Теодор Герцль

Основоположник идеологии политического сионизма, провозвестник еврейского государства, создатель Всемирной сионистской организации

Герцль, Базель, 1901 г.
pinterest button

Теодор Герцль — австрийский писатель еврейского происхождения, журналист.

Биография

Теодор Герцль рос в Будапеште в ассимилированной семье, не чуждой, однако, еврейским традициям. Мать, Жанетт Герцль (урожд. Диамант), приобщала сына к немецкой культуре и языку. С детства Теодор Герцль имел склонность к литературе, писал стихи. Будучи в гимназии, публиковал рецензии на книги и спектакли в одной из будапештских газет. Оскорбленный антисемитскими объяснениями учителя, Герцль оставил реальную гимназию.

В 1878 г. семья переехала из Будапешта в Вену, где Герцль поступил на юридический факультет Венского университета. В студенческие годы Герцль мало интересовался еврейским вопросом, тем не менее, на него тяжёлое впечатление произвела антисемитская книга Е. Дюринга «О еврейском вопросе» (1881).

В 1881 г. он стал членом немецкого студенческого общества «Альбия» (Albia), но уже в 1883 покинул его в знак протеста против антисемитских высказываний его членов.

В 1884 г. Герцль получил степень доктора юридических наук и некоторое время проработал в судах Вены и Зальцбурга. В своих автобиографических заметках (1898) он писал:

С 1885 года Герцль посвятил себя всецело литературной деятельности. Он написал ряд пьес, фельетонов и философских рассказов. Некоторые из его пьес имели успех на сценах австрийских театров.

В 1889 Герцль женился на Юлии Нашауэр (Julie Naschauer) (1868—1907). Их супружеская жизнь, однако, не сложилась, поскольку жена не понимала и не разделяла взглядов Герцля.

С октября 1891 по июль 1895 Герцль работал корреспондентом влиятельной либеральной венской газеты «Neue Freie Presse» в Париже. В ней он публиковал, помимо прочего, заметки о парламентской жизни во Франции.

Свои взгляды на политику Герцль изложил в небольшой книге «Бурбонский дворец» (здание, где находилась французская палата депутатов).

В политических кругах Парижа Герцль неоднократно слышал антисемитские речи и высказывания. Его взгляды на решение еврейского вопроса постепенно менялись, что заметно уже в его пьесе «Гетто» (1894), переименованной затем в «Новое гетто».

Крутой поворот во взглядах и в жизни Герцля произошёл в 1894 г. под влиянием дела Дрейфуса. Крики «Смерть евреям!», раздававшиеся на парижских улицах, окончательно убедили его в том, что единственным решением еврейского вопроса является создание независимого еврейского государства.

В июне 1895 г. Герцль обратился за поддержкой к барону Морису де Гиршу. Однако, встреча не принесла результатов. В те дни Герцль начал писать дневник и делать первые наброски к книге «Еврейское государство». В своём дневнике Герцль писал:

Свою программу Герцль изложил в книге, которую назвал «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса» (Der Judenstaat), которая была опубликована в Вене 14 февраля 1896 г. В том же году были опубликованы её переводы с немецкого на иврит, английский, французский, русский и румынский языки.

В своей книге Герцль подчёркивает, что еврейский вопрос следует решать не эмиграцией из одной страны диаспоры в другую или ассимиляцией, а созданием независимого еврейского государства. Политическое решение еврейского вопроса, по его мнению, должно быть согласовано с великими державами. Массовое переселение евреев в еврейское государство будет проводиться в соответствии с хартией, открыто признающей их право на поселение, и международными гарантиями. Это будет организованный исход еврейских масс Европы в самостоятельное еврейское государство.

Герцль полагал, что образование подобного государства должно осуществляться по заранее продуманному плану. Еврейское государство должно быть проникнуто духом общественного прогресса (например, установление семичасового рабочего дня), свободы (каждый может исповедовать свою веру или оставаться неверующим) и равноправия (другие национальности имеют равные с евреями права).

Для реализации этого плана Герцль считал необходимым создать два органа — политический и экономический: «Еврейское общество» в качестве официального представительства еврейского народа и «Еврейскую компанию» для руководства финансами и конкретным строительством. Необходимые средства предполагалось получить при содействии еврейских банкиров, и только в случае их отказа должен был последовать призыв к широким еврейским массам.

