Первосвященник

Первосвященник имел право взять в жены только израильтянку-девственницу, в то время как остальным священникам не возбранялось жениться на вдовах.

Иудейский первосвященник, одетый в хошен, и левиты в древней Иудее
pinterest button

Первосвященник — в иудаизме — священнослужитель, возглавлявший службу в Скинии, затем в Первом и Втором иерусалимском храме.

К первосвященникам, как и к царям, применялся эпитет машиах («помазанник», Мессия), так как посвящение в этот сан сопровождалось помазанием елеем.

В Ветхом Завете

В Библии в качестве первосвященника впервые упоминается царь Салимский Мелхиседек (Быт.14:18). Позже, при Исходе из Египта, Бог избрал Аарона, брата Моисея, и лишь его потомки по мужской линии имели законное право занимать этот пост (как и быть священниками вообще).

Первосвященник времён царей Давида и Соломона Садок (Цадок) был родоначальником династии первосвященников (Цадокиды), занимавших этот пост (возможно, с перерывами) вплоть до прихода к власти Хасмонеев.

Позже династия трансформировалась в секту саддукеев. Институт ветхозаветного первосвященничества перестал существовать со времён разрушения Иерусалимского храма.

Должность первосвященника давалась, как правило, пожизненно и переходила по наследству к старшему сыну. Первым первосвященником израильского народа был Аарон, его наследниками стали сначала Елеазар, а затем Финеес (Чис.20:26; Втор.10:6; Суд.20:28). До Илии или начиная с него этот пост по неустановленной причине перешёл к роду Ифамара, младшего сына Аарона (1Цар.1:9; 1Пар.24:1-6).

Во времена Давида его совместно занимали Авиафар и Садок. Однако после того как Соломон сослал Авиафара в Анафоф (Анатот), эта должность, начиная с Садока, стала исключительно привилегией потомков Елеазара (3Цар.2:26 и след.,35).

Первосвященник назван в Библии «священником» (Исх.29:30), «помазанным священником» (Лев.4:3, 5:16) или великим священником «из братьев своих, на голову которого возлит елей помазания, и который освящён, чтобы облачаться в священные одежды» (Лев.21:10).

Описание священных одежд, которые Моисей повелел изготовить для Аарона, дано в Исх.28:2-39.

Одежды состояли из наперсника, ефода, верхней ризы, льняного тканого хитона (нижней одежды), головного убора (кидара) и пояса, который, согласно преданию, был очень длинным. Видимо, ефод служил прежде всего для закрепления и ношения наперсника.

Верхняя риза не имела рукавов и, вероятно, была длиной до пят. Её подол был украшен гранатами, сделанными из разноцветных шерстяных нитей, и золотыми бубенчиками.

Под ризой священник носил хитон с рукавами, который также был длиной до пят. Верхняя риза была сделана из голубой шерсти и надевалась поверх хитона, но под ефод. Её надевали через голову, горловину обшивали тканым кантом, «подобно отверстию брони» (ст. 32). В Исх.39:22 есть указание на то, что верхняя риза была тканой.

Гранаты на подоле должны были напоминать первосвященнику о заповедях (см. Чис.15:38-41), которые надлежало соблюдать и ему, а звон бубенцов, согласно Исх.28:35 (ср. ст. 43), — о том, что священник мог без опасности для жизни приближаться к Господу, когда был одет точно в соответствии с Его предписаниями.

Предположение, что звук бубенцов должен был разгонять злых духов, не находит подтверждения в Библии. Верхняя риза имела назначение указывать как её носителю, так и Господу на славу, величие и святость первосвященника.

На кидаре первосвященник носил укреплённую на голубом шнуре пластинку из чистого золота, на которой было выгравировано «Святыня Господня». Пластинка всегда прикрывала лоб Аарона и всех последующих первосвященников (Исх.28:36-38).

Эта золотая пластинка должна была возместить несовершенство святых даров народа. Но прежде всего первосвященник был отмечен ею как освящённая собственность Господа. Кидар первосвященника, вероятно, представлял собой свитый из ткани тюрбан и отличался от головных уборов остальных священников названием.

В великий день искупления первосвященник должен был надевать хитон, нижнее платье, пояс и кидар, изготовленные только из льняной ткани (Лев.16:4).

Должность первосвященника была весьма почетной и передавалась по наследству. К первосвященнику предъявлялись особо строгие требования в отношении обрядовой чистоты (Лев.21:10-15). Даже в случае смерти отца или матери он, в отличие от остальных священников, не имел права осквернить себя прикосновением к умершему.

Ему запрещалось обнажать в знак траура голову и раздирать одежду, что позволялось другим священникам (Лев.10:6). В это время первосвященник не должен был покидать святилище.

Первосвященник не мог жениться на вдове или на отверженной, он имел право взять в жены только израильтянку-девственницу, в то время как остальным священникам не возбранялось жениться на вдовах.

Обязанностью первосвященника было присматривать за всем, что касалось Храма, богослужения и священства.

Он должен был приносить жертвы как за свои грехи (Лев.4:3-12), так и за грехи всего народа (ст. 13-21); ему полагалось совершать предписанные жертвоприношения в День искупления (гл. 16).

Кроме того, в особо ответственных случаях первосвященник должен был испрашивать волю Господа при помощи урим и туммим (Лев.8:8).

Первосвященник мог исполнять любые священнические обязанности и позднее стал приносить жертвы по случаю субботы, новолуния и больших праздников.

Во время вавилонского плена (587—538 гг. до Р. Х.) обязанности первосвященника не исполнялись. В послепленное время институт первосвященства был восстановлен. Первосвященник стал пользоваться все возрастающим авторитетом и властью, поскольку царей в Израиле тогда не было.

Впоследствии хасмонеи, маккавейские цари-священники, объединяли власть царя и первосвященника в одном лице; это продолжалось до тех пор, пока Иудея сохраняла при них свою независимость.

Во времена Иисуса первосвященник председательствовал в синедрионе и в политическом плане являлся верховным вождем народа, правда, подконтрольным оккупационным римским властям.

В Новом Завете

Согласно Евр.5:5, Христос считается истинным первосвященником Церкви Божьей. В отличие от ветхозаветных первосвященников, каждый год приносивших жертвы за грехи народа, Христос однажды и навсегда взял на Себя наши грехи и примирил нас с Богом (Евр.9:25-28; ср. Ис.53:11; Ин.1:29; 2Пет.2:24), войдя в небесное святилище (Евр.9:24).

Первосвященником христиане называют Иисуса Христа. В некоторых богословских текстах первосвященниками называются все христианские архиереи.

Полезная информация

Первосвященник
ивр. הַכֹּהֵן הַגָּדוֹל‎
транслит. «ха-коэн ха-гадол»
иногда сокращенно ивр. הַכֹּהֵן‎
транслит. «ха-коэн»