Хаким

Абу-Али Мансур ал-Хаким би-амри-Алла — исмаилитский халиф из династии Фатимидов.

Мечеть аль-Хакима в Каире
pinterest button

При вступлении на престол в 996 г. ему было 11 лет и 5 месяцев.

Реформы Хакима

Аль-Хаким провёл программу реформ, которая, в частности, устраняла рабовладение на практике. Хотя в теории ислам запрещал рабовладение для мусульман, оно оказывалось юридически возможным для евреев и христиан, разумеется, число подобных злоупотреблений со стороны мусульман тоже было значительным.

Хаким запретил многожёнство, отмечая, что ислам предусматривал возможность иметь до 4 жен как исключительную меру в чрезвычайных обстоятельствах.

Хаким издал указ о равенстве официально господствовавшего шиитско-исмаилитского и суннитского правоприменения.

Вел серию войн в Сирии, Месопотамии, Северной Африке, на Аравийском полуострове.

Внутренняя и финансовая политика Хакима после его исчезновения активно критиковались наследниками и оппонентами Хакима. Однако более добросовестный выдающийся историк Ибн Тагри-Барди засвидетельствовал:

Реформаторская деятельность Хакима вызвала раскол в среде его приближенных. Наиболее радикально настроенные исмаилиты после перехода Хакима к более взвешенной политике покинули двор Хакима и укрылись в горах Ливана, где начали активную пропагандистскую деятельность.

Очевидно (но строго не доказано), что решающую роль в оформлении идеологии реформ Хакима и проведении этих самых реформ в период самых радикальных мер и в уничтожении оппозиции реформам сыграл Дарази, по меньшей мере, в области внешней политики, пропаганды исмаилизма за рубежом, а также управления завоеванными Фатимидами провинциями.

Оппонентами Дарази, по мнению некоторых востоковедов, выступало консервативное руководство христианских церквей, «вписавшихся в фатимидский истеблишмент».

Христиане различных конфессий и евреи представляли собой основу административного аппарата Фатимидов, которые, будучи выходцами из отсталой части Северной Африки и революционными разрушителями суннитского государственного аппарата, были вынуждены в части гражданской администрации опираться на более образованные христианские и еврейские круги, при этом поддерживая баланс сил между различными христианскими конфессиями: православными, коптами, различными видами несториан, католиками, а также национальными церквями — армянами и эфиопами.

Однако ко времени воцарения Хакима, этот баланс был резко нарушен в пользу православных, занявших основные административные посты.

На первом этапе, Дарази поддержал Хаким, нанося удар по традиционным христианским конфессиям и поддерживая оппозиционные христианские церкви и еврейскую общину, играя на имущественных конфликтах между христианскими конфессиями. В дальнейшем представителями консервативных христианских элит, поддержанными личными соперниками Дарази, удалось взять вверх, что привело к опале (и, возможно, казни) Дарази.

В 1011 г. при багдадском аббасидском халифе Кадире (996—1020) был издан антифатимидский манифест, который был одним из проявлений характерного для Аббасидов после их прихода к власти враждебного отношения к тем Алидам, которые выставляли политические требования. Аббасиды старались подорвать престиж Фатимидов путем отрицания их алидского происхождения.

Ибн Тагриберди:

Упомянутые «материалисты» — те, кто верил не в сотворение, а в бесконечную жизнь материи (по Аристотелю); дуалистами считали приверженцев Зороастризма. Титул Даисана ал-Хуррами указывает на определенную преемственность исмаилитского и хуррамитского движений. Ведущие Алиды и законоведы подписали манифест, по всей вероятности, принудительно.

Фатимиды ограничились публичным объявлением упомянутых лиц еретиками, не издав какого-либо акта в защиту своих притязаний. П. Мамур объясняет это тем, что эклектичность и полная несостоятельность манифеста были очевидны для всех уже в то время. Э. Катрмер, напротив, считал этот факт одним из доказательств ложности фатимидской родословной:

Позднейшие суннитские авторы развили аббасидскую генеалогию манифеста, введя в неё имена Каддахидов, в том числе имя отца Дайсана — Саида Гадбана, а также скрытых имамов.

Войны Хакима

Хаким постоянно вел в целом успешные войны в Палестине, Сирии, Малой Азии, Месопотамии против византийцев, местных феодалов и Аббасидов.

В ливийской Киренаике (Барке) против Хакима началось массовое движение под руководством Абу Раквы.

Ибн Тагриберди:

Хаким и культура

У исмаилитов всегда существовали две доктрины: видимая, признающая основные нормы классического ислама, и тайная, где представлены самые причудливые практики и ритуалы. Ещё одной существенной чертой этого вероучения по сей день остается разветвленная тайная организация, работающая по всему миру.

Фатимиды, завоевавшие Марокко и Египет к середине X века, исповедовали по преимуществу одну только внешнюю сторону исмаилизма. Но к 1005 г. Аль-Хакимом был основан центр пропаганды исмаилитского вероучения — Дар-ал-хикма, и, по утверждениям врагов Аль Хакима, одновременно было предписано проклинать первых праведных халифов и учителей ислама.

Современники отмечали, что халиф был наделен хорошим вкусом и любил литературу, особенно поэзию. Что именно для него великий арабский астроном аль-Юнус составил знаменитые астрономические таблицы. Писали, что при дворе аль-Хакима был замечательный зал, в котором собирались ученые мужи для изучения шиитской доктрины, лучшие умы арабского мира встречались там и проводили время в научных дискуссиях.

