Хасидизм

Хасидизм — религиозно-мистическое течение в иудаизме, которое в XVIII в. за очень короткое время охватило еврейское население Подолии, Волыни, Галиции, Украины, Литвы, Белорусии, Румынии и Венгрии.

Два хасидского рабби с окружением
pinterest button

Хасид — последователь хасидизма; женской формы слово не имеет, иногда в качестве множественного числа используют древнееврейское «хасидим».

Исторически термин «хасид» применялся в отношении различных течений и практик в иудаизме в течение всей истории (хасидим II в. н. э., Хасидей ашкеназим в XVI в. и т. д.), однако сегодня так называют прежде всего последователей хасидизма.

Возникновение хасидизма

Движение возникло в еврейских общинах на территории Речи Посполитой (Польша) в XVIII в.

Хасидизм возник после краха мессианского движения Шабтая Цви и погромов времён освободительной войны на территории современной Украины, известной в украинской истории как «Хмельнитчина», а в еврейской — «Гзерот ТаХ ве ТаТ» (Антиеврейские декреты 1648 и 1649 гг.), как движение протеста против закостенения иудейской учёности, деспотической власти кагала, раввинистического формализма и оторванности учёных евреев от народной жизни.

Вдохновителем хасидизма стал проповедник ребе Исраэль Бен Элизер (1698—1760) из Меджибожа в Подолье, также известный как Рабби Исроэль Бааль Шем Тов, или сокращённо Бешт.

На основе Каббалы он создал собственное течение в иудаизме, поставившее религиозный экстаз и непосредственный мистический опыт выше как талмудической учёности, так и аскетических практик Каббалы. Бешт рассматривал свою проповедь как пророческое откровение. Исследователи видят в хасидизме следы гностицизма.

Несмотря на сопротивление многих раввинов, хасидизм из Подолья быстро распространился по Украине, Галиции, проник в Закарпатье, Венгрию, Бессарабию, Румынию и часть Польши, а также захватил некоторые общины в Белоруссии. В движение хасидов включились различные каббалистические кружки.

Хасиды заменили традиционный кагал на принцип верности конкретному лидеру и назвали своей важнейшей миссией распространение хасидизма. В то же время, во времена Бешта хасидизм не был единым учением, а представлял собой разрозненные группы, независимые и не подчиняющиеся Бешту, а лишь признающие его авторитетом.

Духовный наследник Бешта Дов Бер из Межерича (Межерический магид) сплотил движение, и подавляющее большинство хасидских возводят свое происхождение к одному из учеников рабби Дов Бера

С тех пор хасидизм является не единым движением, а общим названием для многих групп (от 100 до 150), среди которых наиболее крупные — вижницкие, гурские, любавичские, бельцские и брацлавские хасиды.

Названия этих групп происходит от тех географических мест Восточной Европы (за исключением разве что бостонских хасидов), где когда-то проживал первый ребе основатель соответствующего направления.

Руководитель каждой из этих групп называется соответственно Адмор ми-Вижниц, Адмор ми-Гур и т. д. Исключение — брацлавские хасиды, не имеющие лидера, но сплотившиеся вокруг изучения наследия, которое оставил Ребе Нахман из Брацлава.

Своим необыкновенным успехом хасидизм в значительной мере обязан тому, что его основатель Баал Шем Тов сумел придать практический характер своему учению, метафизическими основами которого был религиозный пантеизм и признание непрерывного взаимодействия между человеком и Богом, сумел придать своей системе форму, отвечающую в полной мере принципам демократизации иудаизма, построения религии на началах сердечной, интимной привязанности человека к Богу и оптимистического отношения к жизни и людям.

Сущность его учения сводилось к следующим основам:

  1. Религиозный пантеизм. В корне «учения благочестия» находится идея, что мир есть не эманация Божества (учение Каббалы), а лишь проявление Божества. Из этого вытекают следующие принципы.
  2. Добро и зло. Раз в мире есть только Божество, то ничего не может считаться абсолютным злом. Зло представляет особую временную форму проявления Божества; самостоятельно зла в самом себе нет.
  3. Грех и благочестие. Всякий человек, как бы он низко не пал, всегда в состоянии подняться до Божества, ибо ничто и никто не может быть абсолютно плохим. Бог присутствует в плохом человеке, как и в праведнике.
  4. Служение Богу. Цель человеческой жизни состоит в слиянии с Божеством, источником жизни. Человек должен стремиться к познанию Божественной тайны, которая есть чувство слияния с Божеством, которое после всех объяснений остаётся столь же непонятным человеку, не испытавшему этого чувства, как слепому — цвета.
  5. Слияние человека с Божеством достигается не путём изучения Закона, доступного лишь немногим, а путём восторженной молитвы, при которой человек чувствует себя слитым с Источником — с Божеством.
  6. Эта истинная цель существования человека достигается также путём исполнения заповедей, но при этом пусть верующий обращает внимание не на обрядовую мелочность, а на то, чтобы исполнение каждой заповеди сопровождалось восторженностью и было проникнуто религиозным чувством.
  7. Но не одной лишь молитвой и исполнением заповедей достигается высшая цель существования человека, а непрерывным служением Богу всей своей жизнью. Раз всякий жизненный акт есть проявление Божества, то человек обязан жить таким образом, чтобы и земные дела превращались человеком в Божественные. Это достигается посредством сосредоточения всех своих мыслей и чувств на Боге и ведения к Нему жизненных явлений.
  8. Пути служения. Аскетизм, как и страх Божий, суть менее совершенные пути служения Богу, чем бодрое и радостное Ему служение, исполненное ответственного взгляда на жизнь и людей.
  9. Грешник не должен скорбеть о прошлом, ибо следует радоваться тому, что в его душе зазвучал глас, призывающий его к раскаянию. Следует вообще относиться к грешнику, как к праведнику, ибо такое отношение возбуждает добрые чувства в людях, заставляя их возвышаться до Бога.

