Религия в Израиле

Израиль — демократическое государство, где, наряду с евреями, равные юридические права имеют и все прочие религиозные и этнические группы: арабы-мусульмане, арабы-христиане, друзы, бедуины, самаритяне и др.

Иерусалим  — город трёх религий
pinterest button

Государство Израиль было основано, в первую очередь, в качестве «национального очага» для всего еврейского народа и определяется в Декларации независимости как «еврейское государство».

Закон о возвращении Государства Израиль даёт право всем евреям, а также людям имеющим еврейское происхождение, получить гражданство страны.

При этом, право репатриации в Израиль не распространяется на евреев или их родственников, исповедующих иную религию кроме иудаизма (за исключением лиц не придерживающихся ни одной религии).

Государственно-правовое регулирование

В Израиле формально нет государственной религии, но она и не отделена от государства.

Статус иудаизма в Государстве Израиль не получил законодательного оформления из-за разногласий в обществе по вопросу об отношении религии к государству и её роли в обществе.

Тем не менее, большинство населения поддерживает сохранение в той или иной форме специфически еврейского характера израильской государственности и общества.

Специалисты сходятся во мнении, что Израиль, с одной стороны, не является теократическим государством, но, с другой стороны, он также не является страной, где религия отделена от государства; часть исследователей склонна видеть «нечто вроде официальной религии» (имея в виду иудаизм) и некое подобие официальной религиозной организации в лице ортодоксального раввината.

Другая часть, наоборот, оспаривает эту точку зрения, утверждая, что, поскольку государство не обязывает граждан соблюдать религиозные нормы, а министерство по делам религий курирует все конфессии, говорить о наличии в стране официальной религии оснований нет.

Свобода вероисповедания в Израиле гарантируется Декларацией Независимости. Однако, полного отделения государства от религии нет, так как в сфере семейного права и некоторых других областях действует религиозное право, закреплённое в законах, принятых Кнессетом.

Существуют постановления Верховного суда Израиля, критикующие отдельные аспекты религиозного брачно-семейного права, поскольку он считает эти его нормы нарушающими права человека.

Так, многие репатрианты из стран бывшего СССР не являющиеся евреями по Галахе не могут вступить в Израиле в брак если они не перейдут в еврейство, пройдя гиюр или официально не примут иную религию.

Гражданская процедура бракосочетания в Израиле отсутствует. Таким образом лица не придерживающиеся ни одной религии не имеют юридической возможности вступить в Израиле в брак.

В то же время стоит отметить что не религиозных евреев по Галахе это правило не касается, так как они имеют право заключить брак по еврейскому религиозному закону.

Бракосочетание между представителями разных конфессиональных групп в пределах Израиля так же юридически невозможно.

Согласно Закону о регистре населения 1965 г., в удостоверение личности заносились сведения о вероисповедании и национальности. Начиная с 2002 г. в удостоверениях личности национальность и религиозная принадлежность не указываются.

Это изменение было сделано непосредственно после того, как Верховный суд Израиля постановил записывать евреями в удостоверение личности лиц, прошедших консервативный и реформистский гиюр (ранее таким правом обладали только люди прошедшие ортодоксальный гиюр). Это вызвало протест религиозных партий, которые не признают консервативный и реформистский гиюр.

В результате депутатом от партии Авода Аврумом Бургом было предложено компромиссное решение удалить графу национальность из удостоверения личности вообще. Тем не менее во внутренних реестрах израильского МВД, национальность каждого гражданина по прежнему указывается.

В настоящее время у граждан — евреев по Галахе, в отличие от остального населения, во внутреннем паспорте указана дата рождения по еврейскому календарю. В результате, каждый человек просматривающий паспорт может определить, является ли гражданин евреем по Галахе или нет.

До недавнего времени репатрианты еврейского происхождения, заявившие при получении гражданства о не принадлежности к христанской конфессии, а затем к ней открыто примкнувшие, лишались израильского гражданства.

Существенная особенность правовой системы государства — включение в неё элементов еврейского религиозного права (Галахи), хотя израильское право ни в какой мере не тождественно религиозному праву.

