Синедрион

Синедрион — высшее религиозное учреждение, а также высший судебный орган в каждом городе, состоявший из 23 человек.

Заседание Великого Синедриона, сидели так, чтобы председатель видел всех
pinterest button

Подробное описание полномочий, процедур заседаний и других аспектов связанных с отправлением правосудия в иудаизме дано в трактате Санхедрин в четвертом разделе (Незики́н) Мишны, которая является составной частью Талмуда.

Малый синедрион и Великий синедрион

В отличие от обычного суда из трёх человек, Малый синедрион из 23 человек имел право проводить уголовные процессы с казнью или поркой, смертный приговор требовал большинства не менее, чем в два голоса, и выносился обязательно наутро после завершения дела.

Множество нарочито строгих процессуальных требований делало смертный приговор довольно редким.

Существенным требованием для смертного приговора было наличие Великого синедриона при Храме.

В Иерусалиме существовал также Великий синедрион — высшее государственное учреждение (совет) и высший судебный институт иудеев, состоявший из 71 члена.

По своему составу синедрион представлял собой вид аристократического сената, члены которого назначались, по-видимому, кооптацией из учеников членов Синедриона, членами могли являться коэны, левиты или евреи с родословной.

Прозелиты не допускались.

Член Синедриона не должен был также обладать увечьями, помимо Торы обязательно было знание языков, основ наук и ремёсел, а также обычаев астрологов и колдунов Председателем синедриона был «наси» (ивр. נשיא‎), созывавший собрания, им мог быть первосвященник.

Местом собрания был зал (Зал из тёсаных камней) при Иерусалимском храме, но в особенных и крайних случаях собирались в доме «наси».

Места заседавших располагались в виде полуокружности, чтобы председательствующий мог видеть всех.

До покорения Иудеи римлянами Синедриону принадлежало право жизни и смерти, но с этого времени власть его была ограничена: он мог произносить смертные приговоры, но для исполнения их требовалось согласие римского правителя.

Согласно Талмуду уже за сорок лет до разрушения Храма Синедрион покинул Храм, и казни прекратились, хотя поздний комментарий к Талмуду не исключает, что в отдельных случаях Синедрион возвращался на место.

Синедрион, по Талмудическому преданию 10 раз сменил место пребывания.

По разрушении Иерусалима Синедрион был восстановлен раббаном Йохананом бен Заккай в Явне уже не судилищем, а школой или академией Закона с законодательными функциями.

Известен, например, список постановлений Синедриона в городе Уша.

Последний глава Синедриона, Гамалиил VI, при Феодосии II был лишён всех прав, и с его смертью в 425 г. исчез последний след древнего Синедриона.

Обсуждению Синедриона подлежали важнейшие дела (менее важные решались в низших судилищах, которые были в многих городах), например вопросы о войне и мире, о замещении правительственных должностей, установление календаря, учреждения богослужебные, суждения о дееспособности священников, дело о ложном пророке, о расширении Иерусалима, перестройке Храма, суд над целым городом и т. п.

Влияние Синедриона простиралось и на царя.

Хотя о царе и говорится, что он не судим и не подлежит суду, но в принципе Синедрион удерживал свою судебную власть и касательно царя.

Без его согласия царь не мог начинать войны.

Полезная информация

Синедрио́н
ивр. סנהדרין‎
транслит. «Санhедри́н»
греч. συνέδριον
досл. «совместное заседание»

Глава синедриона

В древний период до 191 г. до нового летоисчисления пост «наси», видимо, занимал первосвященник, затем мудрецы по списку:

  • Йоси бен Иоезер из Цереды
  • Иеошуа бен Перахия
  • Иеуда бен Таббай
  • Шемайя
  • Гиллель, в дальнейшем все главы Синедриона — его потомки, за одним исключением
  • Шимон бен Гиллель ( -ум.ок.30)
  • Раббан Гамлиэль 1-й ( -ум.ок.68)
  • Шимон бен Гамлиэль 1-й ( -ум.ок.70)
  • Раббан Иоханан бен Заккай (не потомок Гиллеля)
  • Гамлиэль из Явне, ( -ум.ок.110) параллельно с р. Элазаром бен Азария
  • Восстание Бар-Кохбы, междувластие
  • Шимон бен Гамлиэль 2-ой ( -ум.ок.165)
  • Иехуда ха-Наси ( -ум.ок.217) — кодификатор Мишны
  • Гамлиэль 3-ий ( -ум.ок.225)
  • Иеуда Насиа ( -ум.ок.250)
  • Гамлиэль 4-й ( -ум.ок.265)
  • Иехуда ха-Наси 2-ой ( -ум.ок.330)
  • Гиллель Насиа ( -ум.ок.365)
  • Гамлиэль 5-й ( -ум.ок.380)
  • Иеуда Насиа 3-ий ( -ум.ок.400)
  • Гамлиэль 6-й, ( -ум.ок.425) прекращение деятельности Синедриона по приказу императора

Попытки восстановления Синедриона

В XVI веке рабби Яаков Берав сделал неудачную попытку восстановления раввинской ординации (Смиха) и Синедриона в Цфате.

При Наполеоне I в Париже заседал Великий Синедрион (9 февраля 1807 — 9 марта 1807), включавший как раввинов, так и мирян, как консультативный орган по разработке гражданского законодательства Франции, касающегося евреев.

Осенью 2004 г. группа раввинов объявила в израильском городе Тверии, где был распущен исторический Синедрион, о восстановлении этого органа в составе 72 человек.

Бо́льшая часть членов нового Синедриона анонимна, однако его председатель и ещё 7 членов несколько раз делали публичные заявления.

Этот Синедрион, однако, не признаётся ни правительством Израиля, ни большинством иудейских общин в мире.

Среди приверженцев традиционного иудаизма сам факт его существования малоизвестен.