Баал Шем Тов на первый план ставил не изучение Закона, а религиозное чувство и нравственную жизнь. Сущность религии не в уме, а в чувстве.

Хасидизм в Новое время

В конечном итоге хасидизм пришёл к компромиссу с ортодоксальным иудаизмом. Будучи первоначально сектантским течением, хасидизм в результате стал одним из оплотов иудейской ортодоксии в современном мире.

Усвоив многие тактические и стратегические приёмы современного мира — мобилизацию средств, создание добровольных организаций, политическое лоббирование, использование СМИ, создание политических партий и групп давления, усвоив современные методы политтехнологии и распространения своего учения, хасидизм вошел в XXI в. значительно лучшей форме, чем могли ожидать его многочисленные противники и критики.

К началу XX в. хасидизм потерял значительное число сторонников. Его база — еврейские местечки Восточной Европы — находилась в глубоком экономическом кризисе, вызванном капиталистическим развитием и утратой еврейским местечком традиционных хозяйственно-экономических функций.

Хасидизм утрачивал свою привлекательность в связи с многочисленными скандалами, отходом от веры и соблюдения обычаев, переходом в ряды коммунистов, а то и в христианство видных хасидских деятелей и отпрысков семей цадиков. Типичный сюжет описан в рассказе Исаака Бабеля «Сын рабби».

Часть отошла от традиционного иудаизма, уехала в большие центры Российской империи на учёбу, эмигрировала в Америку и Европу. После Октябрьской революции в России большая часть хасидских центров оказалась в Советской России.

Холокост физически уничтожил хасидов Восточной Европы.

Уцелевшие переселились в Израиль или Северную Америку, где создали новые центры, а часто и новые хасидские династии. В Северной Америке крупнейшие хасидские группы Сатмар, Любавич (Хабад), Бреслов, Бобов, Сквира, Вижниц, Санц (Клойзенбург) Пупа, Мункач и Спинка.

Нынешнее положение

В Израиле — Гер, Белз, Сатмар, Бреслов, Хабад, Вижниц и Серет-Вижниц, Сегет, Надворна, Бьян, Карлин-Столин и Карлин-Пинск, Садигура, и возникшая уже в Израиле вокруг иешивы Толдос Аарон.

В Государстве Израиль большинство хасидов голосует за партию Агудат Исраэль или за избирательный список, в котором эта партия участвует. Лидеры главных хасидских направлений представлены в Моэцэт гдолей а-Тора («Совет великих в Торе»), который руководит этой партией.

Сатмарские хасиды (и некоторые менее заметные группы) не признают Государства Израиль (в частности, призывают бойкотировать выборы в Кнессет и демонстрируют лояльность антиизраильским политическим силам) и занимают воинствующую позицию по отношению к «оппортунистам» — сотрудничающим с государственными структурами ортодоксальных евреев. Впрочем, и в этом вопросе в последние годы среди молодых израильских сатмаров не наблюдается былого единства.

В Восточной Европе и бывшем СССР особенной активностью отличаются хасиды Хабада, которые претендуют на главенство в главных организациях общин ортодоксального иудаизма и выдвинули своих главных раввинов в России, Чехии, Грузии и на Украине. Такая активность вызывает резкое сопротивление других организаций, нехасидских еврейских общин и хасидов иных толков. Из других хасидских течений на территории бывшего СССР действуют хасиды Карлин-Столина.

Полезная информация

Хасидизм
ивр. חסידות‎
транслит. «хасидут»
«праведность», досл. «учение благочестия»

Цитаты

Перед смертью рабби Зуся сказал: «Когда я предстану перед небесным судом, никто не спросит меня: «Зуся, почему ты не был Авраамом, Яаковом или Моисеем?» Меня оглядят и спросят: «Зуся, почему ты не был Зусей?»

Хасидская история