Вместе с Оскаром Мармореком и Максом Нордау Герцль организовал Всемирный сионистский конгресс (26 по 29 августа 1897) в Базеле и был избран президентом «Всемирной сионистской организации».

Принятая там Базельская программа была основой для многочисленных переговоров (в том числе с германским императором Вильгельмом II и турецким султаном Абдул-Гамидом II) с целью создать «жилище для еврейского народа» в Палестине. Хотя старания Герцля тогда не увенчались успехом, его работа создала предпосылки для создания государства Израиль (в 1948 г.). В 1897 г. Герцль опубликовал пьесу «Новое гетто» и создал в Вене «Die Welt», ежемесячник сионистского движения.

В 1899 Герцль создал «Еврейское колонизационное общество» с целью закупки земли в Палестине, которая тогда была частью Османской империи. Великобритания предложила Герцлю как представителю Всемирной сионистской организации землю в Британской Восточной Африке (часть территории современной Кении под названием Уганда; не путать с современным государством Уганда) для организации там еврейского государства (так называемый «План Уганды»). Герцль сам готов был принять данное предложение, но этому воспротивились другие активисты движения в том числе весьма близкие к Герцлю. Угандийские планы провалились из-за того, что большинство сионистов рассматривали как возможную территорию для еврейского государства только Палестину; кроме того, представители конгресса сочли предложенную британским министром колоний Джозефом Чемберленом территорию как непригодную для поселения.

В 1900 Герцль опубликовал «Философские рассказы». В своём утопическом романе на немецком языке «Altneuland» («Старая новая земля» 1902, позже Нахумом Соколовым он был переведён на иврит), Герцль создал идеалистическую картину будущего еврейского государства. Здесь он сформулировал эскиз политического и общественного строя еврейского государства в Палестине.

Герцль не предвидел арабско-еврейских конфликтов и стоял на точке зрения, согласно которой живущие в Палестине арабы будут радостно приветствовать новых еврейских поселенцев. В переводе на иврит роман назывался Тель-Авив (то есть «весенний холм», название библейского поселения); название будущего города Тель-Авив было навеяно романом Герцля.

Ожесточенные схватки с оппонентами, в дополнение к напряжённой борьбе за дело сионизма, привели к обострению болезни сердца, которой страдал Герцль. Его болезнь осложнилась воспалением легких. Своему другу, приехавшему навестить его, Герцль сказал:

Это были его последние слова. Вскоре его состояние ухудшилось, и 3 июля 1904 г. Герцль скончался.

В завещании Герцль просил похоронить его в Вене рядом с отцом, пока еврейский народ не перенесёт его останки в Землю Израиля.

Останки Герцля были доставлены из Австрии в Иерусалим первым полётом авиакомпании Эль Аль 14 августа 1949 г., вскоре после создания Государства Израиль. Ныне прах провозвестника еврейского государства покоится на горе Герцля в Иерусалиме, а недалеко от его могилы построен музей Герцля. День смерти Герцля по еврейскому календарю 20-й день месяца таммуз отмечают в Израиле как национальный день его памяти.

После его смерти В. Жаботинский писал:

Судьба детей Герцля была трагична. Старшая дочь Паулина (1890—1930) покончила жизнь самоубийством, так же как и сын Ханс (1891—1930), который в 1906 г. принял христианство, а после смерти сестры застрелился на её могиле в Бордо (Франция).

Младшая дочь Маргарет (известная как Труде; 1893—1943) умерла в нацистском концлагере Терезин.

Государство Израиль было провозглашено в мае 1948 г., лишь немногим позже той даты, которую предсказал Герцль после 1-го Сионистского конгресса.

В честь Теодора Герцля назван город Герцлия.


Годы жизни: 2 мая 1860–3 июля 1904

Полезная информация

Теодор Герцль
нем. Theodor Herzl
ивр. בִּנְיָמִין זֶאֶב הֵרצְל
Биньямин Зеев Херцль
также известен как חוֹזֶה הַמְדִינָה
транслит«Хозе ха-мдина»
досл. «Провозвестник государства»