Часть европейского маршрута E 22, часть трассы от Елабуги до Уфы относится к европейскому маршруту E 017. Несмотря на то, что трассы «Иртыш», «Сибирь», «Байкал» и «Амур» формально являются продолжением трассы М-5, основной автодорогой, связывающей европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком, является именно М-7 из-за кратчайшего расстояния между Москвой и восточными регионами.
Магистраль М-7 начинается на востоке Москвы от места пересечения МКАД и шоссе Энтузиастов (однако отсчёт расстояний ведётся от центра Москвы), далее трасса проходит по территории Московской, Владимирской, Нижегородской областей, Чувашской Республики, Республики Татарстан и Республики Башкортостан. Протяжённость магистрали 1351 километр.
Кроме того, в состав магистрали включены подъездные дороги от Владимира к Иванову, протяжённостью 101 км, подъезды к Чебоксарам (восточный — протяженностью 3 км; западный — протяженностью 11 км), к Ижевску (165 км) и к Перми от Ижевска (294 км), а также Южный обход Владимира (54 км) и построенные участки обхода Нижнего Новгорода (45 км).
Дорога проходит в условиях слабохолмистой местности, на отдельных участках лесисто-болотистой и степной местности. Температурные условия на дороге в основном одинаковые, средняя температура января 10°C, июля +20°C.
Существовал проект продления магистрали от Уфы (Подымаловская развязка) через Жуковскую развязку с магистралью М-5, сёла Жуково, Таптыково, Березовку, Булгаково, посёлок Инзер, Белорецк в Магнитогорск и далее через Карталы до государственной границы с Казахстаном, однако из-за существования ЗАТО Межгорье этот проект не был утверждён. В настоящее время район проектной трассировки в районе Жуковской развязки застроен.
Дорога пересекает крупные реки:
Трасса | Пересечение | Информация о трассе |
---|---|---|
А107 | Ногинск (развязка) | Кольцо, в Софрино, Электросталь, Климовск |
А108 север | Ожерелки | Кольцо, в Сергиев Посад, Дмитров |
А108 юг | Малая Дубна | Кольцо, в Орехово-Зуево, Ликино-Дулёво, Воскресенск |
Подход к Иваново | Владимир (северная объездная дорога) | Подход к Иваново, далее на Кострому, Кинешму |
Р158 | Нижний Новгород (южный обход) | В Арзамас, Саранск, Пензу, Саратов |
Р176 | Чебоксары | В Йошкар-Олу, Киров, Сыктывкар |
А151 | Цивильск | В Ульяновск, Сызрань |
Р241 | Развязка | В Буинск, Ульяновск |
Р239 | Шали, развязка | В Ульяновск, Самару, М5, Оренбург |
E 22 Подход к Ижевску и Перми | Елабуга (объездная дорога) | В Ижевск, Пермь |
М5 E 30 AH6 AH7 | Уфа | В Самару, Челябинск |
Организация содержания и ремонта дороги осуществляется:
В Московской и частью Владимирской областях маршрут проходит по равнинным участкам болот Мещёрской низменности. Изменённые, в результате строительства, водотоки и высокая влажность отрицательно влияют на состояние полотна дороги. В пределах области дорога достаточно прямая в плане, кроме 52 км (под путепроводом А-107), и не имеет крутых продольных уклонов, кроме незначительных в долинах речек и на путепроводах.
Дорога изобилует населёнными пунктами и светофорами.
В Московской области на всём протяжении дорога имеет не менее четырёх полос (от МКАД до микрорайона ЦОВБ — восемь, далее до конца Балашихи (микрорайон ВНИИПО) — шесть), шириной не менее 3,5 м каждая. На всём участке дорога имеет улучшенное асфальтобетонное покрытие. На многих скоростных и опасных участках дорога оснащена осевым ограждением. В 2005—2007 проведены капитальные работы по большинству мостов и путепроводов. В 2006—2008 годах проведено строительство развязки на 52 км дороги. В мае — июне 2008 проведён ремонт покрытия участка 68 — 79 км, в июне-августе участка 37 — 39 км, в сентябре-октябре ремонт моста на 86 км. В 2009 году проведён ремонт покрытия и установка осевого ограждения на участке 33 — 37 км, в конце года на опасных участках (34 км от Москвы и 67 км к Москве) установлены камеры фиксации нарушений. В 2010 году установлены осевые ограждения на участках 39-52 км и 54-70 км, и очередной камерный стенд на 66 км от Москвы. В 2009—2011 построена развязка на 54 км дороги. В 2011 г. заменено покрытие на 63-67 км. В 2012 г. улучшено освещение, установлены светофоры с отсчётом времени. В 2013 г. реконструирован путепровод на 52 км, построен надземный пешеходный переход на 31 км. В 2012—2014 гг. построена развязка с А-108 МБК на 84 км.
