Иудейские оссуарии

Еврейские мудрецы спорили, был ли день сбора костей родителя для вторичных похорон днем горя или радости.

Иудейские украшенные оссуарии. Музей Хекта
pinterest button

Традиция хранить кости после их скелетирования появилась в Иудее во времена Второго Храма, что связывают с дефицитом места в семейных склепах в связи с увеличением народонаселения.

В этот период еврейские мудрецы спорили, был ли день сбора костей родителя для вторичных похорон днем горя или радости; было решено, что это был день утреннего поста и пира днем.

Традиция вторичных похорон в оссуариях не сохранялись у евреев в период после разрушения Второго Храма и рассеяния.

С распространением христианства в Палестине старые оссуарии с иудейских некрополей стали использоваться в качестве реликвариев.

Во время «первых» похорон тело умершего помещалось в нишу погребальной пещеры, а примерно через год, когда тело истлевало, кости перемывались и складывались в короб, сделанный, как правило, из иерусалимского известняка, иногда — из глины.

Иудейский оссуарий имел форму ящика прямоугольной формы, его размеры соответствовали по длине — бедренной кости покойного, по ширине — тазу, по высоте — общему объёму костей, включая череп.

Для ящика-оссуария предназначалась плотная двускатная крышка, плоская и сводчатая. Оссуарий чаще всего стоял на земле, иногда — имел небольшие ножки. Ранние оссуарии украшены резными узорами, на поздних встречаются религиозные символы, в частности — менора.

Среди надписей на оссуариях наиболее распространены были имена покойного, на арамейском или греческом языке, иногда слово «мир» («шалом»), или запрет открывать запечатанный ящик. В один оссуарий могли помещаться кости нескольких покойников, что позволяло экономить место в погребальных пещерах.

Подобные оссуарии оказались крайне важными археологическими находками для исследований того периода — помимо антропологических данных, гробы часто подписаны снаружи, и среди имён много таких, которые упоминаются в Новом Завете.

При раскопках оссуария в Гиват-ха Мивтар (1968) рядом с Иерусалимом, были найдены останки человека, распятого на кресте. Огромные гвозди так и остались в костях, поскольку их, по видимому, не смогли удалить. Это подтвердило технику распятия, упомянутую в Евангелии (была версия, что приговорённых к смерти просто привязывали к крестам).