Иезекииль

Иезекииль — один из четырех «великих пророков» Ветхого Завета

Иезекииль, изображённый Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы
pinterest button

Родился в городе Сарир (Иудея) около 622 года до н. э. в семье священника Вузии. Его называют современником пророков Иеремии и Даниила.

В 25-летнем возрасте с первым караваном пленных в 597 г. до н. э. Иезекииль был уведён в Вавилонию и жил в посёлке Тель-Авив у реки Ховар близ Ниппура, одного из религиозных центров Вавилонии. Здесь, у реки Ховар, у него было видение, с которых в 5-й год от пленения царя Иоакима (по другим данным речь идет об Иехонии) — 592 году до н. э. — началось его пророческое служение (5-й день 4-го месяца). Климент Александрийский приписывает ему знакомство с Пифагором.

В это время Иезекиилю было около 30 лет. Затем по вдохновению он принимает на себя ряд испытаний, чтобы разделить страдания своего народа. Так он свыше года (430 дней) спит с кирпичом, на котором написано имя Иерусалима. Затем он ест лепешки, испеченные на коровьем навозе (Иез.4:15). Затем он обривает свою голову (Иез.5:1). В 587 г. до н. э. от язвы умирает его жена (Иез.24:18). Дом пророка в Тель-Авиве, как и дома многих священников в плену, стал местом, где собирались изгнанные иудеи (именно из таких домов собраний в эпоху плена и родилась синагога). К приходившим к нему людям обращал пророк свои пламенные проповеди. Около 571 г. до н. э. пророк скончался. По преданию он был предан мученической смерти (привязан к коням и разорван) иудейским князем за обличение в идолопоклонстве. По другой версии он был побит камнями коленом Гада

Могила в Ираке в Эль-Кифль.

Видение славы Господней

Пророческое служение Иезекииля начинается с видения славы Божией в виде сияющей комбинации из четырёх существ — тетраморфе, или как ещё называют Меркава. Каждое из четырех существо имело подобие четырех лиц (человек, телец, орел, лев), четыре взаимно соприкасающихся крыла и сверкающие металлические ноги с копытами (Иез.1:6). Конструкция завершалась полусферой (Иез.1:22), тогда как в основании его находились колеса с глазами. Во время движения крылья издавали сильный шум, а во время остановки крылья опускались. Над полусферой располагался престол, на котором восседало «подобие человека» (Иез.1:26).

Видение это, по объяснению святых отцов, было прообразом четырёх евангелистов, просветивших весь мир евангельской проповедью с разумом человека, с силою львиною, с покорностью тельца, с высоким пареньем духа, подобном орлиному.

Пророчества

Против иудеев

Иезекииль предрекает, что иудеи будут предаваться каннибализму (Иез.5:10). Он сетует, что среди его соплеменников процветает солярный культ (Иез.6:4), распутство (Иез.22:11) и корыстолюбие, а интерьеры Иерусалимского Храма (за 5 лет до его разрушения) осквернены изображениями рептилий (Иез.8:10). Сами израильтяне, по замечанию Иезекииля, изрядно смешались с соседними народами, поэтому он бросает упрек Израилю:

Однако Иезекииль, перечисляя грехи Израиля и предрекая кары, подчеркивает, что Бог не желает не гибели беззаконников, но их покаяния (Иез.18:23).

Против язычников

Иезекииль предсказывал разорение и других стран («семи языческих народов») за то, что народ их радовался разрушению Иерусалима. Аммонитяне будут отданы в наследие сынам востока (Иез.25:4. Аналогичные кары постигнут Моав. Идумея будет разорена руками самих иудеев и превращена в пустыню (Иез.25:14). Наказание также падет на критян и филистимлян (Иез.25:16).

Особо Иезекииль упоминает в 585 г. до н. э. о падении ливанских городов Тира и Сидона, а также Египта, которые станут добычей халдейского царя Навуходоносора.

Воскрешение мертвых

Одним из самых ярких образов Иезекииля является его пророчество о воскрешении из мертвых. В поле он видит множество костей и обращает к ним свое слово. Затем они начинают обрастать жилами, покрываться плотью и кожей (Иез.37:8). Затем в трупы возвращается дух и они встают и покидают свои могилы. Впрочем, это пророчество имеет смысл притчи. Иезекииль использует этот образ, чтобы убедить своих земляков в том, что Израиль возродится, а вавилонский плен окончится.

Это пророчество о воскресении мертвых читается на утрени Великой Субботы.

Мессия

Вместе с идеей возрождения Израиля Иезекииль раскрывает идею о грядущем благочестивом Царе и Пастыре Давиде, который будет править вечно (Иез.37:25).

Гог и Магог

Не менее популярно пророчество Иезекииля об грядущем князе Гоге, который во главе бесчисленного войска придет от пределов севера (народы Мешех и Фувал) на землю Израиля и найдет там свою гибель от каменного града (Иез.38:22). Трупов завоевателей будет так много, что израильтяне будут хоронить их 7 месяцев в месте, которое нарекут именем Гамона (Иез.39:16)

Видение нового Храма

Последнее пророчество датируемое 571 до н. э. касается возобновления богослужений в Храме. Храм будет обращен на восток, иметь притвор и деревянный жертвенник 3 локтя высотой (Иез.41:22). Иезекииль позволяет сделать изображение в Храме пальм и двуликих херувимов с ликом льва (Иез.41:18). Он также настаивает, чтобы необрезанным вход в Храм был воспрещен (Иез.44:9). Иезекииль отмечает необходимость празднования Пасхи в 14-й день 1-го месяца (Иез.45:21). Также он настаивает на необходимости совершать всенародные жертвоприношения в 1-й день 1-го месяца (Иез.45:18) и 15-й день 7-го месяца (Иез.45:25). Также должны проводиться ежесубботние богослужения. По мысли Иезекииля служить в храме должны исключительно саддукеи — потомки Садока (Иез.44:15). Они должны носить льняные одежды (Иез.44:27).

Грядущий Израиль по-прежнему будет расположен к югу от Дамаска между Великим морем и рекой Иордан. Он по-прежнему будет разделен на 12 колен, однако иноземцам будет дана большая свобода (Иез.47:21) и власть будет более централизована под началом Князя, по сравнению с эпохой заселения Ханаана.

Годы жизни: ок. 622 г. до н. э., Иерусалим–ок. 570 г. до н. э.,Вавилон (?)

Полезная информация

Иезекии́ль (ивр. יְחֶזְקֵאל‎, Й’хезкэль, «Господь укрепит»)