Правопорядок и безопасность движения в пределах Московской области обеспечивает 5-й спецбатальон ДПС 2-го спецполка ДПС, (Ногинский район, п. Большое Буньково, 65-й км автодороги Москва — Уфа):
Ограничения (Московская область) | |
---|---|
![]() Грузоподъёмность | Дорога рассчитана на пропуск транспорта с нагрузкой до 10 тонн на одну ось, 8 тонн на одну ось для двухосных и 7 тонн для трёхосных тележек. |
![]() Высота | Ограничение высоты до 4,1 метра под путепроводом А-107 ММК на 52 км. При движении от Москвы путепровод можно обойти съехав на кольцо и развернувшись. |
Опасные места и места требующие повышенного внимания (Московская область) | |
---|---|
![]() Светофоры | 12,20 км; 18,70 км; 20,70 км; 21,20 км; 21,85 км; 22,50 км; 23,40 км; 23,60 км; 25,50 км; 26,60 км; 27,75 км; 28,95 км; 35,70 км; 39,05 км; 42,20 км; 43,30 км; 46,60 км; 49,90 км; 58,20 км; 62,80 км; 64,40 км; 66,40 км; 68,40 км; 76,00 км; 87,90 км. |
![]() Опасные участки |
|
![]() Плохая дорога |
Отмечается значительная колейность:
|
![]() Дорожные работы | |
![]() Заторы |
|
Сервисные зоны (Московская область) | |
---|---|
![]() Пункты мед. помощи |
|
![]() Заправочные станции |
|
![]() СТО |
|
![]() Кафе |
|
![]() Мотели |
Дорога во Владимирской области отличается от Московской более пересечённым рельефом (до Владимира Московской возвышенности, после — Окско-Цнинского вала) и соответственно имеет большие продольные уклоны и перегибы, усложняющие движение.
Участок от границы Владимирской области (94 км) до Владимира (170 км) представляет собой участок с четырёхполосным движением. На этом отрезке разделительное ограждение по оси дороги встречается периодически. Интенсивность движения около 40 тысяч автомобилей в сутки. Из-за высокой загрузки и недостаточного обустройства дороги (дополнительных полос перед съездами и т. п.) движение по ней напряжённое и местами очень опасное, особенно в неблагоприятных погодных условиях.
Южный обход города Владимира (протяжённостью 54 км), функционально входящий в состав дороги М-7 «Волга», на начальном участке с 0 по 15 км представляет собой дорогу с двухполосным движением. На участке с 16 по 54 км четыре полосы движения с разделительной полосой. На объезде все пересечения только в разных уровнях. На Нижний Новгород можно проехать как по открытому в 2001 году Южному обходу Владимира, так и по старому участку трассы, которая проходит непосредственно по Владимиру с северной стороны. Протяжённость его на 2 км меньше Южного обхода, но имеет около 15 светофоров с пробками в часы пик и двухполосное движение с 193 по 222 км.
Трасса М7 «Волга» имеет ответвление от города Владимира до Иваново (через Суздаль).
Дальнейший путь по Владимирской области пролегает по удовлетворительному полотну четырёхполосной дороги, как правило, с разделительным ограждением, за исключением населённых пунктов.
Основные посты ДПС: развязка северного объезда Владимира и Южного обхода у деревни Пенкино, деревня Пестово (мобильный радар/камера спрятан, как правило, за 8-м столбом освещения по направлению из Москвы в Нижний Новгород); в Вязниковском районе (~ 285-й км) замаскированная тренога перед путепроводом через железную дорогу в районе деревни Коурково, экипаж встречает после путепровода. Иногда меняется направление контроля — то с Московской, то с Нижегородской стороны. В деревне Симонцево (~ 276-й км) дежурят с радаром в разрыве разделительной напротив кафе в центре деревни, «стреляют» в обе стороны.
Участок магистрали по Нижегородской области имеет по большей части хорошее состояние дороги. Ширина полотна от двух до четырёх полос (на новой объездной). Протяжённость участка составляет около 250 км.
