Считается, что евреи начали селиться в Йемене до падения Первого Храма. Существуют древние свидетельства присутствия еврейской общины, начиная с III в. до н. э. до III в.
Между концом IV в. и 525 г. некоторые из царей Химьяра в йеменском городе Дафар (и основная часть элиты) приняли иудаизм. Это следует из найденных монотеистических надписей, Книги химьяритов и таблиц арабских историков Хамзы Исфаханского и Абу-лафиды. По крайней мере два царя совершенно точно упоминаются в этой связи: первым был царствовавший примерно в середине V в. Харит ибн Амру, вторым — Зу Нувас Юсуф Асар Ясар (Масрук).
С появлением ислама евреи Хиджаза были изгнаны из Медины, из оазисов Хайбар, Фадак и других мест их обитания на севере Аравии, а их собственность оказалась в руках местного населения, принявшего ислам. На юге Аравии евреев тогда не выселяли и не пытались силой обратить в ислам: христиане и евреи получили статус «зимми» и платили джизью.
После падения династии Фатимидов в 1185 г. усилился исламский фанатизм, и ужесточилась антиеврейская политика. Рамбам послал йеменским евреям «Йеменское послание», в котором выражал поддержку «еврейскому народу в Йемене». В 1174 г. Йемен был завоёван айюбидами, которые (в том числе благодаря Рамбаму) отменили противоеврейские постановления.
В 1545 г. Йемен был завоёван османами, и евреи страдали от напряжённости между турками и местными жителями. В 1618 г. вышли очередные антиеврейские постановления, евреев изгнали из южного Йемена.
После ухода османов из Йемена (1635 г.) на некоторое время положение евреев улучшилось — до прихода имама Ахмеда Ибн-Хасана (правил в 1676–1681 гг.), который пытался «очистить» Йемен от евреев. Все евреи были изгнаны в Мавза (в прибрежную красноморскую зону, где свирепствовала влажная жара и малярия); синагоги были разрушены. Гонения продолжались два года; за это время погибли многие йеменские евреи, многие рукописи, книги и ценные вещи пропали.
В 1872 г. Йемен снова был захвачен Османской империей. Технологический прогресс — телеграф, почта, дороги — облегчил поток идей, писем, газет и книг между Йеменом и остальным еврейским миром.
Часть йеменских евреев жила в больших городах, в кварталах, обнесённых стеной; остальные жили в более чем 1000 деревнях и городках. Несмотря на то, что евреи жили рассеянно, они сохраняли религиозность. В основном они занимались ремёслами (мужчины — ювелиры, кузнецы, кожевенники, портные, изготовители пороха, гончары), а также ткачеством, плотницким делом, производством соли и мыла, женщины — вышивкой) и торговлей.
Один из наиболее известных примеров гонения евреев в Йемене — «закон о сиротах», согласно которому любой сирота (в том числе из евреев и христиан) обязан был принять ислам.
Среди йеменских евреев все мужчины умели читать и большинство писать (на еврейско-арабском диалекте (еврейско-йеменский арабский), но eврейским алфавитом); знание древнееврейского было широко распространено.
Первая алия йеменского еврейства произошла в 1881–1882 годах. Она вошла в историю под названием ивр. — аале бе-тамар, на два месяца опередив алию группы Билу. До 1914 года в Земле Израиля проживало 3000 йеменских евреев — 8% от всего йеменского еврейства; по сравнению с другими еврейскими диаспорами «йеменцы» репатриировались очень высоким темпом.
Начиная с Первой алии, часть «йеменцев» присоединилась к поселенческому движению, а позднее — и к подпольным еврейским организациям.
В 1918 г. йеменские евреи составляли 7% от общего числа евреев Палестины. После Первой мировой войны репатриация из Йемена усилилась. В 1947 г. в Адене прошли погромы, в результате которых евреи Адена начали репатриироваться в Израиль.
К 1948 г., до основания Государства Израиль, в Израиле проживали 35 тысяч йеменских евреев — 40% от всего йеменского еврейства (наибольший процент среди еврейских общин). Ещё 4 тысяч пытались попасть в Израиль — но были задержаны британцами, и были отправлены в Аден.
До основания Израиля йеменские власти препятствовали выезду евреев, но после провозглашения государства евреям было разрешено ехать в Израиль. В это время в Йемене происходили погромы, и власти Израиля организовали операцию «На орлиных крыльях» («Волшебный ковер») (евреи Йемена пешком двинулись в Аден, откуда их доставляли самолетами в Израиль — 1949–1950), в результате которой 50 тысяч евреев прибыло в Израиль. В 1952 и 1954 годах были проведены дополнительные операции, в результате которых ещё несколько тысяч было доставлено в Израиль.
К 1985 г. в Йеменской Арабской Республике еврейское население оценивалось в 1,5 тысячи евреев.
В 1992–1993 гг.Йемен покинули более тысячи евреев — частично в Израиль, частично в США.
К 2001 г. в Йемене осталось около 200 евреев, в основном ремесленники и мелкие торговцы. Самая большая община проживает в городе Амран.
21 марта 2016 г. в Израиле объявили, что в результате секретной операции из Йемена вывезены 19 евреев. По заявлению израильских властей, их жизни угрожали шиитские ополченцы-хуситы.
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: Kluger Zoltan, Public Domain.
Йеменские евреи
тайманим
ивр. или
араб. или
англ. Yemenite Jews или Yemeni Jews
Еврейско-йеменский диалект — совокупность еврейских вариантов соответствующих диалектов йеменского наречия аравийско-арабского языка: городов Сана, Аден, Хаббан и Эль-Бейда. Распространён среди йеменских евреев.
Около 50 тысяч носителей живут в Израиле и около 1000 в Йемене, в основном на севере страны в городе Саада.
Использует еврейское письмо. Различают диалекты Саны, Адена, Эль-Бейды и Хаббана.
Культура йеменских евреев — синтез древнееврейских, индийских, персидских и арабских элементов.
Ювелирные изделия йеменских евреев получили большую известность: серебряные украшения, предметы культа (их изготовление считалось почетным делом, и им часто занимались раввины-ювелиры). Областью женского творчества являлось изготовление плетеных корзин с замысловатыми геометрическими узорами на крышках.
Музыка йеменских евреев заметно отличается от музыкальной традиции еврейских общин Востока, и её обычно выносят за рамки музыкальной культуры Ближнего Востока. Некоторые специалисты считают, что кантилляция йеменских евреев, несмотря на присутствие в ней вавилонского (багдадского) влияния, несет следы литургическо-музыкальной традиции периода Второго храма.
Мужские народные песни йеменских евреев поются на древневрейском и арамейском, женские — на арабском или еврейско-арабском); также они отличаются по содержанию, мелодиям и стилю.
Танцы и песни сопровождаются ритмическими хлопками, а также ударами по полым металлическим предметам. Танцевальный и песенный фольклор евреев Хадрамаута несколько отличен от общей традиции йеменских евреев.
По некоторым утверждениям, в йеменских танцах сохранились многие элементы древнего еврейского единоборства — Абир.
Mузыка и танцы йеменских евреев оказали большое влияние на новейшую израильскую эстраду и хореографию (например, Шошанна Дамари, Боаз Шараби, Гали Атари и Офра Хаза).