Митнагдим

Борьба с хасидизмом часто сопровождалась физическим насилием, ложными доносами властям, взятками и различными кознями.

Элияху бен Шломо Залман (1720, Брестское воеводство, ныне Брестская область); известен как Дер вилнер гоэн — Виленский Гаон, раввин, каббалист, основатель миснагедского направления
pinterest button

Название, которое дали себе противники хасидизма из среды раввинов и руководителей еврейских общин.

Деятельность Митнагдим, первоначально носившая преимущественно полемический характер, и их религиозное мышление вылились в своеобразный жизненный уклад и целостное мировоззрение.

Ведущая роль в создании активной оппозиции хасидизму принадлежит Виленскому Гаону Элияху бен Шломо Залману, благодаря которому Литва стала центром митнагдим (литваков).

Влияние глав хасидизма зиждилось на непререкаемом авторитете их личности и деятельности как лидеров общин, а для Элияху бен Шломо Залмана и его последователей основным критерием, определяющим положение человека в обществе, по-прежнему была раввинистическая ученость.

Митнагдим рассматривали хасидов как мессианских раскольников, наподобие последователей Шабтая Цви и Якова Франка.

Протест вызывали некоторые теологические нововведения хасидизма.

Ещё больший протест вызывали новые практики хасидского богослужения и нетрадиционная хасидская вера в непогрешимость и чудотворность своих лидеров.

Митнагдим оклеветали хасидское учение перед «последним талмудистом» ребе Илияху, Виленским гаоном, в результате чего Гаон даже присоединился к херему (анафеме).

Фундаментальный принцип хасидизма о том, что Бог присутствует везде, толковавшийся хасидами строго в духе монотеизма, был истолкован их противниками как еретический пантеизм. Лишь спустя 2 поколения раввины-митнагдим признали правильность такого подхода.

Неоднократно хасидов подвергали херему (анафеме). Запрещалось с ними общаться, жениться и выходить замуж. Преследования хасидов не ограничились лишь религиозными мерами.

Приверженцы Виленского гаона донесли русским властям, что якобы знаменитый проповедник Лейви-Ицхок Дербаремдикер из Бердичева, собиравший деньги на паломничество в Израиль и на поддержку живших там хасидов, на самом деле турецкий шпион.

Дело происходило во время Русско-турецкой войны, и обеспокоенные власти отправили старика по этапу в Петербург. Заодно по этапу пригнали и доносчика. Ведавшие религиозными делами чиновники не сразу разобрались, что речь идёт о религиозном конфликте.

Разобравшись, отправили раввинов домой, пригрозив, что писание напрасных доносов может для них закончиться настоящей ссылкой.

Однако доносительство не прекратилось. По ложному доносу одного из митнагдим был арестован и ребе Шнеур Залман из Ляд, основатель Хабада.