Объездная дорога представляет собой участок дороги, отвечающий всем требованиям безопасности и качества. По уровню исполнения это автомагистраль с разделительным газоном и металлическими отбойниками по краям с высотой насыпи от 12 до 22 м. Она не достроена и обрывается в районе посёлка Шелокша. Автодорога переходит в региональную автодорогу Кстово — Дальнее Константиново и выводит на объездную города Кстово, которая, в свою очередь, выводит транспортный поток на основную трассу.
Строительство Южного обхода ведётся с 1984 года. Первая очередь длиной 16 км связала М-7 с Р125. Её строительство велось с 1984 по 1993 год и включало мостовой переход через Оку. Вторая очередь от Р125 до Р158 длиной 14,5 км была построена за 2,5 года, её открытие состоялось в октябре 2008 года. Строительство третьей и четвёртой было приостановлено из-за недостатка финансирования, обусловленного экономическим кризисом.
14 сентября 2016 года открыта для движения третья очередь обхода Нижнего Новгорода. Таким образом транспортные транзитные потоки федеральной трассы М7 уже не проходят через город.
.
IV очередь Южного обхода станет самым протяженным и затратным участком, его длина составляет почти 40 км. Строительство данного участка позволит обеспечить полноценный обход городов Нижнего Новгорода и Кстова с выходом на трассу М-7 «Волга» на участке Нижний Новгород — Казань в районе примыкания автодороги Работки — Порецкое. Финансирование данного этапа будет организовано полностью за счет средств федерального бюджета.
Строительство Южного обхода планируют закончить к Чемпионату мира по футболу 2018 года.
После Нижнего Новгорода трассу продолжает Казанское шоссе и выходит на Приволжскую возвышенность. Заметно меняется рельеф — появляется множество крутых спусков и подъёмов. Участок отличается высокой степенью аварийности, так как дорога двухполосная и без разделительной полосы. Качество покрытия среднее, по состоянию на июнь 2011 года кое-где ведётся ремонт полотна. Основные населённые пункты на данном участке: города Кстово и Лысково, посёлок городского типа Воротынец.
Протяжённость трассы, именуемой Горьковское шоссе, на территории Чувашской Республики составляет около 160—170 км. Дорога проходит через такие географические объекты как (с запада на восток): река Сура, пересечение Р-231, пересечение с трассой Р-173, город Чебоксары (столица Чувашской Республики), посёлок Кугеси, город Цивильск, пересечение с трассой А-151, город Козловка. Дорожное покрытие на некоторых участках магистрали оставляет желать лучшего из-за преимущественно холмисто-овражного рельефа Чувашии. Одно из самых проблемных мест по состоянию на конец августа 2010 года около 20-25 км после моста через Суру, где наблюдалась сильная колейность. В 2013 году построен новый мост через Суру и ведутся работы на участках подъезда к мосту. При подъезде к Чебоксарам автодорога проходит южнее города. На многих крупных перекрёстках объездной дороги налажено светофорное регулирование, которое функционирует, в основном, только в дневное время.
После Чебоксар до границы с Татарстаном автодорога преимущественно двухполосная, периодически чередующаяся трёхполосными участками со средней полосой, предназначенной для обгона.
До строительства автодорожного моста на М-7 через Волгу трасса после чувашской Тюрлемы проходила в Татарстане, снова возвращаясь в Чувашию на участке около 9 км, на паромную переправу в посёлке Нижние Вязовые к городу Зеленодольск. Ходили два парома, способные перевозить грузовые автомобили (т. н. «фуры»).
Введенный в эксплуатацию в 1990 году мост у деревни Набережные Моркваши и посёлка Займище близ Казани изменил трассу М-7, в Татарстане был сооружён новый участок, проходящий через живописное место на также новом мостовом пересечении с рекой Свиягой у населённого пункта Исаково Зеленодольского района Татарстана. Далее в Верхнеуслонском районе после поворота с Ульяновска (Р241) начинается 4-х полосная дорога.
Паромная переправа у Нижних Вязовых продолжает работать с одним паромом для легковых, грузовых автомобилей и пешеходов. Зимой там организовывается ледовая переправа для легковых автомобилей.
Некоторое время на некоторых картах (в том числе электронных), трасса М-7 в районе Тюрлемы указана двумя дорогами: старая через паром в Зеленодольск, и новая на мост через Волгу.
После моста через Волгу трасса огибает Казань по Казанской объездной дороге, на которой пересекает реку Казанку.
