Синагогальный ковчег

Синагогальный ковчег — специальное хранилище для свитков Торы.

Синагогальный ковчег, Стена плача, Иерусалим
pinterest button

В синагогах, появление которых, по мнению учёных, относится ко времени разрушения Первого Храма (586 г. до н.э.), была создана символическая замена Ковчегу Завета.

Первоначально подобное хранилище было либо в виде ниши, либо в виде переносного шкафа, который помещали в такую нишу.

В Мишне и Талмуде шкаф для свитков Торы называется тева (ивр. תבה‎), а ниша, в которую он помещался — хейхал (букв. чертог).

Существует многовековая традиция изготовления и украшения ковчега:

  • На ранних изображениях такого ковчега отчётливо видны внутренние отделения, в каждом из которых хранится в горизонтальном положении свиток.
  • В XII в., по-видимому, уже существовали синагогальные ковчеги, имевшие форму шкафа, в которых свитки Торы помещались вертикально, как в наше время. На миниатюрах рукописей XIV—XV вв. испанского, итальянского и немецкого происхождения появляются изображения подобного двухъярусного шкафа, в верхнем ярусе которого хранились свитки, в нижнем — ритуальная утварь.
  • В Средние века ковчеги завершались готическими шпилями.
  • Образцом оформления в стиле эпохи Ренессанса может служить двухъярусный с росписью ковчег из Урбино (1550).
  • В XVII в. в голландских синагогах на верхней части ковчега стали помещать изображение Скрижалей Завета, на которых высечены два первых слова каждой из Десяти заповедей.
  • В XVII в. в Голландии и Германии начала XVIII в. все ковчеги изготовлялись в барочном стиле: с колоннами, пилястрами, фронтонами и вазами. Оттуда этот стиль вскоре проник и в Восточную Европу. Где на ковчеге изображались львы, птицы, дельфины, орлы и олени.
  • Ковчеги в мавританском стиле (купола, разноцветный геометрический орнамент) сооружались с середины XIX в.
Синагогальный ковчег в синагоге в Цфате

Несмотря на различия в декоративном стиле, все ковчеги имеют общие элементы:

  • искусно вышитая золотыми, серебряными и шёлковыми нитями по бархату или шёлку завеса парохет (ивр. פָרֹכֶת‎), которая символизирует парохет Святая святых Храма;
  • нер тамид (ивр. נֵר תַּמִיד‎, букв. «постоянный светильник»), в память о храмовой меноре, которая должна была гореть всю ночь возле парохет и также называлась нер тамид.
  • сами свитки Торы, которые также богато украшаются;
  • часто по бокам стоят колонны, называемые Яхин и Боаз, которые напоминают о колоннах при входе в святилище Храма Соломона;
  • в некоторых случаях над парохет помещают полосу из материи, которая должна напоминать крышку Ковчега Завета — капорет.

К классическим мотивам арки Ковчега относятся также корона, скрижали, пара ревущих львов — символ колена Иудино и власти Всевышнего, Маген Давид, Менора, а также Древо жизни.

Арон ха-кодеш в синагогах диаспоры всегда обращён к Земле Израиля, в Израиле — к Иерусалиму, а в самом Иерусалиме — к Храмовой горе.

В большинстве современных еврейских общин, находящихся к западу от Земли Израиля, Ковчег стоит у восточной стены синагоги.

Место у Ковчега, и с ним вся восточная сторона (Мизрах) считаются в синагогах самыми почётными.

У Ковчега молится кантор, перед Ковчегом выступает с речами и раввин.

 

Полезная информация

Синагогальный ковчег
Арка Ковчега
ивр. אֲרוֹן הַקֹּדֶש‎
транслит. арон ха-кодеш
досл. Ковчег Святыни

В старину евреи верили, что арон а-кодеш обладает чудодейственными свойствами.

Иногда женщины произносили молитвы о здоровье детей или заболевших родственников, держась за завесу арон а-кодеш.

Распространён был также обычай, раскрыв дверцы ковчега и положив голову между свитками Торы, вознести личную мольбу (об исцелении тяжелобольного, избавлении от угрожающей опасности, и т. п.).

И в наши дни молитвы, имеющие особо важное значение, произносятся перед раскрытым Ковчегом, который символизирует открытые небесные врата.

Когда дверцы ковчега открыты, молящиеся обычно стоят.

Открытие и закрытие Ковчега считается важным обрядом.

Вынос Торы сопровождается чтением библейских стихов «И было, когда Ковчег продвигался…»  (Чис.10:35).