Всё о Храмовой горе

Храмовая гора отождествляется с горой Мориа, на которой Бог указал Аврааму принести в жертву своего сына, Исаака

Храмовая гора
pinterest button

Общая информация

География

Храмовая гора или Харам аш-Шариф —холм в юго-восточной части Старого города Иерусалима .

Высота — 774 м над уровнем моря. Вершина представляет собой обнесённую высокими стенами прямоугольную площадь, возвышающуюся над остальными частями Старого города.

Храмовая гора
pinterest button Храмовая гора Godot13, CC BY-SA 3.0

Со всех сторон Храмовая гора обнесена стенами. Высота каменной стены в самом высоком месте 45 м. Общий объём каменной кладки стены порядка 200 тысяч куб. м — чуть менее объёма кладки, например, третьей пирамиды (пирамиды Менкаура) на плато Гиза.

На данный момент раскопки внутри Храмовой горы продолжаются, оказывается, что она уходит как минимум на столько же вглубь земли. Её основание представляет из себя мегалитическую кладку, с весом отдельных блоков, доходящим до 600–700 тонн. Характерной особенностью является укладка более крупных и тяжёлых блоков на меньшие, что наблюдается также в Баальбеке, в так называемом «Храме Юпитера». Характерные квадратные выемки, равно как и работа с огромными массами, свидетельствуют об одних и тех же приёмах строительства, а может и самих строителях.

Храмовая гора
pinterest button Храмовая гора Shai Halevi, CC BY-SA 3.0

Длина стен Храмовой горы: северной 321 м, восточной — 497 м, южной 238 м и западной — 490 м.

Святое место

Храмовая гора — наиболее священное место для иудаизма и третье по святости для ислама.

Считается, что на это место Бог положил «звен ха-штия» — камень основания, краеугольный камень мироздания.

Храмовая гора отождествляется с горой Мориа (ивр. מוריה), на которой Бог указал Аврааму принести в жертву своего сына, Исаака

На вершине этой же горы во время моровой язвы царь Давид увидел ангела с мечом, простёртым на Иерусалим, и здесь же ему было указано соорудить алтарь Господу. Когда жертва была принесена, язва в Израильском царстве прекратилась.

Святыни

На территории Храмовой горы находился Первый иерусалимский храм, а затем и Второй иерусалимский храм, разрушенный римлянами. Здесь же, согласно еврейской традиции, в будущем будет стоять Третий Храм.

На Храмовой горе крестоносцы построили Храм Господа и Храм Соломона.

Аль-Акса
pinterest button Аль-Акса Berthold Werner, Public Domain

В настоящее время здесь расположены третья по значимости святыня ислама — Мечеть Аль-Акса, а также  Купол Скалы.

Первый храм

Сын Давида — царь Соломон в 967 году до н.э. начал строить на Храмовой горе Дом Господень. Над его возведением в течение 7 лет трудились 30 тыс. израильтян и 150 тыс. финикиян. Их работу контролировали 3,3 тыс. надзирателей.

14 дней праздновали освящение храма, а после того как священники ушли, Дом Господень наполнила шхина — облако, олицетворяющее присутствие Всевышнего.

В самой священной части Храма, куда мог входить только первосвященник и только однажды в год, хранился Ковчег Завета — ларец со скрижалями Моисея.

Иерусалимский Храм стал местом богослужения всех евреев и символом объединения Израильского царства. В 586 году до н.э. вавилоняне разрушили Храм при подавлении восстания  последнего царя Иудеи Седекии против Вавилона.

Второй храм и Стена Плача

Храм Зоровавеля

В 538 году до н. э., после завоевания Вавилонии, персидский царь Кир Великий издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм, разрушенный вавилонским царём Навуходоносором.

Вернувшись из вавилонского плена (536 до н.э.), евреи приступили к восстановлению Храма. Новоприбывшие очистили от обломков и пепла территорию Храма, возвели Жертвенник всесожжения и возобновили, таким образом, принесение жертв ещё до завершения строительства. Работы по восстановлению Храма велись под руководством Зоровавеля, который был потомком царя Давида и первосвященника Иехошуа.

Храм Ирода I

На 18-ом году своего правления (ок. 20 до н.э.) царь Ирод расширил площадь Храмовой горы, возведя вокруг неё мощные подпорные стены, вздымающиеся на высоту около 30 м над уровнем улиц.