Далее дорога проходит по Пестречинскому району. Здесь осуществлены работы по продлению объездной дороги до Р-239 в виде полноценной четырёхполосной магистрали. Далее М-7, в формате дороги 2х2, идёт до посёлка Шали. Здесь построена 2-х уровневая развязка, от которой также есть выход на трассу Р-239. После развязки идет двухполосная дорога. Четырёхполосная дорога вновь начинается на 900-м км при въезде в Рыбно-Слободский район. После Пестречинского района трасса идёт по Рыбнослободскому и Мамадышскому районам. За 20-30 км до съезда на Мамадыш, который М-7 минует южнее, расположена большая стоянка с рыбным рынком (дорога двухполосная). После моста через реку Кирмянку трасса вновь становится четырёхполосной, проходит по новому мосту через Вятку и следует по Елабужскому району. Объездная трасса Елабуги также четырёхполосная. Через 3 км после объездной находится соединение с ответвлением на Ижевск.
Далее дорога на значительном протяжении проходит через Набережные Челны. Контролируемый постом ДПС въезд расположен на плотине Нижнекамской ГЭС. На Орловском кольце в Набережных Челнах трасса уходит направо. Четырёхполоска заканчивается на повороте на выезд из города и идёт по Тукаевскому, а затем Мензелинскому районам. Минуя Мензелинск южнее, трасса идёт направо по мосту через реку Мензелю. Через 30 км на трассе есть пост ДПС, двухполосная М-7 идёт ещё 30 км по Актанышскому району до границы с Башкортостаном.
Осуществляются работы по переводу участка трассы М-7 Казань — Набережные Челны (Мамадышского тракта) в категорию 1-Б, то есть производится расширение всех 2-х полосных участков до 4-х полос с обустройством разделительных полос и отбойников.
5 сентября 2013 года в строй была введена II очередь реконструкции моста через Вятку около Мамадыша. Теперь общее количество полос на двух параллельных мостах составляет 4 (по две в каждом направлении).
В августе 2014 г. введён участок с 978 по 1011 км (Мамадыш — Елабуга) в четырёхполосном варианте. Теперь участок с 970 по 1061 км является полностью четырёхполосным.
Число полос движения в Республике Татарстан на конец 2016 г.
735 — 771 км. — 2 полосы (2-я полоса на подъем на Уфу у с. Савино)
771 — 856 км. — 4 полосы. в том числе участок Казанской объездной автодороги (786 — 829 км.)
856 — 901 км. — 2 полосы, реконструкция
901 — 941 км. — 4 полосы
941 — 957 км. — 2 полосы, реконструкция
957 — 1061 км. — 4 полосы. 1040-1061 км. — Набережные Челны
1061 — 1169 км. — 2 полосы (2-я полоса на подъём на Уфу у с. Чишмабаш)
Трасса проходит по холмистой местности. Вдоль трассы расположены населённые пункты Верхнеяркеево, Дюртюли (в стороне от трассы). В настоящее время дорога не проходит через деревни Суккулово (1235), Юкаликулево (1239), Москово (1252), Кушнаренково. (1280) Шарипово (1300).
По большей части представляет собой двухполосную дорогу. На участке Кушнаренково — Уфа в ноябре 2016 года завершены работы по реконструкции дороги: к 20-километровому объезду деревни Шарипово добавился 20-километровый объездной участок в районе села Кушнаренково (1270—1290 км). В июне 2013 года начались работы по расширению дороги от границы Кушнаренковского района до западного обхода Уфы (1310—1321 км).
Трасса заканчивается въездом в микрорайон Затон города Уфы, который до 2011 года вытягивался на несколько километров вдоль продолжения трассы. Первая очередь объездной дороги вокруг этого района была открыта в 2011 году, которая является продолжением магистрали и заканчивается перед Затонским мостом. Вторую очередь открыли 2 ноября 2014 года. 7 октября 2016 года был введен в эксплуатацию второй затонский мост. Таким образом, по старому мосту организован выезд из города, а по новому организован въезд в город. Большая часть транзитного транспорта уходит перед Уфой на развязку около села Подымалово и далее через западный обход города Уфы на магистраль М-5. В 1990-х годах предполагалось продление Уфимской объездной автодороги через сёла Жуково, Таптыково и Березовка до села Булгаково для транзита автотранспорта в сторону Магнитогорска и Оренбурга без заезда на трассу Уфа — аэропорт.
Число полос движения в Республике Башкортостан на конец 2016 года
1169—1270 км — две полосы (вторая полоса на подъём на Москву у села Чирша-Тартыш)
1270—1310 км — четыре полосы (обходы Кушнаренково и Шарипово)
1310—1321 км — две полосы, реконструкция
1321—1331 км — две полосы.
Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: Gajmar, CC BY-SA 4.0.
Федеральная автомобильная дорога М-7 «Волга»