Помазание на царство

Первый библейский пример такого помазания представляет история возведения Аарона в сан первосвященника (Исх.28:41).

Миропомазание Николая II.
pinterest button

Помазание на царство в Ветхом Завете

В Библии помазание елеем выступает как символ сообщения человеку высших даров и применялось при возведении на высшее ответственное служение — первосвященника, пророка и царя.

Неоднократно в Ветхом Завете встречаются указания на помазание царей (например, Саула и Давида, пророком Самуилом), так что впоследствии самое выражение «помазание на царство» сделалось обычным при восшествии царя на престол.

Пророки, как высшие служители правды, также помазывались на свое служение (например, Илия помазал своего преемника Елисея — 3Цар.19:16).

Помазание на царство в православии

В православии обряд проводил патриарх (или первенствующий митрополит, в синодальный период).

Миропомазание Николая II.
pinterest button Миропомазание Николая II.

При коронации русских царей и императоров во время помазания использовалась так называемая «августова крабица» — сосуд предположительно западноевропейской работы, согласно поздней легенде, принадлежавший римскому императору Октавиану Августу; он был утрачен после революции 1917 г.

Помазание на царство не входит в число семи церковных таинств, и его следует отличать от таинства миропомазания.

Полезная информация

Пома́зание на ца́рство

Помазание на царство

Пома́зание на ца́рство — в православии, католицизме, а также в англиканской церкви обряд, в котором вступающий на трон монарх (император, царь, король) помазывается с целью преподания ему даров Святого Духа, нужных для управления страной.

Помазание обычно включалось в состав сложного богослужебного чина коронации.

Помазание на царство в Средние века

В Византии и последующей православной традиции употреблялось помазание миром, в западном христианстве оно со временем было заменено из благоговения перед святостью мира на помазание освященным елеем, чаще всего так называемым «елеем оглашенных».

Короли Франции (вплоть до Карла Х в 1824 году) помазывались особым миром, в которое добавлялось небольшое количества мира из «Святой Ампулы», принесенной, по легенде, голубкой с небес во время коронации Хлодвига в 496 году.

В развитом византийском и русском чине венчания на царство миропомазание происходило после коронации, во время последующей литургии (перед причащением), в то время как в западных чинопоследованиях (включая сохранившийся со Средних веков чин коронования английских королей) оно предшествует коронации.