Ассирийское пленение (763–709 до н.э.)

Массовая насильственная депортация евреев из Северного Израильского царства и из Иудейского царства ассирийцами во внутренние области Ассирийской державы

Переселение евреев из Израильского царства в Ассирийскую державу
pinterest button

Предыстория

Ассирийская армия в 8 в. до н. э. подчинила себе значительную часть Ближнего Востока, включая Ханаан, Сирию и Месопотамию.

Подчинение Израильского царства Ассирии началось, видимо, при царе Менахеме (763−753 гг. до н. э.):

Первая депортация

Первая депортация еврейского населения Израильского царства была осуществлена во время войны ассирийского царя Тиглатпаласара III против восставшего царя Арам-Даммесека Рецина и его союзников, среди которых был израильский царь Пеках (Факия) (735–733 гг. до н. э., по другой хронологии, первое пленение состоялось в 740 г. до н. э.):

Первая книга Хроники уточняет место, куда были переселены мятежные израильтяне:

Одна из частично сохранившихся надписей Тиглатпаласара III упоминает 13 520 изгнанников, которых он увёл из восьми городов Галилеи.

Что за местность в которой были поселены евреи до сих пор не поддаётся точному определению. Иногда, реку Гозан и другие области, указанные в Библии как место поселение евреев, помещают в Месопотамии. Иногда реку Гозан отождествляют с рекой Кизил-Озан, находящейся на северной границе Мидии и впадающей в Каспийское море. Недалеко от неё лежит город Гавзания, на границе Мидии и Ассирии, по дороге в Армению, между горою Хабором и Каспийским морем. Вениамин Тудельский утверждает, что река Гозан где-то в Иране или Афганистане, у горы Нисбор.

Халах находился видимо недалеко от Харана в Месопотамии, северо-восточней Ниневии.

Хавор как считают — река, которая протекает по левую сторону Ассирии и впадает в Евфрат. Бухарские евреи, однако, отождествляют Хавор с Бухарой.

Существуют и другие толкования. Так, Саадия Гаон считал, что «река Гозлан» находится к северу от города Балах на севере Афганистана. Ныне эта река известна как Амударья, и она разделяет Россию и Афганистан. «Хабор» лежит на перевале между Афганистаном и Пакистаном и сегодня называется Пешавар. «Хара» — город Герат около иранской границы. Это третий по величине город в Афганистане.

Ара, по мнению Зелева, это Арарат, Урарту, то есть Армения.

Переселение евреев из Израильского царства в Ассирийскую державу
pinterest button Переселение евреев из Израильского царства в Ассирийскую державу Joelholdsworth, CC BY-SA 3.0

Вторая и Третья депортация

Когда преемник Пекаха, Хошеа (733–724 гг. до н. э.), восстал против Ассирии, сын Тиглатпаласара, Салманасар V после двухлетней осады взял столицу Израильского царства Самарию в 722 г. до н. э.

И ниже:

Мидия — это историческая область на западе Ирана.

Спустя 2 года Саргон II, преемник Салманасара, угнал в Ассирию почти все население Самарии (27 290 или 27 280 человек), а на его место поселил другие покоренные народы, среди которых Библия называет изгнанников из Вавилона, Хамата, Куты, Аввы и Сепарваима, а надпись Саргона II упоминает представителей четырех аравийских племён, переселенных в «страну Омри» в 716−715 гг. до н. э. Согласно книге Эзры, нееврейские поселенцы приводились царём Асархаддоном, а согласно другому месту в книге — Аснаппаром (возможно, Ашурбанипалом) народы были выходцами из Урука, Вавилона, Суз и других мест.

Эти нееврейские переселенцы, обосновываясь в Эрец-Исраэль, постепенно смешались с евреями и переняли иудаизм. Их потомки образовали новый народ, называемый самаритяне.

Таким образом, вторая депортация имела место около 722 г. до н. э. и связана с именами ассирийских царей Салманасара V и Саргона II. Третье переселение вероятно имело место в 716−715 гг. до н. э., и была осуществлена Саргона II.

Четвёртая депортация

В 701 г. до н. э., в ходе подавления восстания иудейского царя Езекию, ассирийский царь Санхерив угнал в Ассирию, согласно ассирийским анналам, 200 150 человек, «взрослых и детей, мужчин и женщин», а некоторых расселили по городам Мидии:

Война между Езекией и Санхеривом была очень тяжела для ассирийцев, которые так и не смогли взять Иерусалим и сместить Езекию.

Евреи в Ассирии

Согласно Библии и ассирийским документам, в большинстве своём департированные израильтяне были расселены в двух районах, обезлюдевших во время длительных войн и восстаний, — к востоку и северо-востоку от Ассирии (область Халах) и вдоль реки Хавор, то есть к западу от Ассирии, где находились прежде арамейские царства, которые после покорения были преобразованы в провинции и значительная часть населения которых была уведена на новые места.

Из документов, обнаруженных при раскопках в Нимроде и Ниневии, столицах Ассирии, видно, что часть депортированных евреев (вероятно, обладатели нужных профессий) была поселена в самой метрополии.

В ассирийских юридических документах упоминаются выходцы из Самарии и Иудеи. В них встречаются характерные еврейские теофорные имена на –яху — Ма‘асеяху, Ахияху, Недавьяху, Элияху, Азрияху, Нерияху, Хилкияху, Герияху.

Из документов следует, что некоторые изгнанники были приняты в ассирийскую армию. В одном из документов Саргона упоминается о присоединении к колесничному войску 50 или 200 колесниц, взятых при захвате Самарии. Возможно, что упомянутые среди других воинов «самаритяне» — изгнанники Израильского царства. На одном из барельефов царского дворца в Ниневии изображены царские стражники, одна из групп которых облачена в одежды, напоминающие одежды защитников Лахиша на барельефе в том же дворце; на этом основании некоторые исследователи допускают, что это еврейские воины. В документах встречаются высокопоставленные чиновники с еврейскими именами: царский колесничий (около 709 г. до н. э.), царский телохранитель, главный ревизор царских счетов. Один из ассирийских документов 8 в. до н. э. из Гозана, где жили изгнанники, подписан двумя высокопоставленными чиновниками с типично израильскими именами — Пеках и Недавьяху, а в сообщении 7 в. до н. э. об экономическом положении в Гозане названы два высокопоставленных чиновника казначейства, носящие имена — Палтияху и Нерияху.

Потомки пленных евреев

Судьба депортированных евреев в точности неизвестна. Предполагается, что большая часть их ассимилировалась в ассирийско-арамейской среде, хотя некоторая часть изгнанников продолжала сохранять свой культурно-национальный облик, поддерживала связи с Эрец-Исраэль, а позднее слилась с вавилонскими изгнанниками, вместе с которыми они затем вернулись на родину, как о том свидетельствуют генеалогические списки в книге Эзры и Нехемии.

Судьба потерянных колен Израиля уже тысячи лет будоражит как евреев, так и историков и этнографов.

Иногда, потерянные колена отождествляют с киммерийцами, название которых близко к Омри (Гумри) и схоже с топонимом Beth-Khumree в Самарии. Есть и другие версии, связывающие потерянные колена с курдами, пуштунами и целым рядом других народов.

Дата начала: 763 г. до н.э.

Дата окончания: 709 г. до н.э.

Период власть Ассирии, древний мир

Полезная информация

Ассирийское пленение
גָּלוּת אַשּׁוּר, галут Ашшур