Вешкелица

Село Вешкелица находится в l00 км от Петрозаводска на дороге в сторону г. Суоярви. В Суоярвском районе практически нет коренного населения. В годы финской кампании (1939-1940 гг.) оно покинуло родные места и ушло в Финляндию. Вешкелица, пожалуй, единственное истинно карельское село в Суоярвском районе. Поселение было основано не позднее ХVII века.Интересна история, связанная с названием […]

Вешкелица
Село Вешкелица находится в l00 км от Петрозаводска на дороге в сторону г. Суоярви. В Суоярвском районе практически нет коренного населения. В годы финской кампании (1939-1940 гг.) оно покинуло родные места и ушло в Финляндию. Вешкелица, пожалуй, единственное истинно карельское село в Суоярвском районе. Поселение было основано не позднее ХVII века.

Интересна история, связанная с названием села. Восстановлена она Петром Шамшиным, уроженцем Кондопожского района, долгие годы живущим в Вешкелице, незабвенно любящим это село и его жителей, и ставшим главным вдохновителем сбора исторических документов. Его стараниями сегодня в Вешкелице организована музейная комната.

Что же касается возникновения имени села, то на этот счет существует несколько версий. Во-первых, вполне логично предположить, что название «Вешкелица» произошло от вешек, обозначавших санный путь по озерам, вдоль которых карелы строили свои деревни. В XV в. из Олонецкого до Линдозерского погоста (Кондопожский район) проходил зимний торговый путь с большими торгами. По этому пути вывозилась также дань (оброк) Великому Новгороду (а наш край был тогда в составе Новгородской земли). Шел этот путь вдоль западного Сямозерья. Он обозначен на исторических картах. Пролегал он и по озерам. Поэтому без дорожных ориентиров никак нельзя было обойтись.

В музейной комнате Вешкелицы имеется два подлинных документа, датированных 1841 и 1842 годами. В одном из них упоминается селение Вешкелица, а в другом — Вешкельский приход. Позже в Госархиве Шамшин, внимательно изучив карту западной части Российской империи (составитель Губерт, 1908 г.), на которой отмечены все города и деревни Олонецкой и Архангельской губерний, нашел на ней Вешкельский погост.

А еще «векша» означает «белка». Известно, что в XIV-XVI вв. карелы платили дань Великому Новгороду, а затем и Русскому государству беличьими шкурками, которые высоко ценились на внутреннем и внешнем рынке. Пунктами сбора и вывоза этой дани были погосты. Это обозначает, что село являлось административным и церковным центром всех деревень в округе.

Село Вешкелица является групповой системой населенных мест (гнездом деревень), состоявшей в прошлом из двух десятков средне- и малодворных крестьянских поселений.

К настоящему времени в центральной части села отдельные поселения слились в единую территорию жилой застройки, на окраинах планировка села сохранила первоначальный характер. Интересен природный ландшафт Вешкелицы — село расположено на берегах семи небольших озер (Кирикиярви, Маткаярви, Ковераярви и др.). Рельеф честности сильно пересеченный, с крутыми береговыми склонами и холмами с большими перепадами высот, уникальный ландшафт предопределил в высшей степени живописный характер поселения.

Композиционной доминантой сельской застройки в прошлом была Георгиевская церковь (ныне утрачена). Планировочная структура села относится в основном к прибрежно-рядовому типу.

Жилая застройка Вешкелицы представлена, в основном, традиционными домами усадебного типа, среди которых достаточно много ломов постройки начала ХХ века, несколько домов — конца XIX века. Центральная часть села застроена современными многоквартирными домами, искажающими его исторический облик.

В селе сеть магазины, школа, дом культуры, сельская администрация. Экономика села развивается за счет пушного звероводства и сельского хозяйства (производство молока и мяса).

В 1980-х годах из неперспективной деревни Кангозеро в село Вешкелица была перевезена часовня Георгия Победоносца (памятник народной архитектуры ХVII века).

Из традиционных жилых домов большой интерес представляет дом Сорокина (конец XIX века).

Для использования села Вешкелица в качестве обьекта экскурсионного показа необходимо провести следующие первоочередные мероприятия: устройство стоянки для автобусов около часовни и около дома Сорокина, постройка лестницы для подъема по склону холма к часовне, устройство видовой площадки около часовни. Информационные щиты предусматриваются около часовни и около дома Сорокина. Туалет и мусоросборник целесообразно разместить около автобусной стоянки у часовни. На последующем этапе целесообразно организовать этнографическую экспозицию в доме Сорокина (предполагается передать дом в собственность местной администрации).

В селе Вешкелица ежегодно на Троицу проходит «Вешкельская ярмарка». Через Ве