Значение Стены Плача в иудаизме

В иудаизме Стена Плача почитается, как единственное, что осталось от Святого Храма; она является для евреев самым святым местом и объектом паломничества.

У Стены Плача
pinterest button

Из разрешённых и доступных для посещения мест Стена Плача расположена ближе всех к самой святой для иудаизма точке, а именно Краеугольному Камню (Эвен хаШетия), находящемуся на Храмовой горе. (Согласно одному раввиническому мнению, евреи не могут ступить на Храмовую гору, каковой поступок является грехом, наказуемым Каретом.)

Почти все историки, археологи и некоторые раввинические авторитеты считают, что камень, выходящий на поверхность внутри Купола Скалы, и есть Краеугольный Камень. Вместе с тем, некоторые раввины говорят, что он расположен прямо напротив открытой части Западной Стены, возле фонтана Эль-кас. Эта точка была местом расположения Святая Святых в дни существования Храма.

Стена Плача ночью
pinterest button Стена Плача ночью Юкатан, GNU 1.2

Еврейские мидрашные тексты, скомпилированные в поздней античности, описывают западную стену Храма, которая «никогда не будет разрушена». Некоторые учёные придерживались того мнения, что в этих текстах речь идёт о стене самого Храма, которого к тому времени давно уже не существовало. Другие считали, что тогда стена ещё стояла и была на самом деле выжившей стеной храмового двора.

Сегодня, однако, нет сомнений в том, что под стеной понимается западная поддерживающая стена Храмовой Горы, и Мидраш имеет в виду Храм в его широком понимании — то есть, Храмовую гору.

Еврейские источники учат, что когда римский император Веспасиан приказал разрушить Храм, он велел Пангару, герцогу Аравийскому, разрушить Западную Стену. Однако Пангар не смог её разрушить, ибо Творец поклялся, что эта часть стены никогда не будет разрушена. Будучи спрошен Титом о том, почему он её не разрушил, Пангар ответил, что она будет стоять, как напоминание о совершённом Титом завоевании (после чего был должным образом казнён).

Верующие снимают свою обувь, приближаясь к Стене, около 1880
pinterest button Верующие снимают свою обувь, приближаясь к Стене, около 1880 Alexandre Bida (1813-1895), Public Domain

В еврейских источниках, включая Зогар, написано, что на Западной Стене покоится Шхина. Мидраш (Бэмидбар Рабба 11, 2) цитирует учёного IV века:

Учёный XVIII века Йонатан Эйбешюц пишет, что «после разрушения Храма, Бог прекратил Своё Присутствие в Своём святилище и перенёс его на Западную Стену, где оно пребывает в своей святости и чести».

Сказано, что великие еврейские мудрецы, включая Ицхака Лурию и Радваза, испытали возле Стены откровение Шхины. В традиции существует утверждение о том, что, когда сквозь камни Стены просачивается вода, это сигнализирует о приближении Мессии.

Молящиеся женщины, начало 20 века
pinterest button Молящиеся женщины, начало 20 века American Colony, Public Domain

В прошлом каждый Шаббат у входа к Стене можно было найти сидящих женщин, держащих благовонные растения и приправы, с тем чтобы дать молящимся возможность произнести дополнительные благословения. В жаркую погоду они предлагали холодную воду. Женщины также часто бросали жребий на привилегию подметать и мыть проход у подножия Стены.

Обсуждая значимость молитвы у Стены, Рабби Цви Хирш Каинденовер касается мистического аспекта ивритского слова «котель». Он цитирует Зогар, в котором написано, что слово «котель», означающее «стена», состоит из двух частей: «Ко», числовое значение которой совпадает с числовым значением имени Бога, и «Тель», что значит «гора» — что относится к Храму и его Западной Стене.

Святость Стены

Между еврейскими кодификаторами ведётся много споров относительно того, разрешено ли вкладывать пальцы внутрь расщелин в Стене. Те, кто предостерегает от таких действий, утверждают, что Стена на всём протяжении являет собой часть самой Храмовой Горы, и посему обладает святостью. Другие считают, что Стена расположена вне описанных границ местоположения Храма, по каковой причине о помещении пальцев в трещины можно не переживать. В прошлом посетители, следуя различным стихам Писания, забивали в расщелины гвозди и рисовали на Стене свои ивритские имена. Эта практика была прекращена после того, как раввины пришли к единодушному мнению, что такие поступки компрометируют святость Стены.

