Харедим

В Израиле, в том числе в Иерусалиме есть целые кварталы харедим, где особо тщательно соблюдают шаббат.

Меа-Шеарим вечером в пятницу лучше всего передает атмосферу еврейского ультраортодоксального квартала в Иерусалиме
pinterest button

Харедим — наиболее консервативная форма ортодоксального иудаизма, иногда называемая ультраортодоксы.

Харедим — обобщающее название и, в некоторой степени, самоназвание различных ортодоксальных и ультраортодоксальных религиозных общин и членов этих общин в Израиле.

Также употребляется для обозначения религиозных партий представляющих эти общины в парламенте Израиля, их членов и активных общественных деятелей.

Харедим известны в Израиле протестами против нарушений субботы властями и светскими евреями и тем, что большинство харедим не служат в армии.

Некоторые группы харедим не признают государство Израиль.

Группы

  • Митнагдим или литваки — консервативная группа в ортодоксальном иудаизме, включающая в себя ортодоксов, не являющихся сефардами или хасидами. Видными лидерами этого сообщества были в период создания государства Израиль рав Хазон-Иш, позже рав Каневский, Яаков Исраэль (англ.) и рав Шах в конце XX века.
  • Хасиды — духовно-социальное еврейское движение, возникшее в середине XVIII века, основателем его считается Баал Шем-Тов. По представлениям хасидизма, действия всех евреев являются приближением геулы.
  • Сефарды-харедим — направление среди израильских харедим, включающее ортодоксов-сефардов (по данным CBS, примерно 300 тысяч человек).
  • Община харедим — значительная группа харедим в Израиле, уникальная по своей оппозиции к сионизму.
  • Национальные харедим («Хардаль») — группа считается консервативной, она ближе к ортодоксам, чем к другим национально-религиозным группам. Тем не менее, эти люди являются сионистами и очень лояльно относятся к государству Израиль.
  • Современные харедим — люди, определяющие себя как ортодоксы, но (в отличие от большинства ортодоксов) не считающие себя отрезанными от современного мира, не видящие противоречий между Галахой и позитивными социальными и технологическими новшествами.