Моше бен Нахман

Рамбан — один из величайших авторитетов Галахи и комментаторов Танаха и Талмуда, каббалист, поэт.

Моше Бен-Нахман, Рисунок на стене, Акко
pinterest button

Биография

Родился и жил большую часть жизни в Жироне (Каталония, Испания).

Учился у французского тосафиста Йехуды бен Якара. Каббалу учил у Эзры и Азриэля из Жероны.

На жизнь зарабатывал как медик. В Жероне Рамбан возглавлял иешиву, которая воспитала выдающихся знатоков закона следующего поколения, включая р. Шломо бен Адерета и Аарона Алеви.

Вероятно, после смерти рабби Йоны Геронди в 1264 г., Рамбан стал главным раввином Каталонии.

Велико было его влияние на общественную и духовную жизнь евреев.

Известно также, что король Хайме I Арагонский держал с ним совет.

Рамбан выступил в поддержку философских идей Рамбама (Маймонида)  и призвал французских мудрецов отменить херем против философских книг Рамбама.

Во время диспута с христианами в Барселоне (1263 г.) представлял евреев и, по мнению Рамбана, одержал победу. Король победы не принял:

Впоследствии диспут привел к усилению враждебности со стороны христиан, и в 1267 г. Рамбану пришлось покинуть пределы Испании и переселится в Эрец-Исраэль, где, в частности, он восстановил еврейскую жизнь в Иерусалиме.

Из Иерусалима Рамбан отправился в Акко, после чего его следы теряются и неизвестно где и когда он умер и был похоронен.

Относительно места его погребения существуют различные традиции: в районе Иерусалима (возле Кфар Шилоах), в Хайфе, Акко, Хевроне или Тверии.

Учение

Пробудил интерес к мистико-экзегетическим исследованиям Талмуда и Танаха, считая, что их глубинный смысл достижим через просвещенную веру («эмуна ве битахон») и методы каббалы.

Высоко оценивая роль разума в мистическом познании, Нахманид, однако, критиковал Маймонида (Рамбама) за чрезмерный рационализм в его философии.

Неоплатонические элементы каббалистического мистицизма Нахманида просматриваются в его описании сфирот, в их отношении к сокрытому трансцендентному Эйн-софу.

По его мнению, Тора является всеобъемлющим источником знания, а изложенное в ней служит также знаками на будущее. Так, например, описание сотворения мира содержит косвенные указания на важнейшие события шеститысячелетнего существования мира, а суббота символизирует седьмое тысячелетие, день Господний.

На основе своей метафизики Нахманид сформулировал мистическую историософию и таким образом стал предшественником некоторых историософских учений XVIII и XIX вв.

Рамбан был первым раввином, который заявил, что переселение в святую землю Израиля является библейской заповедью для всех евреев.

Учение о награде и наказании, воскрешении мертвых

Оригинальна антропология Нахманида и его учение о награде и наказании, воскрешении мертвых.

Помимо животной души, полученной от «Высших сил» и присущей всем живым тварям, человек обладает особой душой.

Эта особая душа — прямая эманация из Божества, существовала до сотворения мира.

Посредством человека она входит в материальную жизнь; и при уничтожении его тела, она или возвращается к своему первоначальному источнику, или входит в тело другого человека.

Это представление, согласно Нахманиду, является основанием левиратного брака.

Воскресение о котором говорят пророки и которое будут иметь место после того, как придет Машиах, по мнению Нахманида, относится к телу.

Физическое тело человека через влияние души может преобразовать себя в столь чистую сущность, что оно станет вечным.

Годы жизни: 1194, Жирона — после 1270,?

Сайт: Нахманид

Полезная информация

Рамба́н
ивр. רמב"ן‎
сокращение от רבי משה בן נחמן
рабби Моше Бен-Нахман, также Нахмани́д

Дата рождения: 1194
Место рождения:  Жирона, Испания
Дата смерти:  доподлинно не известна (после 1240)
Место смерти: не известно
Научная сфера: философия, теология, поэзия
Место работы: с 1264 главный раввин Каталонии
Известные ученики: Шломо бен Адерет, Аарон Алеви
Известен как: кабалист, толкователь талмуда и галахи , поэт