилайету; Галилея и прибрежная полоса — к вилайету Акко. Большая часть Негева находилась в этот период вне османской юрисдикции. В 1832 г. территория Палестины была завоёвана Ибрагим-пашой, сыном и военачальником вице-короля Египта Мухаммеда Али. Палестина, северная граница которой достигала Сидона, стала единой провинцией с центром в Дамаске. Египтяне, правившие страной восемь лет (1832—40), провели некоторые реформы по европейскому образцу.

Население провинции и демография

В Османской империи иудеи и христиане имели статус «зимми» — то есть пользовались относительной гражданской и религиозной свободой, не имели права носить оружие, служить в армии и ездить на лошадях, а также были обязаны платить особые налоги. В этот период евреи Палестины жили главным образом за счёт благотворительных поступлений из-за границы (Халукка). В течение средних веков крупные еврейские общины были в Иерусалиме и Цфате, меньшие — в Наблусе (Шхеме) и Хевроне

В 1800 г. население Палестины не превышало 300 тыс., 5 тыс. из которых составляли евреи (главным образом, сефарды). Большая часть еврейского населения была сосредоточена по-прежнему в 4-х крупных городах. Главные места концентрации христианского населения (около 25 тыс.) — в Иерусалиме, Назарете и Вифлееме — контролировались православной и католической церквами. Остальное население страны составляли мусульмане, почти все — сунниты.

В XIX в. Иерусалим снова превратился в важнейший еврейский центр Палестины. Цфат, соперничавший с Иерусалимом за духовное первенство, сильно пострадал в результате землетрясения (1837), унёсшего жизни около 2 тыс. евреев, и пришёл в упадок.

В 1841 г. Палестина и Сирия вернулись под непосредственный контроль Турции. К этому времени численность еврейского населения Палестины удвоилась, в то время как христианского и мусульманского — осталась без изменения.

К 1880 г. население Палестины достигло 450 тыс. человек, из которых 24 тыс. составляли евреи. Большинство евреев страны проживали в четырёх городах: Иерусалиме (где евреи составляли более половины всего 25-тысячного населения), Цфате (4 тыс.), Тверии (2,5 тыс.) и Хевроне (800), а также в Яффе (1 тыс.) и Хайфе (300). Иерусалим стал крупнейшим городом в стране.

Еврейская иммиграция

Среди евреев, живших в диаспоре, всегда было распространено сильное стремление возвратиться к Сиону. Начиная с XII в. преследование евреев христианской церковью привело к их притоку на Святую землю. В 1492 г. этот поток существенно пополнился евреями, изгнанными из Испании, которые основали еврейскую общину Цфата.

В период османского владения Палестиной прошли три крупные волны еврейской иммиграции в Палестину.

В начале XVIII в. была предпринята одна из самых значительных попыток алии из Европы и обновления еврейского религиозно-национального центра в Иерусалиме. Во главе этого движения стоял рабби Иехуда Хасид, прибывший в Иерусалим в 1700 г. во главе примерно тысячи своих последователей — выходцев из различных стран Европы. До их прибытия иерусалимская община насчитывала 1200 человек, в том числе 200 ашкеназов. Однако сам Иехуда Хасид после прибытия в страну внезапно умер. Между его последователями и обременённой долгами ашкеназской общиной Иерусалима возникли трения, приведшие к сожжению ашкеназской синагоги кредиторами-арабами (1720) и выселению евреев-ашкеназов из города. Долгое время после этих событий еврейские иммигранты из Европы селились главным образом в Хевроне, Цфате и Тверии.

Следующая волна, известная как Первая алия, началась в 1881 г., когда евреи были вынуждены спасаться бегством от погромов в Восточной Европе.

В конце XIX в. появилось движение политического сионизма, которое ставило своей целью основание еврейского государства на земле Израиля. Основателем идеологии сионизма считается Теодор Герцль. В 1896 году Герцль опубликовал свою книгу «Еврейское государство», в котором изложил своё видение будущего еврейского государства, а в 1897 г. Герцль руководил первым Всемирным еврейским конгрессом.

Вторая алия (1904–14 годы) началась после Кишинёвского погрома. Приблизительно 40 тыс. евреев поселилось в Палестине. Большинство иммигрантов первой и второй алии были ортодоксальными евреями, но вторая алия включала также и социалистов, основавших кибуцное движение.

Упадок империи и Первая мировая война

Постепенный упадок и ослабление империи с начала XVIII в. привело к тому, что главы провинций практически перестали подчиняться центральным властям, а европейские страны приобретали всё большее влияние на дела империи.

В начале 1799 г. в Палестину вторгся Наполеон. Французам удалось овладеть Газой, Рамлой, Лодом и Яффой. Однако французский полководец не сумел овладеть крепостью Акко и был вынужден отступить в Египет.

В начале XIX в. правитель Египетской провинции Мухаммед Али стал практически независимым от султана, а в 1832 г. захватил Сирию и Палестину, нанеся поражение турецкой армии в битве при Коньи. В 1840 г. Турция при помощи Великобритании и Австрии вернула себе контроль над этой территорией.

В 1838 г. открылось первое западное консульство не в портовом городе — Великобритания создала представительство в Иерусалиме. В течение последующих 20 лет все крупные западные страны также открыли консульства в этом городе.

С 1839 г. в империи наступила эпоха «танзимат» (реорганизации), которая продолжалась при трёх султанах — Абдул Маджиде, Абдул Азизе и Абдул Хамиде. Эти реформы также затронули и Палестину. Новые законы, выравнивающие права подданных султана, способствовали развитию частной собственности, производства сельскохозяйственной продукции, росту населения и уровня жизни. Европейские державы продолжали укреплять свои позиции в стране.

Дипломатический конфликт между Францией и Россией из-за контроля над святыми местами стал причиной Крымской войны. Росло число паломников и туристов, население провинции к 1880 г. достигло 450 тыс. человек.

Вальтер Лакер пишет, что Палестина в середине XIX в. пребывала в состоянии полного упадка. Г. А. Любарский, описывая Палестину последних лет XIX в., подверг жёсткой критике работу местных административных органов империи. Он писал, что огромные взятки, которые нужно выплачивать местным чиновникам, убивают любую инициативу и делают собственника почти беззащитным. Он приводит пример с проектом строительства современного водопровода в Иерусалиме, который не был реализован из-за того, что размер взяток по нему достиг половины стоимости самого проекта.

Первая мировая война подорвала развитие провинции, были разорваны связи с поставщиками товаров, в том числе и продовольствия, население страдало от голода. Султан выступил в войне на стороне Германии, что предопределило поражение и расчленение страны.

К концу октября 1917 г. британская армия вторглась в Палестину с юга и взяла Беер-Шеву, Газу и Яффо.

11 декабря 1917 г. войска генерала Алленби вступили в Иерусалим. Север страны оставался под турецким управлением до сентября 1918 г. и затем Палестина полностью перешла под контроль Великобритании, и таким образом османская эпоха управления Палестиной была завершена.

Дата начала: 1516 г.

Дата окончания: 1917 г.

Период новое время, османская империя

Полезная информация

Палестина в составе Османской империи