Иосиф Флавий

Историческое значение сочинений Иосифа Флавия заключается в том, что его труды являются почти единственным источником истории евреев начиная с эпохи Маккавеев до завоевания Иерусалима римлянами.

Реконструкция портрета Иосифа Флавия, сделана Джоном Винстоном к переводу его работ
pinterest button

Иосиф Флавий — знаменитый еврейский историк и военачальник.

Иосиф Флавий известен дошедшими до нас на греческом языке трудами — «Иудейская война» (о восстании 66—71 годов) и «Иудейские древности» (где изложена история евреев от сотворения мира до Иудейской войны).

Как и трактат «Против Апиона», они имели целью ознакомить античный мир с историей и культурой евреев и развенчать устойчивые предубеждения против этого народа.

Биография

Иосиф Флавий родился в первый год царствования Гая Калигулы, то есть в 37 г.

По отцу он принадлежал к знатному священническому роду (был священником «первой череды»), а его мать происходила из царского рода Хасмонеев-Маккавеев.

Иосиф получил блестящее образование — как еврейское, так и греческое.

В возрасте 19 лет присоединился к фарисеям. В 26 лет (около 64 г.) ездил в Рим в качестве защитника нескольких знатных евреев, обвинённых прокуратором Феликсом и отправленных в цепях в Рим.

Здесь Иосиф, благодаря еврею Алигуру, придворному актёру Нерона, познакомился с женой Нерона Поппеей и через неё добился для этих евреев освобождения.

Мощь и культурное превосходство римлян произвели на молодого Иосифа огромное впечатление. По возвращении в Иерусалим он обнаружил, что евреи готовятся восстать против римского правления.

Сознавая опасность борьбы с Римом, Иосиф присоединился сначала к миролюбивой партии фарисеев, однако вскоре ему была поручена оборона Галилеи.

Там он набрал около 10 тыс. войска, укрепил Йотапату (Йодфат), Тивериаду (Тверия), Гамалу (Гамла), Вирсавию (Беэр-Шеву), Тарихею и др.

Когда Веспасиан в 67 г. вступил в пределы Галилеи, и сильные крепости почти без боя одна за другой переходили во власть римлян, Иосиф с своим отрядом заперся в крепости Йотапата.

Однако ни мужество Иосифа и его войска, ни военные хитрости не спасли крепость. Выдержав 47-дневную осаду, Йотапата пала.

Сам Иосиф успел вместе с 40 товарищами скрыться в пещере, вход в которую был из глубокой цистерны. Это убежище было открыто, и Веспасиан через военачальника Никанора увещевал Иосифа сдаться, обещая ему полную безопасность.

Иосиф согласился, но не мог склонить к тому же своих товарищей, покушавшихся убить его за измену. Тогда он предложил по жребию постепенно умерщвлять друг друга. В конце концов остался в живых только Иосиф с товарищем, которого он убедил отдаться римлянам.

Приведённый в римский лагерь и представленный Веспасиану, Иосиф предсказал ему императорскую власть. Веспасиан первоначально счёл предсказание Иосифа за лукавую выдумку, но, когда узнал о смерти Нерона и Гальбы и о борьбе между Оттоном и Вителлием, поверил Иосифу и осыпал его дарами.

Чтобы спасти себе жизнь, Иосиф предложил Веспасиану свои услуги и тот, отправляясь в Рим, оставил Иосифа в свите своего сына Тита в качестве переводчика и дал ему свободу.

С того времени Иосиф, стал носить фамильное имя своего господина — «Флавий». Чтобы понять почему это произошло, необходимо знать обычаи Рима где каждый иноземец, в особенности, иудейского происхождения, воспринимался по традиции и законам империи, как враг, приравненный к лицам вне закона, и убийство и ограбление их не носило никаких правовых последствий, как и убийство и ограбление этих людей и народов во время агрессивных войн, ведомых Римом.