Разрушение Второго Храма

Второй Храм был разрушен римлянами в 70 году н.э., но до наших дней уцелел небольшой фрагмент укреплений — Стена Плача.

Камни оставшиеся после разрушения Второго Храма в 70 году
pinterest button Камни оставшиеся после разрушения Второго Храма в 70 году Meiras, CC BY-SA 3.0

Стена Плача

Сегодня возле Стены Плача собираются тысячи паломников со всего мира, и, помещая в щели между камнями записки, просят Бога об исполнении своих надежд и чаяний. Для еврейского народа Стена Плача — это символ скорби о судьбе Первого и Второго храмов и мечта о Третьем храме.

Стена Плача, Храмовая гора и Купол Скалы
pinterest button Стена Плача, Храмовая гора и Купол Скалы Dolapo Falola, CC BY-SA 2.0

В течение многих веков римляне, византийцы, крестоносцы, арабы и османы изгоняли евреев со своих земель. Раз в году, на Девятое ава — в день национального траура по разрушенным храмам — евреям разрешалось посещать Иерусалим, и у Стены Плача израильский народ молился о возвращении из вечной ссылки.

Мусульманские святыни

Мечеть Купол Скалы

В 638 г. Палестину захватили арабы. Их предводитель Халиф Умар лично посетил Иерусалим и молился на Храмовой горе. На месте Первого и Второго храмов в 687–691 гг. мусульмане воздвигли мечеть Купол Скалы, чтобы подчеркнуть свою власть и святость над евреями.

Купол Скалы
pinterest button Купол Скалы Deror avi, CC BY-SA 3.0

По преданию, Куполом отмечено то место скалы, с которого пророк Мухаммед вознесся на небеса.  Также по иудейской традиции, именно с этой скалы Господь начал Сотворение мира.

Краеугольный камень (Камень Основания)
pinterest button Краеугольный камень Library of Congress, Public Domain

Камень Основания, в середине которого возвышается небольшая скала, считается священным и обнесён позолоченной решёткой, чтобы к нему никто не прикасался. Помимо сакрального значения, Купол Скалы является одним из величайших образцов ранней исламской архитектуры.

Купол Скалы венчает огромный золотой купол с полумесяцем на вершине. В мечети хранятся священные реликвии — отпечаток стопы и три волоска из бороды пророка Мухаммеда.

Аль-Акса

Рядом с Куполом Скалы расположена Мечеть Аль-Акса. Серый свинцовый купол Аль-Аксы скромнее золотого купола Куббат ас-Сахры, но именно эта мечеть является третьей по значению святыней в исламе после Мекки и Медины.

Аль-Акса
pinterest button Аль-Акса Posi66, GNU 1.2

На месте этой мечети Мухаммед во время своего ночного вознесения в Мекку встретил всех пророков, посланных до него, и совершил с ними молитву в качестве имама. На раннем этапе пророчества Мухаммеда Аль-Акса была первой киблой — ориентиром, к которому мусульмане всего мира обращали своё лицо во время молитвы. Позднее этот статус перешёл к Заповедной мечети в Мекке.

Храм Господа и Храм Соломона

В 1099 г. в результате кровопролитного сражения с мусульманами Иерусалим оказался под властью крестоносцев, которые превратили Купол Скалы в Храм Господа, а мечеть Аль-Акса в Храм Соломона.

Здесь был основан орден Тамплиеров, называемый также, в честь этой церкви, орденом «Бедных Рыцарей Храма Соломона».

Власть крестоносцев над Иерусалимом продолжалась недолго.

4 июля 1187 г. Айюбиды, под предводительством Салах ад-Дина разбили крестоносцев в битве при Хаттине. За год Салах ад-Дину удалось овладеть большей частью Палестины, Акрой и, после недолгой осады, Иерусалимом. Купол Скалы и мечеть аль-Акса были восстановлены, а все церкви города, кроме храма Воскресения, были обращены в мечети.

Третий храм

Согласно традиционной точке зрения, Третий храм должен быть устроен по образцу Храма, подробно описанного в пророческом видении Иезекииля  (Иез. 40–48). Иезекииль, ведомый рукой Всевышнего и сопровождаемый ангелом, совершает путешествие в будущее и проходит по территории некоего Храма, переходя из внешнего двора во внутренний, а затем в Святое помещение Храма и в его Святая святых.

