Симхат Тора

Праздник в иудаизме, празднуемый сразу после Суккот; в Израиле — на следующий день после Суккот (совпадает с Шмини Ацерет), в странах рассеяния — на девятый день (после Шмини Ацерет)

Симхат Тора в португальской синагоге в Амстердаме.
pinterest button

В этот день завершается годичный цикл чтения Торы и сразу же начинается новый цикл.

Происхождение праздника

Симхат-Тора как отдельный праздник был известен уже во времена Талмуда, в котором этот день называется ха-фтара.

Однако особое празднование этого дня установилось в эпоху вавилонских гаонов (раннее Средневековье), когда трёхгодичный цикл чтения Торы был заменён годичным.

С тех пор в этот день читается последний раздел Торы — Ве-Зот ха-Браха (33 и 34 главы Второзакония), тем не менее, традиция начинать новый цикл в тот же день появилась позднее.

Обычаи праздника

Вечером и утром Симхат Тора, в синагогах устраивают Акафот: торжественное шествие со свитками Торы вокруг возвышения в центре синагоги, на котором читается Тора. Акафот сопровождается танцами и всеобщим ликованием, которыми евреи выражают веру и любовь к Творцу — одни из самых светлых в жизни каждого еврея.

В день Симхат Тора, завершая годичный цикл чтения Торы в синагогах по субботам, читают заключительную главу, и, чтобы подчеркнуть непрерывность и вечность Торы, тут же начинают ее с начала. На Симхат Тора принято вызывать к чтению Торы всех без исключения мужчин, даже самых маленьких мальчиков.

Сладости детям в Симхат ТОра, 1657 г.
pinterest button Сладости детям в Симхат Тора, 1657 г. Leusden, "Philologus Hebræo-Mixtus," Utrecht, 1657, Public Domain
 

Еврейские законоучители приводят несколько причин того, что новый цикл чтения Торы начинается в тот же день, когда заканчивается прежний:

1. В мидраше, описывающем, как царь Соломон устроил праздник в знак дарования ему Всевышним особой мудрости, приводятся слова рабби Элазара,

«...мы приходим к выводу о целесообразности устроения праздника в день, когда мы заканчиваем читать Тору, ибо, когда сказал Всевышний царю Соломону: «Я дарую тебе мудрость и чуткое сердце, и подобных тебе не было и не будет», то Соломон тотчас же устроил пир для всех слуг своих, дабы отпраздновать это событие, и это значит, что приличествует устроить пир и празднество в день, когда мы закончили чтение Торы».

2. С тем, чтобы «не дать возможности Сатане утверждать, что евреи рады завершению чтения, но не жаждут начать читать снова».

Изначально существовал обычай, согласно которому человек, заканчивавший чтение Второзакония, тут же начинал читать книгу Бытия по памяти, поскольку существует правило: «Одному чтецу не дают двух свитков».

В дальнейшем возникла практика вызывать к Торе двоих — один заканчивал читать Книгу Дварим, после чего другой начинал читать Книгу Берешит — таким образом, использовались два разных свитка.

Полезная информация

Симха́т-Тора́
ивр. שִׂמְחַת תּוֹרָה‎
букв. «радость Торы»
ашкеназ. Си́мхас-То́йрэ

 Значение: Завершение годового цикла изучения Торы и начало нового цикла

Отмечается: 22 тишрей в Израиле или 23 тишрей вне Израиля

В 2015 — 4 октября

В 2016 — 23 октября

В 2017 — 11 октября

Праздник советских евреев

Симхат-Тора — один из самых весёлых праздников еврейского календаря, его с особой радостью отмечали советские евреи. В 1960-х они сделали его своим особым праздником, отмечаемым даже более радостно, чем Песах или Йом-Кипур.

Хотя с точки зрения еврейского закона это менее важный праздник, чем Песах и Йом-Кипур, советские евреи были так ограничены в совершении своих ритуалов (или были плохо осведомлены о них), что выбрали самый весёлый из праздников.