Существовала также другая практика, состоявшая в том, что паломники либо те, кто намеревался ехать за рубеж, выламывали кусочек из Стены, — либо собирали некоторое количество песка, находившегося между её щелями, — на память или в качестве талисмана на удачу. В конце XIX века был поднят вопрос о том, разрешено ли это, и в 1898 г. в иерусалимской газете Хавацелет появились обширные респонсы. Они завершились тем, что, даже если согласно иудейскому закону это разрешено, таким традициям должен быть положен конец, ибо они являют собой осквернение. Более недавнее предписание в Ялкут Йосеф налагает запрет на извлечение из Стены маленьких кусочков камня или пыли — хотя для амулетов разрешено брать прутики из растущей в Стене растительности, ибо они не содержат святости.

Чистка камней также представляет собой проблему с галахической точки зрения. Богохульное граффити, однажды нанесённое туристом при помощи спрея, оставалось на виду в течение нескольких месяцев до тех пор, пока оно не начало осыпаться. Многие современные поским указывают, что зона перед Стеной имеет статус синагоги и к ней надлежит относиться с должным уважением. Соответственно, от мужчин и замужних женщин ожидается, что, приближаясь к Стене, они будут покрывать голову и будут одеты подобающим образом.

Традиция требует, чтобы, удаляясь от Стены, уходящий двигался спиной вперёд. По субботам в этой зоне запрещено появляться с электронными приборами, — включая фотокамеры, — которые нарушают святость Шаббата.

Тиша Б’Ав у Западной Стены, 1970-е.
pinterest button Тиша Б’Ав у Западной Стены, 1970-е. SAIMI, CC BY 2.5

Когда-то существовала старая традиция, подходя к Стене, снимать обувь. В относящемся к XVII в. собрании специальных молитв, которые надлежит произносить в святых местах, упоминается, что «подходящий к Западной Стене должен снять свою обувь, поклониться и прочесть…».

Рабби Мозес Райхер писал, что «хорошей и достойной похвалы традицией является приближаться к Западной Стене в белых одеяниях, после омовения, становиться на колени и простирать себя в преклонении и читать „Сие есть не что иное, как Дом Божий, и здесь врата Рая“. Оказавшись на расстоянии четырёх кубитов от Стены, надлежит снять свою обувь».

По прошествии многих лет традиция стоять перед стеной с босыми ногами потеряла своё значение — не нужно снимать обувь, стоя у Стены, поскольку зона площади находится вне священных пределов Храмовой Горы.

Молитва у Стены

Возле Западной Стены можно найти молящихся в любое время суток; Стена привлекает евреев как из самого Израиля, так и из стран диаспоры. Религиозные евреи всего мира молятся в сторону Западной Стены.

Девушка помещает записку в расщелину в Западной Стене.
pinterest button Девушка помещает записку в расщелину в Западной Стене. Yoninah, GNU 1.2

Мудрецы утверждают, что «любой, кто молится в Иерусалиме на этом месте — это как если бы он молился пред Троном Славы, ибо здесь расположены врата рая, открытые, дабы слышать все молитвы». Еврейский закон предписывает, что, когда евреи произносят Амиду, они должны стоять лицом к востоку, в направлении Иерусалима, Храма и, в конечном счёте, Святая Святых, ибо вся Божья щедрость и благословение истекают из этого места. Согласно Мишне, из всех четырёх стен Храмовой Горы Западная стена была ближе всех к Святая Святых и, следовательно, молитва у Стены приносит особую пользу.

Рабби Яаков Эттлингер пишет:

(Согласно учению Каббалы, все молитвы возносятся в Рай через Храмовую Гору, к которой примыкает Западная Стена.) Хорошо известная сегула отыскания спутника жизни — молиться возле Западной Стены на протяжении 40 дней. Родоначальником этой практики, очевидно, был Рабби Исроел Яаков Фишер.

Согласно некоторым источникам, ко времени Поздней Античности предпочитаемое место еврейской молитвы в Иерусалиме находилось на Масличной горе, и лишь к концу Средних веков евреи постепенно стали собираться для своих молитв не в этом месте, а у Западной Стены, получив на то разрешение от властей вакфа. Действительно, большинство историков считает, что Западная Стена стала популярной молитвенной зоной лишь после оттоманского завоевания Иерусалима в 1517 г. Существуют, однако, засвидетельствованные прецеденты использования Стены в качестве места молитвы до оттоманского периода. Известно несколько еврейских авторов X и XI веков — например, Аарон бен Меир, Самуэль бен Палтиель, Соломон бен Иуда и другие — которые пишут о том, что евреи обращаются к Западной Стене в религиозных целях; Свиток Ахимааца, — исторический документ, написанный в 1050 г. н. э., — отчётливо описывает Западную Стену, как место молитвы для евреев