Подобный Храм, однако, так и не был построен, поскольку пророчество Иезекииля довольно туманно и неопределённо. Строители Второго Храма были вынуждены сочетать в его устройстве архитектуру Храма Соломона с теми элементами Храма Иезекииля, описание которых достаточно ясно и понятно. По этой причине, еврейские законоучители относят это пророчество к числу тех, которые будут исполнены лишь во времена грядущего Избавления (Геула), которое наступит с приходом Мессии.

Достопримечательности Храмовой горы

Название

Храмовая гора
ивр. הַר הַבַּיִת‎
транслит. «хар ха-баит»
она же гора Мориа
ивр. הַר הַמוריה‎
транслит. «хар ха-мория»
Харам аш-Шариф
араб. الحرم القدسي الشريف‎‎‎
транслит. «аль-харам аль-кудс аш-шариф»
досл. «благородное святилище»
англ. Temple Mount

Библейские названия

«С этим местом религиозные традиции связывают самые различные Библейские топографические названия. Это и гора Мория, и гумно Орны Иевусянина, купленное царем Давидом для жертвенника, это и сама гора Сион, воспетая в Псалмах и у пророков».

— Сергей Баландин, «Пятое Евангелие»

Местоположение Храма

Традиционно Храм (Святая Святых) располагают на том месте, где сегодня находится Купол Скалы. Сторонники этой точки зрения опираются на сведения исторических источников, согласно которым Куббат-ас-Сахра перекрыла остатки стоявшего здесь Второго Храма. Наиболее аргументировано и последовательно эта концепция была изложена профессором Лином Ритмейером.

В середине Купола Скалы возвышается на 1,25-2 метра большая скала длиной 17,7 метров и шириной 13,5 метров. Считается, что это и есть тот Эвен а-Штия (ивр. אבן השתייה — «Камень Основания», о котором в Талмуде говорится, что с него Господь начал Сотворение мира и который помещался в Святая Святых Иерусалимского Храма. Однако это противоречит тому, что известно о «Краеугольном камне» из еврейских источников. Так, согласно Мишне, он поднимался над почвой всего на три пальца, а видимая теперь скала доходит до двух метров; кроме того, она крайне неровна и заострена вверх и первосвященник не мог бы ставить на неё кадильницу в Йом Кипур.

Другие полагают, что на этом камне во дворе Храма находился Жертвенник всесожжения. В таком случае, Храм располагался к западу от этого камня. Это мнение более вероятно, поскольку это соответствует пространственным отношениям на Храмовой площади и позволяет разместить ровную площадь достаточно больших размеров.

Существуют и другие варианты локализации Храма. Почти два десятилетия назад израильский физик Ашер Кауфман предположил, что как Первый, так и Второй храмы были расположены в 110 м к северу от Купола Скалы. По его расчётам, Святая святых и Камень Основания находятся под нынешним «Куполом Духов» — небольшой мусульманской средневековой постройкой.

Противоположную, «южную» (по отношению к Куполу Скалы) локализацию Храма на протяжении последних пяти лет разрабатывает известный израильский архитектор Тувия Сагив. Он помещает его на месте современного фонтана Аль-Кас.

Стоимость посещения

Посещение мечети Купол Скалы, мечети Аль-Акса и Музея исламского искусства платное. Единый билет ₪30 можно заказать заранее по тел. 02 622 6250.

Часы работы

  • летом: 7:30–13:30
  • вс–чт: 13:30–14:30
  • зимой 19:30–22:30
  • вс–чт 13:30–14:30
  • по пт, сб и по мусульманским праздникам вход только для мусульман.

☎ +972 (0)2 622 6250

Как добраться

Мусульманам

Вход на Храмовую гору для мусульман по Цепной улице через ворота Цепи. Возможна проверка (паспорт, мусульманское имя, могут попросить прочитать суру из Корана.

Немусульманам

Через Мусорные ворота по Марокканскому мосту.

Советы туристам

  • фотографировать внутри мечетей запрещено.
  • одежда консервативная, запрещается курить, внутри мечетей снимают обувь.
  • телефон специального участка полиции Храмовой горы: +972 (0)26282013.

Достопримечательности