Когда суду необходимо принять решение по какому-то вопросу, в первую очередь поиск решения ведётся среди законов государства Израиль, затем среди законов Британского мандата, и в следующую очередь, — среди еврейских первоисточников (Талмуд, Галаха и т. д.).

Профессор М. Н. Марченко полагает:

Стремление израильского общества к компромиссу, приемлемому для религиозных и нерелигиозных кругов, а также к сохранению национальных традиций в государственной и общественной жизни страны нашло выражение в так называемом статус-кво, сложившемся ещё до возникновения еврейского государства: юрисдикция раввинских судов в области личного статуса (браки и разводы) членов еврейской общины; запрещение работы в субботу (Шаббат) и дни религиозных праздников в государственных учреждениях и общественных заведениях, на общественном транспорте, на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания; запрещение публично продавать квасное (хамец) в Песах; особая сеть религиозных школ; признание и субсидирование религиозных учреждений и служб. Принципы Галахи частично оказали влияние на иммиграционное законодательство.

С основанием Израиля для обеспечения религиозных нужд населения и контроля над деятельностью религиозных учреждений было создано Министерство по делам религий. Под юрисдикцией религиозных судов (иудейских, мусульманских, друзских и христианских) находятся акты гражданского состояния (брак, развод, погребение).

В юрисдикцию раввинских судов входит также утверждение гиюра. Существуют также вопросы, которые могут быть рассмотрены религиозным судом по обоюдному согласию сторон. Религиозные суды, однако, подпадают под юрисдикцию Высшего суда справедливости Израиля (БАГАЦ).

Еврейскими общинно-религиозными учреждениями руководит Верховный раввинат, являющийся одновременно верховным апелляционным раввинским судом. В городах действуют городские раввинаты.

В середине 1980-х гг. в Израиле насчитывалось около 450 раввинов, состоящих на жалованье государства, муниципалитетов и поселковых советов.

Около ста даянов заседают в 24 раввинских судах, действующих в десяти городах Израиля. При муниципалитетах и поселковых советах действуют религиозные советы.

В функции религиозных советов входит: устройство и содержание микве, оказание материальной помощи в учреждении и содержании синагог, контроль над кашрутом в скотобойнях и мясных лавках, ресторанах, гостиницах и т. п., а также за деятельностью похоронных обществ (Хевра кадиша) и т. п.

По мнению российских исследователей конституционного права, «пока все вопросы, связанные с регистрацией актов гражданского состояния, находятся в ведении судов религиозных общин, проявление дискриминации на религиозной почве неизбежно.

Наличие системы религиозных судов и отсутствие института гражданского брака способствуют сохранению в израильском обществе различных этнических и конфессиональных групп, полное равенство которых перед законом обеспечить практически невозможно.»

Полезная информация

Религия в Израиле

Статистические данные

Согласно израильскому Центральному бюро статистики, на конец 2010 г. 75,41% израильтян являлись иудеями, 17,17% — мусульманами, 1,98% — христианами, 1,65% — друзами, и оставшиеся 3,79% (главным образом лица еврейского происхождения, но не являющиеся евреями по материнской линии) не были отнесены ни к какой конфессии.

Среди еврейского населения Израиля (5,49 млн.) 25% определяют себя как ортодоксальные иудеи (из них 8% определяют себя как харедим, а 17% как религиозные сионисты (близко к понятию «модерн ортодокс» в диаспоре), около 55% соблюдают заповеди иудаизма частично и 20% считают себя совсем нерелигиозными.

Мусульмане являются наиболее многочисленным религиозным меньшинством в Израиле.

Израильские арабы, которые составляют 19,8% от населения страны, в большинстве своём исповедуют ислам (82,6%), 8,8% из них являются христианами и 8,4% друзами.

По ссбщению Центрального статистического бюро Израиля, к концу 2012 г. в Израиле постоянно проживали 154 500 христиан, составляющих 2% всего населения страны (без учёта иностранных рабочих, исповедующих христианство). 80,4% израильских христиан — арабы, а остальные — члены семей репатриантов, прибывших в Израиль в рамках Закона о возвращении, и их дети, родившиеся уже в Израиле.

Есть также незначительное число евреев, исповедующих мессианский иудаизм.

Представители других религиозных групп, включая буддистов и индуистов, также присутствуют в Израиле, хотя и в небольших количествах.