Великий вторник

Великий вторник — вторник Страстной недели, в который вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме.

Мудрые и неразумные девы
pinterest button

Евангельский рассказ

Во вторник утром Иисус пришёл из Вифании в Иерусалим и учил народ.

В этот день Им было рассказано ученикам о втором пришествии (Мф.24), притча о десяти девах (Мф.25:1-13), притча о талантах (Мф.25:14-30).

Страшный суд и притча о десяти девах. Неизв. фламандский художник, сер. XV века.
pinterest button Страшный суд и притча о десяти девах. Неизв. фламандский художник, сер. XV века. unknoun Flemish master, Public Domain

Первосвященники и старейшины искушали Его вопросами (Мк.11:27-33), хотели арестовать Его, но боялись сделать это открыто из-за народа, который почитал Иисуса за пророка (Мф.21:46), восхищался Его учением (Мк.11:18) и внимательно слушал Его (Мк.12:37).

Богослужение

Православная церковь

Утреня

Утреня совершается по чину великопостной, то есть после шестопсалмия поётся Аллилуйя со стихами. Затем троекратно исполняется особый тропарь первых трёх дней Страстной седмицы «Се Жених грядет в полунощи»:

Этот тропарь, являясь реминисценцией притчи о десяти девах, напоминает верующим о Страшном суде и призывает их к духовному бодрствованию. Во время пения тропаря совершается по обычаю (отсутствующему в Типиконе) полное каждение храма и молящихся.После чтения рядовой кафизмы из Псалтири молящимся предлагается евангельский рассказ об ответах Иисуса на искусительные вопросы иродиан (о выплате подати кесарю), саддукеев (о воскресении мёртвых) и фарисеев (о наибольшей заповеди в Законе), а также о последующем обличении Иисусом фарисеев и книжников (семикратное «горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!») (зачало 90: Мф.22:15—23:39).

Канон утрени Великого вторника представляет собой двупеснец (то есть содержит только две песни из девяти возможных: восьмую и девятую) Космы Маюмского. После девятой песни канона троекратно поётся ексапостиларий (светилен) первых четырёх дней Страстной седмицы: «Чертог Твой вижду, Спасе мой» (реминисценция притчи о брачном пире).

Упоминаемый в ексапостиларии чертог представляет собой, по мнению толкователей, горницу Тайной вечери, и молящимся предлагается, таким образом, задуматься о том, насколько достойны они быть свидетелями и участниками событий Страстной седмицы. Уставом предусмотрено, что это важный ексапостиларий должен исполняться канонархом посреди храма со свечой в руках, а молящиеся совершают земной поклон.

Часы в Великий вторник (как и Великие понедельник и среду) часы совершаются по образцу великопостных — с земными поклонами на тропарях каждого часа и на молитве Ефрема Сирина. Особенностью часов этих трёх дней являются:

  • Чтение Евангелия на каждом часе. Типиконом предлагается прочесть за эти три дня четыре Евангелия полностью (за исключением повествования о Страстях Христовых). В современной приходской практике чтение Евангелия на часах начинается гораздо раньше — на второй седмице Великого поста, так что в Великий вторник читается уже Евангелие от Иоанна.
  • На шестом часе читается не Книга пророка Исайи (как в будние дни шести предыдущих седмиц), а первые главы пророка Иезекииля. В Великий вторник прочитывается отрывок Иез.1:21-28 — видения славы Божией в образе таинственного огнезрачного Сидящего на сапфировом троне поверх кристалловидного свода.

ЛитургияСовершается литургия преждеосвященных даров. В качестве паремий предлагаются:

  • история о спасении младенца Моисея (Исх.2:5-10)
  • первое испытание Иова (Иов.1:13-20).

Обе паремии говорят о скорбях и испытаниях для верных, а также готовят молящихся к мысли о грядущих страданиях Христа. Традиция чтения книги Иова для назидания и утверждения верных прослеживается в Церкви вплоть до апостольских времён, на неё указывает ещё апостол Иаков в Соборном послании (Иак.5:11). Книга Исход, рассказывающая об истории ветхозаветной Пасхи, напрямую предображает события новозаветной Пасхи.

Вестник сообщает Иову о гибели его детей и потере имущества
Вестник сообщает Иову о гибели его детей и потере имущества

Затем читается Евангелие о втором пришествии, притчи о десяти девах, талантах и о Страшном суде (зачало 102: Мф.24:36—26:2). Стихиры на «Господи, воззвах» (они же поются на утрене «на хвалитех» и «на стиховне») призывают молящихся применить к себе содержание этих притч и воспринять их как урок для себя.

Наиболее известны первая и последняя из этих стихир:

В конце службы читается особый отпуст:

Полезная информация

Вели́кий (Страстно́й) вто́рник

Притча о десяти девах

1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. 2 Из них пять было мудрых и пять неразумных. 3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. 4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. 5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули. 6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. 7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. 8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. 9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. 10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. 12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. 13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. —Мф.25,1–13

Притча о Талантах

14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. 16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. 19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. 20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. 21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. 23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, 25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. 26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; 27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; 28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, чтò имеет; 30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! —МФ.2414–30

Католическая церковь

Первое чтение Литургии слова — пророчество о Мессии из книги Исайи (Ис.49:1-6), евангельское чтение этого дня (Ин.13:21-33, 36-38) повествует о предательстве Иуды и предсказании об отречении Петра. Утром в Великий вторник обычно проводится месса освящения мира и благословения елея (Missa Chrismatis) в тех случаях, когда по пастырским соображениям она не может служиться в Великий четверг.

В амвросианском обряде на мессе читается (как до, так и после литургических реформ Павла VI) отрывок Ин.11:47-54 (первосвященники планируют арестовать и убить Иисуса).

Древневосточные церкви

В западно-сирском, восточно-сирийском, коптском, армянском обрядах богослужение Великой среды, как и предшествующих Великих понедельника и вторника, характеризуется обилием библейских чтений. Так в восточно-сирском обряде в Великий вторник читаются Быт.37:23-36 (братья продают Иосифа в Египет), Нав.22:30-33 (уходящие за Иордан колена Рувима, Гада и пол-колена Манассии благословляются Финеесом). Армянская церковь, подчёркивая особый траурный характер Великой вторника, как и двух обрамляющих его дней, не совершает литургии. В западно- и восточно-сирских обрядах в эти три дня служится литургия преждеосвященных даров.