Предсказания в иудаизме

Предсказание в иудаизме — в ранний период истории иудаизма, ее догматы допускали возможность предсказания будущего.

Сон Иакова
pinterest button

Более того, предсказывание являлось одной из обязанностей первосвященников в эпоху Иерусалимских храмов (X в. до н. э. — I веком).

Иудаизм признает исключительно три способа предсказаний: пророчество, сновидения (1Цар.28:6) и «урим и туммим».

Метод и способ последнего остается загадкой, ответ на который не найден до сих пор.

После разрушение Второго храма, предсказание в иудаизме медленно теряла свою роль.

И уже в X в. предсказания, как таковые, воспринималась некоторыми иудейскими духовными лидерами (гаоны) как не приемлемое.

Один из авторитетнейших средневековых гаонов, Рамбам писал, что иудаизм запрещает любое действие, призванное предсказывать будущее.

Другие гаоны, считали, что является допустимым попытаться узнать будущее по тем или иным признакам, при условии не использовать предметы и методы, имеющие отношение к идолопоклонству.

Сноведение

Ранний иудаизм воспринимал сновидения как Божественные послания, предсказание и знаки.

Например, явление ангела Иакову — (Быт.31:10-11) или сон Авимелеха — (Быт. 20:3-7):

В Вавилонском Талмуде есть целый раздел, посвященный сновидениям, размышлениям о них, правилам их толкования, способам защиты от дурных снов. Этот раздел называется Берахот.

Взгляд на толкование сновидений в нем характеризуется тем, что расшифровка символов сновидения – это очень сложная задача, требующая большого искусства.

В иудаизме для толкователя очень важно уметь отличать важные, наделенные глубоким смыслом, сны и бесполезные, ничего не значащие сновидения.

При анализе сновидений, предписывается стараться найти соответствующий фрагмент в Торе или Танахе, речь в котором идет о чем-то хорошем.

Пророчество

В иудаизме пророчества имеют 2 источника, еврейский священные писания (Танах) и пророки.

Одни из 613 заповедей, описанных Маймонидом глася:

Урим и Туммим

Ури́м и Тумми́м (ивр. אוּרִים תֻוְמִּים‎) — упоминаемые в Библии предметы, при помощи которых первосвященник от имени народа или царя вопрошал Бога (Чис.27:21).

Значение названия

Значение слов ивр. אוּרִים וְתֻמִּים‎ не совсем ясно.

Возможные варианты перевода: «светы и совершенства», в Септуагинте δήλωσις καὶ ἀλήθεια («свидетельство, сообщение, доказательство, память» и «истина, правда»), в Вульгате — doctrina et veritas «учение и истина», в церковнославянском переводе Библии — «явленіе и истина», в синодальном переводе — «урим и туммим».

Урим (букв.: светы от «ор» (свет)) упоминается в Библии Исх.28:30; Лев. 8:8; Чис. 27:21; Втор. 33:8; 1Цар. 28:6; Езд. 2:63; Неем. 7:65; Сир.33:3; Сир.45:12) — у толкователей нет определенного мнения о значении выражения «урим и туммим» (в трех местах, видимо, только с целью сокращения, употреблено только одно слово «урим»).

Ясно, урим и туммим не были какими-то отдельными предметами, ибо нигде не сказано об их изготовлении, как сказано о всех других Исх.28:2—29, 31-43), но сказано только об их «возложении» Исх.28:30).

Можно предположить, что урим и туммим означает некую возможность (способность) вопрошать и разуметь волю Божию.

Некоторые полагают, это выражение отражало понятие «жребий», поскольку слова «урим» и «туммим» на Иврите начинаются: первое — на первую букву алфавита (алеф), а второе — на последнюю (тав). Связывалась такая возможность с наперсником, хотя воля Божия испрашивалась также и через посредство ефода 1Цар.23:9—12; 30:7-8). После Давида они более не упоминаются.

Назначение

«Урим и туммим» были одним из трёх, наряду со сновидениями (1Цар.28:6) и пророчествами, дозволенных способов предсказания будущего во времена становления еврейского народа.

Наиболее позднее упоминание об «урим и туммим» относится ко времени Давида (однако ср. Ос.3:4); после этого предсказания от имени Бога делались исключительно пророками. По возвращении из вавилонского пленения, когда использование урим и туммим прекратилось, решение сложных вопросов откладывалось, «доколе не восстанет священник с урим и туммим» (Езд.2:63), также см. Неем.7:65.

В Библии нет описания ни самих урим и туммим, ни способа их использования, а этимология этих слов неясна. Известно только, что на ефод первосвященника налагался наперсник, в который вкладывали «урим и туммим» (Исх.28:15-30; Лев.8:8).

Некоторые исследователи усматривают в Септуагинте в 1Цар.14:41 (текст Библии на иврите отличен от этой греческой версии) пример использования урим и туммим:

Употребление глаголов הפיל и נלקד применительно к урим и туммим позволяет заключить, что это был своего рода жребий (возможно, особые камешки или палочки).

Термины «Урим и Туммим» также являются частью вероучения Адвентистов седьмого дня.

Цитата из книги «Патриархи и Пророки»:

Урим также упоминается в Еврейско-хазарской переписке.

Выражение также является девизом Йельского университета.