Исключение из этого правила составляли «нужные» Риму и его элите. В таком случае в юридическом порядке совершался публичный акт «покровительства»: иностранцу или вольноотпущеннику давали официальную грамоту типа современного паспорта, в котором указывалось, что данное физическое лицо находится в метрополии (Риме) под покровительством конкретного лица и его жизнь и имущество гарантировалось не законом, а произволом конкретного представителя элиты и считалось привилегией, которую могли отобрать в любой момент.

Употребление в его имени слова «Флавий» не носило характера фамилии, ибо в те времена в Риме всех называли по имени, а слова типа «Флавий» (более правильно «флавиев») говорило о принадлежности к конкретному покровителю.

Во время осады Иерусалима Иосиф несколько раз выступал парламентёром, убеждая своих соотечественников отдаться во власть римлянам, даже «со слезами» умолял их о том.

После взятия Иерусалима в 70 г. Тит по просьбе Иосифа отдал ему священные книги и освободил 190 человек, запершихся в Храме.

Последние годы своей жизни Иосиф провел при дворе римских императоров. Веспасиан возвёл его в звание римского гражданина, подарил ему поместья в Иудее и дал ему помещение в Риме в своем прежнем дворце.

Тит и Домициан продолжали покровительствовать Иосифу Флавию.

Проводя спокойную жизнь при дворе римских императоров, Иосиф Флавий занялся литературным трудом.

Год смерти Иосифа Флавия неизвестен.

pinterest button Реконструкция портрета Иосифа Флавия, сделана Джоном Винстоном к переводу его работ

Значение сочинений Иосифа Флавия

Историческое значение сочинений Иосифа Флавия заключается, главным образом, в том, что его труды являются почти единственным источником истории евреев начиная с эпохи Маккавеев до завоевания Иерусалима римлянами.

Изложение Иосифа Флавия, отличаясь ясностью и блестящим стилем, хотя и страдает отсутствием объективности в тех местах, где он говорит о римлянах, которым старается угодить, и где речь идет о защите его самого, как участника Иудейской войны.

Христианские учители церкви, как Феофил Антиохийский, Климент Александрийский, Тертуллиан, равно и церковные писатели Евсевий, Иероним и другие, с похвалой отзываются об Иосифе Флавие, ссылаясь на него как на признанный авторитет.

В 1544 г. появилось первое греческое издание сочинений Иосифа Флавия.

Лучшее из старых изданий — Havercamp’a (Амстердам, 1726); затем следовали издания Oberthur’a (Лейпциг, 1782—1785), Richter’a (1825—1827), Dindorf’a (1845—1949) и Murray (Л., 1874), а также проверенные издания Niese (Б., 1885—1892) и Naber’a (Лпц., 1888 и след.).

Существуют переводы сочинений Иосифа Флавия на латинский (очень древнего происхождения) и многие европейские языки.

На русском языке издан перевод «Древностей» свящ. Мих. Самуиловым в 1818 г.; перевод «Иудейской войны» и «Древностей» Г. Генкеля напечатан в журн. «Восход» (1898—1900) и издан отдельно.

Сочинение «О древности иудейского народа» («Против Апиона») издано в 1901 году в переводе Г. Генкеля и Я. Израэльсона.

Иосиф Флавий о христианстве

Труды Иосифа Флавия приводились в качестве свидетельства смерти Иоанна Крестителя (Древн. XVIII, 5, 2), побиения камнями Иакова, брата Господня (Древн. XX, 9, 1), а также распятия Иисуса Христа (Древн. XVIII, 3, 3), в частности:

В конце XIX в. эти главы рассматривались как вставки позднейшего происхождения (Бруно Бауэр).

Приписать фрагменты самому Флавию не позволяет, главным образом, именование автором Иисуса Христом, что противоречит мнению Оригена, что Флавий не являлся христианином.

