Питкяранта

Питкяранта -город вытянулся узкой полоской вдоль северо-восточного берега Ладожского озера (пристань), расположен в 281 км к западу от Петрозаводска. Железнодорожная станция.В 18 в. деревня Питкяранда (карельское ranta, randa «берег», pitka «длинный») на восточном берегу Ладожского озера; употреблялась и русская калька Долгий Берег. Известна с середины 19 в. как грузопассажирская пристань. В 1918-40 г. в составе […]

Питкяранта

Питкяранта -город вытянулся узкой полоской вдоль северо-восточного берега Ладожского озера (пристань), расположен в 281 км к западу от Петрозаводска. Железнодорожная станция.

В 18 в. деревня Питкяранда (карельское ranta, randa «берег», pitka «длинный») на восточном берегу Ладожского озера; употреблялась и русская калька Долгий Берег. Известна с середины 19 в. как грузопассажирская пристань. В 1918-40 г. в составе Финляндии. С 1940 г. город Питкяранта. В Великую Отечественную войну был оккупирован финскими войсками и почти полностью разрушен.

В 12 км от Питкяранты, на озере Герман в Ладожском озере, разрабатывается (с конца 19 в.) месторождение уникальных красных гранитов и гранитогнейсов, известных как «валаамские» граниты, которые использовались для облицовки зданий в Санкт-Петербурге и городах Финляндии.

Первые сведения о Питкяранте (в переводе с финского — Длинный Берег) появились в переписной окладной книге Вотской пятины Великого Новгорода за 1499-1500 годы: «Деревня на Долгом берегу у Ладожского озера». Питкяранта была тогда в составе Никольско-Сердобольского погоста Карельского уезда, а ее дворы относились отчасти к Керисюрьской и Саарской переварам.

В период управления шведами, согласно поземельной книге Кексгольмского лена за 1590 г., Питкяранта входила в состав Импилахтинской капеллы Сердобольского погоста, а в XVII веке — уже в Импилахтинскую капеллу вновь образованного Суйстамского погоста.

После поражения Швеции в Северной войне Выборгская и Ладожская Карелии (Старая Финляндия) были в 1721 г. присоединены к России. Из них была образована Выборгская губерния. Во время царствования Екатерины I Питкяранта принадлежала придворному императрицы, графу Брукену. В 1727 г. Импилахтинский погост перешел в разряд дворцовых земель, с 1730 по 1764 гг. был собственностью Александро-Невского монастыря, в 1764-1797 гг. перешёл во владение Императорской Коллегии Экономии, а после этого был передан в государственную казну.

В 1812 г. Выборгская губерния воссоединилась с остальной частью Финляндии, входившей в состав России как автономное Великое Княжество.

Практическое освоение питкярантских недр началось в 1814 г. на горе Аласуомяки, однако многочисленные попытки разработок медной руды без специальных приспособлений не дали результата. В 1832 г. на горе Аласуомяки открылся первый медный рудник. В устье ручья Келиоя был сделан первый медеплавильный завод. По соседству был сооружен конкурирующий завод, известный под названием Аласавотта. Была обнаружена не только медная, но и оловянная руда. В 1842 г. в Койриноя, в устье одноименного ручья, был поставлен небольшой оловоплавильный завод. Прямо на водопаде сделали плотину, вода от нее текла по двум лоткам и вращала колеса фабрики по промывке руды. С началом функционирования металлургических заводов Питкяранта, сложившаяся из старинной деревни, из горняцкого поселка, стала крупным населенным пунктом. Здесь была построена православная Вознесенская церковь.

К началу 80-х гг. XIX столетия в Питкяранта была школа с двумя классами: один для детей до 11 лет, другой — для детей от 12 до 17 лет. В разные годы в ней училось от 30 до 50 учеников. В школе работало два учителя.

Кроме олово-медеплавильных заводов в Питкяранта работал сульфатный завод. Из окиси железа — побочного продукта при плавлении руд — изготовлялась красная краска. Многие деревянные дома в Финляндии красили в те времена именно питкярантской краской. В 1887 г. был построен стекольный завод, выпускавший до 10 млн. бутылок в год. Завод имел 2 непрерывно и 2 периодически действующие печи системы Сименса. По Ладоге готовую продукцию перевозили два буксирных парохода и около двадцати барж (середина 90-х гг. XIX века).

В 90-е гг. на первое место выходят добыча железной руды и выплавка чугуна. В Масууни, на берегу Ладоги, с 1897 г. работал железоплавильный завод. Добыча руд продолжалась до 1904 года. Работы были прекращены а позже возобновлены на более совершенном технологическом уровне в 1914 году акционерным обществом «Ристиниеми». Эти рудники продолжали действовать вплоть до начала 50-х годов XX столетия. Добыча железной руды велась в 10-15 км юго-восточнее Питкяранта, в Лупикко.

К началу Второй мировой войны большинство домов в городе были деревянными. Самая крайняя, западная его часть (при въезде со стороны Сортавала) называлась Тойккасенкюля. Кроме гражданских построек здесь был штаб салминского погранотряда, казармы и ста