Отсчёт Омера

Отсчёт Омера в иудаизме — устный счёт сорока девяти дней между праздниками Песах и Шавуот.

Тора
pinterest button

Требование отсчета омера содержится в заповеди Торы отсчитывать сорок девять дней начиная со дня принесения в Иерусалимском храме жертвы, состоящей из омера ячменя, до дня принесения в жертву пшеницы на Шавуот.

Отсчет Омера начинается на второй день Песаха и завершается в день перед праздником Шавуот («пятидесятым днем»).

Отсчет дней омера отражает духовную подготовку и ожидание дарования Торы, данной Богом на горе Синай в начале месяца сиван — примерно в то же время, когда празднуется Шавуот.

В книге «Сефер ѓа-Хинух» говорится, что еврейский народ был освобожден из Египта только для того, чтобы получить Тору и исполнять ее заповеди, поэтому счет омера показывает, насколько еврей хочет принять Тору.

Происхождение традиции

Заповедь отсчета омера приведена в Книге Левит 23:15-16:

15. И сочтите себе от другого дня после покоя, со дня принесения вами омера проведения, семь недель; полными будут они.

16. До следующего дня после седьмой недели сочтите — пятьдесят дней; и принесите новое хлебное приношение Господу.

Омер — библейская единица измерения объема зерна.

На второй день Песаха в знак разрешения есть зерно из нового урожая в Храме приносился в жертву омер ячменя.

На 50-й день после начала отсчета, соответствующий празднику Шавуот, в жертву приносились два хлеба из нового урожая пшеницы.

В мидраше (паршат Эмор) объясняется, что когда Сыны Израиля выходили из Египта, Моисей объяснил им, что через 49 дней после исхода им будет дана Тора. Народ были так взволнован предстоящим после физического освобождения из Египта духовным освобождением, что отсчитывал дни вплоть до дарования Торы у подножия горы Синай.

Правила отсчета

После наступления ночи (примерно через 30 минут после захода солнца), человек, отсчитывающий омер, произносит следующее благословение:

Затем произносится счет омера в полных днях, а также неделях и днях: например, на 23-й день омера счет будет следующим:

Отсчет производится на древнееврейском языке.

Согласно Ѓалахе, благословение можно произнести только в течение ночи. Если человек вспомнит о счете утром или после обеда следующего дня, счет производится без благословения. Если кто-то забыл посчитать день, он может продолжить отсчитывать следующие дни, но уже без благословения.

В продаже имеются специальные календари для отсчета омера, которые могут иметь различную форму: от декоративных шкатулок со встроенным свитком, показывающим счет для каждого дня через небольшое отверстие, до отрывных и настенных календарей.

Календари омера часто вешаются в синагогах для удобства молящихся, отсчитывающих омер вместе с общиной в конце вечерней службы. Существуют счетчики омера для персональных компьютеров, производится рассылка на мобильные телефоны посредством СМС.

Символизм

Период Омера считается подходящим временем для духовного роста — человек должен работать над одной из миддот (хороших черт) путем размышлений и развития одной из них в каждый из 49 дней омера.

Процесс духовного роста и развития характера в этот период сравнивается с двумя типами зерна, приносимыми в жертву в Песах и Шавуот.

В древности ячмень был кормом для животных, а пшеница — пищей человека.

В египетском рабстве евреи достигли почти необратимой точки духовного падения, поэтому Исход в Песах не являлся их заслугой, а был подарком, подобно корму для животных, от которых не ожидается развития их духовного потенциала.

Однако в следующие сорок девять дней еврейский народ работал над собой, чтобы принять Тору за свои собственные заслуги: получение Торы требовало духовного роста и объединения усилий всех евреев, поэтому в Шавуот в жертву приносится «человеческая пища».

В Каббале каждая из семи недель отсчета омера связана с одной из семи нижних сфирот: хесед, гвура, тиферет, нецах, ѓод, йесод и мальхут.

Каждый день недели также связан с одной из этих сфирот, что дает в результате сорок девять комбинаций: например первый день омера это «хесед в хеседе», второй — «гвура в хеседе», первый день второй недели — «хесед в гвуре», второй день второй недели — «гвурав гвуре», и т. д. Каждая из этих комбинаций символизирует черту характера, которая может быть исправлена или развита.

Дни омера являются также благоприятным временем для изучения Пиркей Авот 6:6, где перечислены сорок восемь условий постижения Торы.

Рав Аарон Котлер объясняет, что в каждый из 48 дней отсчета омера можно изучать по одному «условию», а на сорок девятый день следует повторить их целиком.

Полутраур

Период отсчета омера является временем полутраура: запрещено стричь волосы, бриться, слушать живую инструментальную музыку, а также проводить свадьбы и развлекательные мероприятия.

Традиционно, это объясняется памятью о гибели 24 тыс. учеников рабби Акивы: согласно Талмуду, в дни отсчета омера 12 тыс. пар учеников были умерщвлены за неуважение друг к другу.

По мнению некоторых авторитетов, в действительности это является зашифрованным намеком ранних талмудистов на участие учеников рабби Акивы в восстании против римского владычества.

Раввин Йехиэль Михаэль Эпштейн, автор книги Арух ѓа-Шульхан, утверждает, что траурный период увековечивает также память евреев, убитых в результате крестовых походов, погромов и кровавых наветов, происходивших в Европе в течение 1000 лет после периода рабби Акивы.

Тридцать третий день отсчета омера, Лаг ба-Омер, считается днем прекращения эпидемии (и/или появления надежды на победу восстания), поэтому в этот день все правила траура отменяются (однако, некоторые сефардские общины продолжают траур до 34 дня омера, который считается у них днем радости и праздника).

У испанских и португальских евреев этот обычай отсутствует.

Многие религиозные сионисты бреются и выполняют другие действия, обычно запрещенные в траур, в Йом ѓа-Ацмаут (День независимости Израиля), и затем не бреются до конца траурного периода омера.

Некоторые евреи в период омера бреются в пятницу после обеда, чтобы быть опрятными для встречи Субботы.

На практике, период и степень траура евреями различен, и во многом, это зависит от семейных и общинных традиций.

  • В некоторых семьях слушают музыку в пасхальную неделю, а затем начинают период траура до Лаг ба-Омера.
  • Некоторые сефардские еврейские семьи начинают период траура с первого дня месяца ияр, и продолжают его тридцать три дня до третьего сивана.
  • Среди многих жителей Иерусалима распространен обычай соблюдать траур в течение всего периода отсчета омера, за исключением дня Лаг ба-Омер и трех последних дней отсчета.

Полезная информация

Отсчёт Омера
ивр. ספירת העומר
транслит. Сфират ха-Омер‎

Лаг ба-Омер

Лаг ба-Омер считается днем прекращения эпидемии, поразившей учеников рабби Акивы.

Кроме того, на Лаг ба-Омер приходится йорцайт (годовщина смерти) рабби Шимона бар Иохая — ученика рабби Акивы и одного из величайших знатоков Торы своего поколения, считающегося автором каббалистического труда «Зоѓар».

В память о нем в Лаг ба-Омер зажигаются костры, устраиваются пикники, шествия и свадьбы. Данный обычай особенно распространен среди хасидов и изучающих каббалу.

В караизме

Караимы начинают отсчет омера день после Шаббата, а не 16 нисана.