Эпоха судей (1244–890 гг. до н.э.)

Охватывает период библейской истории от прихода израильтян в Ханаан под предводительством Иисуса Навина до учреждения Израильского царства, что соответствует позднему бронзовому веку.

Навстречу Иеффаю вышла его единственная дочь. Узнав об обете, она попросила отца только отпустить её на два месяца, чтобы она с подругами могла оплакать в горах свою участь. Через два месяца она вернулась и была принесена в жертву.
pinterest button

Несмотря на «юридическое» название, данная эпоха может быть названа смутным временем, характеризующимся вспышками межплеменного и межэтнического насилия:

После смерти Иисуса Навина народ остался без определенного политического вождя и фактически распался на 12 племен, символически объединенных вокруг религии предков и осознания своего кровного родства, что не мешало таким эксцессам трайбализма как резня колена Ефрема (Суд.12:6) и колена Вениамина (Суд.20:46), в ходе которых погибло до 92 тыс. израильтян (42 тыс. ефремлян, 25 тыс. сынов вениаминовых и 22 тыс. ратников израильского ополчения).

Это разделение естественно ослабило народ политически, а вместе с тем и нравственно, так что он стал быстро подчиняться влиянию оставшегося не истреблённым ханаанского населения и увлекаться безнравственными формами его идолопоклонства, состоявшего в боготворении производительных сил природы (культ Ваала и Астарты).

Этим пользовались как туземные, так и окружающие народы и, мстя евреям за их прежние победы, подчиняли их себе и подвергали жестоким угнетениям.

Общее же количество израильтян в это время насчитывало 400 тыс. человек (Суд.20:2).

Примечательно, что ранее общее количество израильтян, вышедших из Египта при Моисее, было 600 тыс. человек (Исх.12:37).

В эпоху Судей часть израильтян продолжала вести кочевой образ жизни (1Пар.5:10), другая стала переходить к оседлости (1Пар.4:23).

Жители иудейского Вифлеема, например, выращивали ячмень и пшеницу (Руфь.2:23)

Судьи

Символическими авторитетами израильтян в это время были судьи (шофтим), к которым приходили «на суд"»(Суд.4:5).

Судьи являлись активными носителями израильского самосознания и посему ожесточенно сопротивлялись тенденциям ассимиляции израильтян в среде местного населения: ханаанеев, хеттиев, амореев и иевусеев.

Это проявлялось и в том, что судьи предводительствовали израильским ополчением и призывали к уничтожению святилищ местных народов (капищ Баала и Астарты).

Судьей мог быть и пророк (Самуил) и главарь банды разбойников (Иеффай) и женщина (Девора).

При этом все они активно исполняли судейские функции, что позволило поставить вопрос, что современная доктрина разделения властей имеет истоки в Ветхом Завете.

Последующее за эпохой судей установление при посредстве судьи Самуила израильской монархии демонстрирует то, что не имели судьи: регулярную армию, всеобщее налогообложение и реальную исполнительную власть. (1Цар.8:11-17).

Нравственный авторитет судей не всегда соответствовал их популярности.

Они не гнушались убийствами и блудом (Самсон), а также и мздоимством (сыновья Самуила Иоиль и Авия — 1Цар.8:3), хотя в целом их власть была основана либо на высоком моральном авторитете, либо на военной силе, поскольку и то, и другое позволяло исполнить вынесенные ими судебные решения, особенно в случае судебных споров между представителями разных колен.

География

Центрами расселения израильтян в эпоху Судей был, главным образом, Западный берег реки Иордан: города Силом (религиозный центр), Сихем (город Иисуса Навина) и Рама (город Самуила), расположенные в Самарии.

Иерусалим и будущая Иудея тогда еще оставались в руках иевусеев, а Мегиддо и Бейт-Шеан на севере — в руках ханаанеев.

Религия

Религия израильтян в эпоху Судей имела следующее своеобразие. Поклонение единому Богу в Силоме синкретически совмещалось с культом домашних духов-терафимов.

Сохранял свое сакральное значение Медный змей Моисея.

Колено Дана прямо вернулось к идолопоклонству (Суд.18:30).

Иевусейское святилище на горе Сион еще не было интегрировано в религию израильтян.

Список Судей Израиля

Имя (рус.)
Имя (ивр.)
В Ветхом ЗаветеГоды жизниДлит. правленияКомментарии
1.Иисус Навин
Иехошуа Бин-Нун
Нав.1 — Суд.2:8
8 лет вассал Кушан-Ришатаим
2.Гофониил, сын Кеназа
Отниэль бен Кназ
Суд.3:9-1140 лет миравоевал против Хусарсафема, царя Месопотамского (Кушан-Ришатаим, царь Арама).
18 лет вассал аммонитян и амаликитян
3.Аод, сын Геры
Эхуд бен Гера
Суд.3:11-2980 лет миравоевал против Еглона, царя Моавитского (Эглона, царя Моава)
4.Самегар, сын Анафов
Шамгар бен Анат
Суд.3:31
20 лет вассал ханаанеев
5.Девора
Двора
Суд.4 — 540 летвместе с военачальником Вараком (Бараком) воевала против ханаанского царя Иавина Асорского (Явина, царя Хацора) и Сисары (Сисры), его военачальника
7 лет вассал Мидьяна
6.Гедеон
Гид’он
Суд.6 — 840 летвоевал с мадианитянами, амаликитянами и «жителями востока»
Авимелех, сын Гедеона
Авимелех бен Гид’он
Суд.93 годаформально узурпировал царскую власть и не является Судьёй. Воевал с израильтянами, протестовавшими против его власти
7.Фола, сын Фуи
Тол’а бен Пуа
Суд.10:1,223 года
8.Иаир из Галаада
Яир ха-Гиль’ади
Суд.10:3-522 года
18 лет вассал филистимлян и аммонитян
9.Иеффай
Ифтах
Суд.11 — 12:76 летвоевал с аммонитянами
10.Есевон
Ивцан
Суд.12:8-107 лет
11.Елон Завулонянин
Эйлон ха-Звулуни
Суд.12:11,1210 лет
12.Авдон, сын Гиллела
Авдон бен Гилель
Суд.12:13-158 лет
вассал филистимлян
13.Самсон
Шимшон
Суд.13 — 1620 летвоевал с филистимлянами
14.Илий
Эли ха-Кохен
1Цар.1:1 — 4:18
15.Самуил
Шмуэль
1Цар.1 — 28

Дата начала: XII в. до н. э.

Дата окончания: XI в. до н. э.

Период библейско-ханаанский, древнейший, эпоха судей (1445 г. до н. э.–1045 г. до н. э.)