Около 1167 г., в период поздних Крестовых походов, Бенджамин из Туделы писал, что «Перед этим местом стоит Западная Стена, которая есть одна из стен Святая Святых. Её называют Вратами Милосердия, и к месту сему все евреи приходят молиться перед Стеной в открытом дворе.» В 1334 г. еврейский путешественник Исаак Чело писал:

В 1625 г. учёным, чьё имя не сохранилось, впервые упомянуты «организованные молитвы» у Стены. В дни народных волнений и бедствий к Стене приносили Свитки Закона, как о том свидетельствуется в описании, составленном Рабби Гедальей из Семитизи, отправившимся в Иерусалим в году 1699.

Тексты различных путешественников в Святую Землю, в особенности в 18 и 19 в.в., повествуют о том, как Стена и прилегающая к ней территория по-прежнему оставались для евреев местом поклонения. Исаак Яхуда, выдающийся член сефардского сообщества в Иерусалиме, вспоминал, что мужчины и женщины регулярно собирались в круг возле Стены, чтобы послушать проповеди, произносимые на ладино. Его прабабушка, прибывшая в Палестину в 1841 г., «приходила к Западной Стене вечером каждой пятницы, зимой и летом, и стояла там вплоть до поры зажигания свечей, читая всю Книгу Псалмов и Песнь Песней … она часами просиживала там в одиночестве».

Каф Хахаим описывает, как, идя молиться у Западной Стены, Ашкеназим и Сефардим проходили обычно по улицам и рынкам Старого города, надев свои талит и тфилин.

На протяжении веков Стена является тем местом, на котором евреи собираются, чтобы выразить благодарность Богу или помолиться о милости Всевышнего. По получении известия о высадке в Нормандии 6 июня 1944 г. тысячи евреев пришли к Стене, чтобы вознести молитвы об «успехе Вооружённых сил Его Величества и союзников в освобождении всей оккупированной врагом территории». 13 октября 1994 г. 50 000 человек собрались для молитвы о благополучном возвращении похищенного солдата Нахшона Вахсмана. 10 августа 2005 г. у Стены состоялось массовое молитвенное собрание; оценки количества протестующих против Израильского плана одностороннего размежевания варьировали от 50 до 250 тысяч человек. В течение месяца Тишрей 2009 г. это место посетили рекордные 1,5 миллиона человек.

Оплакивание разрушения Храма

Уже в первые века после разрушения Иерусалимского храма Стена стала местом молитвы, где евреи оплакивают разрушение Храма и молят Бога о возрождении народа Израиля в его стране, местом, символизирующим былое величие Израиля и упование на его будущее.

Ежегодно на Тиша Б’Ав большие толпы собираются у Стены в память о разрушении Храма; в 2007 г. собралось более 100 000 человек.

«Место стенаний евреев, 1844». (Гравюра 1860 г.)
pinterest button «Место стенаний евреев, 1844». (Гравюра 1860 г.) E.Challis, Public Domain

Согласно еврейскому Закону, при посещении Западной Стены и созерцании опустошённого места расположения Храма верующий обязан горевать и надрывать свои одежды. Бах (17 в.) явным образом упоминает «Котель ха-Ма’арив», разъясняя, каким образом человек мог столкнуться с руинами Храма прежде руин Иерусалима. В настоящее время некоторые учёные придерживаются того взгляда, что надрывание одежд не соответствует ситуации, поскольку Иерусалим находится во власти евреев.

Место стенаний евреев, Иерусалим, 1891
pinterest button Место стенаний евреев, Иерусалим, 1891 Kimberlyblaker, Public Domain

Другие возражают, указывая, что сама Храмовая Гора до сих пор контролируется мусульманским вакфом, и государство Израиль не вправе удалить стоящие на ней мечети. Более того, само существование мечетей на месте расположения Храма должно усиливать испытываемое верующим ощущение бедствия.

Если верующий не видел Стены в течение последних 30 дней, то, чтобы избежать надрывания рубашки, он обычно посещает её в Шабат (включая вторую половину дня пятницы и вечер субботы, если он одет в субботний наряд) или в праздники. При этом он должен прочесть:

Бах цитирует Ликутим, который требует, чтобы, "когда некто видит Врата Милости, которые находятся в Западной Стене, которая есть стена, построенная царём Давидом, то он должен прочесть: