Праздничный календарь Лижемского и Горского приходов Кондопожской волости

Праздничный календарь Лижемского и Горского приходов Кондопожской волости Петрозаводского уезда МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ПРИХОДОВ. Село Лижма расположено на северо-востоке от Петрозаводска, в 90 верстах по Повенецкому тракту. Лижемский- погост при устье реки Лижемки — 52 дома с одною деревянною трехпридельною церковью во имя Святителя и Чудотворца Николая. Живописная местность, со скалами, озерами, речкой, «на правом берегу которой […]

Карелия
Праздничный календарь Лижемского и Горского приходов Кондопожской волости Петрозаводского уезда
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ПРИХОДОВ. Село Лижма расположено на северо-востоке от Петрозаводска, в 90 верстах по Повенецкому тракту. Лижемский- погост при устье реки Лижемки — 52 дома с одною деревянною трехпридельною церковью во имя Святителя и Чудотворца Николая. Живописная местность, со скалами, озерами, речкой, «на правом берегу которой находится лесопильный завод, принадлежащий полковнику А.П. Лачинову». В 22 верстах на юг от Лижмы располагается селение Горка. Оно насчитывает 40 домов с 2 церквами и колокольней. Оба храма во имя Святителя и Чудотворца Николая. До пожара 1882 года, уничтожившего большую часть села, старую Горку за красоту и величавость проезжающие называли «крайчиком Москвы». Горский приход — «ближайший сосед Заонежья», так как заонежская деревня Вегоруксы находится всего в расстоянии 15 верст от Горки.

ПРЕДАНИЯ О ЗАСЕЛЕНИИ КРАЯ. Заселив Кижское побережье в XIV столетии, русские перебрались на Горские берега «не позже XVI столетия, образуя к 1582-1583 годам четыре селения «на Онежском озере в Чеболакши» (Горка), «на Конев острове» (теперь жителей нет), » в Чеболакши в Кучей губе» (Чеболакша) и «долгом наволоке» (Лукин-наволок). «Горское предание гласит, что первый житель на Гангозере был Кижанин…». В начале XVII века село Горка называлось Чеболакша, впоследствии именовалось: «Кижского прихода Горская выставка».
Начало поселения Лижмы, по народному преданию, «положено было Кижскими рыболовами, приезжавшими в устье реки для ловли рыбы, преимущественно лососей, а впоследствии и поселившимися здесь». Первые поселенцы буквально шли по рыбе («по ним [лососям] можно было перебежать чрез реку»). По словам старожилов, начало существования прихода датируется XVII веком. Документов об этом не существует, т.к. в 1838 году сгорела старая церковь «с письменными памятниками основания церкви и прихода».

ЦЕРКВИ. В Лижемском приходе 2 деревянные церкви: местная трехпридельная, построенная на месте сгоревшей в 1860 году, и во имя Св. Фрола и Лавра в деревне Илемская Сельга, освященная в 1878 году. До 1868 года была еще одна деревянная церковь в честь преподобного
Нила Столбенского, но в 1901году сгорела; она «строилась и поддерживалась владельцами завода и называлась потому заводской». В Лижемском приходе 7 часовен, они построены в каждой деревне прихода (кроме двух, насчитывающих по 5 дворов). Все часовни «приличныя по внешности… обшитыя все тесом и окрашенныя маслянной краской».
В селе Горка две церкви. Каменный храм построен в 1846-48 годах на средства уроженца Горского прихода д. Селюгиной горы, Петербургского 1-ой гильдии купца Даниила Петровича Кротова. Вторая церковь деревянная, ранняя, построенная, как считается, в 1669 году. В Горском приходе 5 часовен на 6 деревень. «По внутреннему благоустройству и по внешнему виду — Кулмукская часовня первая в приходе», в 1863 году она была «перестроена и выкрашена усердием местных крестьян Захаровых». Главные праздники обоих приходов: 6 декабря — день памяти Св. Николая и 9-го мая — день перенесения его мощей.

НРАВСТВЕННОСТЬ. В Лижемском приходе население «коренное русское, хотя очень недалеко от прихода начинается корела (в дер. Кав-горе, в 18 вер.)». «Что касается грамотности в народе, то она своим происхождением обязана местному причту Лижемского прихода и главным образом священнику В. Плотникову». В 1859 году им была основана церковно-приходская школа, помещение школы было «в квартире священника, и он же, вместе с женой, безмездно вел дело обучения детей до 1875-го года». 9 сентября 1875 года школу преобразовали в земское народное училище. В приходе на 1901 год 10 раскольников, «но расположенных к расколу …гораздо более указанной цифры». Религиозно-нравственное состояние прихожан «нельзя назвать утешительным»: «…без выпивки у крестьянина не обходится никакое семейное и общественное дело: кроме свадеб, пьется вино при закладке (основании) дома, — пьется половое, когда настелются полы (мост); — пьется коневое, когда поднимут последнее бревно, — пьется на новоселье, на крестинах, похоронах и т.д. Без водки не обходятся никакия крестьянския условия, подряды, никакия сельския сходы и приговоры: мена, купля, продажа непременно сопровождаются «литками».
Первая церковно-приходская школа в селе Горка открылась в 1836 году. 1 сентября 1876 года произошло открытие Горского земского училища, первый выпуск которого в 1878