Как свидетельствовали современники, Аль-Хаким в годы юности подолгу пропадал в несравненной библиотеке Фатимидов, которая насчитывала 600 тыс. названий.

Как все Фатимиды, Хаким покровительствует поэтам, художникам, астрономам; при нём построена обсерватория, завершена великая мечеть Аль-Азхар.

Исчезновение

В последние годы своего правления, Хаким всё более склонялся к аскетизму и очень часто ночью удалялся медитировать.

В ночь с 12 на 13 февраля 1021 г., в возрасте 36 лет, Хаким в одну из своих ночей отправился на холмы аль-Мукаттам, неподалеку от Каира, и не вернулся. В ходе поиска был обнаружен его осёл и окровавленная одежда. Его исчезновение остается загадкой.

На смену аль-Хакиму на трон взошёл его молодой сын Али аз-Захир под регентством его сестры Ситт аль-Мюльк.

Годы жизни: правил в 996—1021 годах н. э.

Полезная информация

Хаким, аль-Хаким
Абу-Али Мансур ал-Хаким би-амри-Алла
араб. الحاكم بأمر الله , أبو علي المنصور ‎‎
наименование в переводах старых летописей у Медникова — Абу-'Алий ал-Мансур, сын ал-'Азиза-биллаха
он был прозван ал-Хаким би-Амр Аллах, досл. «правитель по воле Аллаха»

Негативная информация о Хакиме

Через несколько поколений династия Фатимидов была свергнута айюбидами, и в Египте стал доминировать ислам сунитского толка, исмаилиты же подверглись преследованиям. С учетом времени, потребного для распространения сведений о смерти халифа, а также сомнений в их достоверности, некоторые ливанские кланы и племена верили, что он не умер, а ушёл «в сокрытие» (скрывается и готовит силы для возвращения себе престола, по друзским легендам, в течение шестнадцати лет после его исчезновения народ Каира всё ещё считал, что он жив).

Друзские рукописи, по словам друзов, говорят, что Хаким пережил ту роковую ночь, когда его должны были убить по приказу сестры; но, устав от власти, он удалился в пустыню Аммона и там создал учение, которое позднее поведал его ученик Хамза. Позднее это трансформировалось в религиозное убеждение, что Хаким появится в День Страшного суда в качестве махди. Принявшие взгляды Дарази племена и кланы составили основу друзов.

О Хакиме сложилась враждебная традиция, вероятно преувеличенная. Согласно традиции, он был эксцентричным и даже психически нездоровым человеком. В целом его правление было отмечено началом упадка халифской власти. Утверждается, что его царствование было и грозило опасностью самому существованию династии; но сын Хâкима Зâхир (1021—1036) со своей тёткой-опекуншей Ситталь-мольк опять восстановил порядок.

Важным недостатком Халифа, вызвавшим недовольство государственного аппарата, состоявшего преимущественно из христиан господствующих церквей, было то, что халиф нарушал «устоявшиеся традиции трехтысячелетней египетской бюрократии, нарушал традиционные сферы полномочий тех или иных государственных ведомств, что выглядело чуть ли не кощунством в глазах образованных чиновников».

Некоторые недоброжелательные источники утверждают, что Хаким начал гонение на христиан и ереев и конфисковал земли христианских монастырей. Христианские иерархи проявляли профессиональную солидарность с исламским истеблишментом, видя как халиф реформирует административную и судебную власть ислама, удаляя его традиционных лидеров и заменяя их молодыми, незнатными варягами типа Дарази, они не то чтобы боялись за свою власть в уже своих общинах, сколько заступались за своих исламских коллег — «кадиев, имамов, руководителей вакуфов и пр., чьи интересы неразрывно переплетались с интересами христианского истеблишмента Фатимидов».

Правительство Дарази пыталось бороться с христианской оппозицией, опираясь на меньшие христианские церкви, передавая недвижимость и активы от одной церкви — другой. Вероятно, именно с этим связан и ущерб, нанесенный храму Гроба Господня в Иерусалиме и некоторым другим церквям.

В 1008 году в фатимидском государстве началась серия мероприятий, направленных против некоторых христианских общин и суннитского религиозного аппарата, продолжавшеся, очевидно, приблизительно до 1015 года. Два христианских источника утверждают, что в это время был разрушен Храм Гроба Господня в Иерусалиме, однако иерусалимские документы показывают, что произошла простая передача управления храмом от традиционных христианских конфессий к несторианам и яковитам, осуществленная эмиром Рамаллы по приказу Аль-Хакима. Слухи о разрушении Храма Гроба Господня достигли Европы и послужили одним из поводов, для агитации в Европе к началу Крестовых походов.

Традиция утверждала даже, будто с 1017 халиф объявил себя инкарнацией бога. Однако сохранившиеся письма Хакима опровергают эти утверждения. Богом его провозгласил собственно Дарази, но сам халиф этого не поддержал.

Было издано несколько очень странных законов. В частности, один из них предписывал женщинам оставаться по домам, и, чтоб неукоснительно соблюдался этот запрет, сапожникам возбранялось шить женскую обувь. Также запрещались любые праздники и процессии, кроме религиозных. Был издан фирман, требовавший, чтобы все лавки закрывались днем и торговали ночью. Впрочем, вскоре этот фирман был отменен. Некоторые недоброжелательные историки утверждают, что халиф приказал перебить в Каире всех собак, запретил продажу меда и приказал вырубить в Египте все виноградные лозы.

Сам халиф и его ближайший друг, философ ад-Дарази, проводили ночи, практикуя странные ритуалы на каирских холмах…