С другой стороны, наличие данной фразы у писателя-фарисея объясняют тем, что блж. Иероним, цитируя Флавия, писал вместо слов «То был Христос» — «Его считали Христом».

Также в начале XX в. в научный оборот был введен текст X в. «Всемирной истории», написанной епископом Агапием, где уточняется, что Иосиф в своих трудах только передаёт слова христиан.

Годы жизни: ок. 37 — ок. 100

Полезная информация

при рождении Йосеф бен Матитьягу (Иосиф, сын Маттафии)
Иосиф Флавий
ивр. יוסף בן מתתיהו‎
лат. Josephus Flavius
араб. يوسيفوس فلافيوس

Библиография

В первом своем сочинении, «Иудейская война», Иосиф Флавий по свежим впечатлениям повествует о войне римлян с евреями и о разрушении Иерусалима, предпослав подробному рассказу об этом событии краткий очерк (1-я и 2-я книги) всего случившегося со времени взятия Иерусалима Антиохом Епифаном до отступления от Иерусалима Цестия Галла, римского наместника Сирии, и разгрома его войск евреями.

Эта победа опьянила евреев и послужила первым толчком к серьёзному восстанию против римской власти, история которого и составляет предмет повествования остальных пяти книг.

Другое сочинение Иосифа Флавия, «Автобиография», написано гораздо позднее, в царствование Домициана, о котором есть упоминание в конце этого сочинения.

В нём излагаются факты из жизни Иосифа, не вошедшие в состав книг «Иудейской войны», и оно является дополнением как этого последнего сочинения, так и «Иудейские древностей», так что в некоторых кодексах Флавиевых сочинений она присоединяется к 20-ти книгам «Древностей» в качестве последней, 21-й книги.

Цель «Автобиографии» — апологетическая: Иосиф Флавий защищает свои распоряжения в должности правителя Галилеи против нападок на него со стороны еврейского историка Юста Тивериадского, секретаря Агриппы II, который в написанной им истории войны иудеев с римлянами обвинял Иосифа Флавия в том, что тот первый положил начало восстанию против римского господства.

Третье произведение Иосифа Флавия — «Иудейские древности», состоящее из 20 глав.

Этот труд, охватывающий историю всей еврейской древности — как говорит сам Иосиф в предисловии к нему — предназначался для греков; для них он сделал извлечение из еврейских книг (то есть книг священных).

Своим произведением Иосиф Флавий надеялся рассеять те басни, какие сложились о евреях в римском народе и усердно распространялись римскими писателями.

Флавий хотел доказать, что и еврейский народ имеет свою историю и притом историю, насчитывающую десятки веков.

До 7-й главы XI книги повествование Иосифа Флавия идет параллельно повествованию Библии; затем он продолжает прервавшийся на царствовании Кира библейский рассказ.

Его повествование особенно подробным делается с эпохи Птолемеев и Селевкидов. Три последние книги передают события со смерти Ирода Великого до управления Иудеей Гессия Флора.

Кроме перечисленных сочинений, Иосифу Флавию принадлежат ещё две книги «О древности иудейского народа», или «Против Апиона», александрийского грамматика, который был послан александрийскими греками в Рим, где обвинял евреев перед Калигулой в том, что они не чтут его как бога.

В 1-й книге Иосиф Флавий говорит о преимуществах историографии евреев и всех вообще восточных народов перед историографией греков и римлян и обличает Манефона и других историков, писавших о происхождении евреев из Египта.

Вторая книга направлена против сочинения Апиона о евреях; здесь Иосиф Флавий защищает Моисея и его законодательство. Как в этом, так и во всех других своих сочинениях Иосиф Флавий отдает предпочтение воззрениям фарисеев.

Наконец, некоторыми исследователями Флавию приписывается философский трактат «О господстве разума», в котором автор, стараясь сблизить греческую философию с библейским повествованием, библейскими примерами доказывает и разъясняет мысль, выраженную в заголовке трактата.