Соловецкий монастырь

Основатели монастыряУ одной из часовен при устье реки Выга, на месте, называемом Сороки, жил старец по имени Герман, который прежде бывал на Белом море и знал Соловецкий остров или Соловки, куда жители поморья приезжали летом ловить рыбу. К этому старцу, после многих лет его уединенной жизни, прибыл другой старец — Савватий.Узнавши от него о Соловецком […]

Соловецкий монастырь
Основатели монастыря

У одной из часовен при устье реки Выга, на месте, называемом Сороки, жил старец по имени Герман, который прежде бывал на Белом море и знал Соловецкий остров или Соловки, куда жители поморья приезжали летом ловить рыбу. К этому старцу, после многих лет его уединенной жизни, прибыл другой старец — Савватий.

Узнавши от него о Соловецком острове, он подал ему мысль идти вдвоем на отшельнический подвиг. Старцы отправились туда на лодке и достигши Соловецкого острова, построили себе хижину за версту от моря, близ озера, богатого рыбой.

Через некоторое время, однако, старцы оставили Соловецкий монастырь один за другим. Сначала Герман отошел на реку Онегу, а затем и Савватий отправился на устье Выга к часовне, куда в это время прибыл один игумен, ездивший со святыми дарами по деревням. Савватий причастился Св. Тайн и на другой день скончался. Причастивший его игумен и какой-то новгородец Иван, ездивший по торговым делам и случайно попавший сюда, похоронили его.

Спустя один год по смерти преподобного Савватия, продолжателем подвигов его на пустынном Соловецком острове явился преподобный Зосима. Если преподобный Савватий был Соловецким первоначальником, первым иноком, пожившим на острове в подвигах поста и молитвы, то преподобного Зосиму можно признать основателем Соловецкой обители и первым благоустроителем её.

С молодых лет Зосима был смирен, тих и кроток и, научившись грамоте, особенно любил чтение божественных книг. По достижении совершеннолетия, он не хотел вступить в брак и, покоряясь тайному влечению, ушёл из родительского дома, надел чёрное платье и поселился в одном пустынном месте. Познакомившись с иноком Германом, жившим с преподобным Савватием на Соловецком острове, пр. Зосима слышал от него, как этот остров, со своими лесами и озерами, пригоден для монашеской и пустынной жизни. В юном отшельнике появилось желание быть преемником подвигов преподобного Савватия, и он просил о. Германа проводить его на Соловки.

Путешествие их было благополучно, и они пристали к острову, близ пресноводного озера. Здесь, поставив себе из древесных ветвей кущу, пустынники совершили всенощное бдение, моля Господа благословить намерение их. Господь утешил их пророчественным видением: утром преподобный Зосима, выйдя из кущи, увидел необыкновенный свет, осиявающий всю окрестность, и на востоке, на воздухе, прекрасную и великую церковь. Удивлённый этим видением, пустынник поспешил в кущу. О. Герман, заметив перемену в лице своего сожителя, спросил его, не видел ли он чего-либо необыкновенного? Пр. Зосима рассказал ему всё, что видел. Тогда о. Герман сказал пр. Зосиме: «Не ужасайся и будь внимателен; мне кажется, что чрез тебя Господь соберёт множество монахов». Рассказ о. Германа о событии при Савватии утешил пр. Зосиму, и они решились строить монастырь.

В начале 1478 года Зосима был разбит горем, постигшим Новгород. В тот же год 17 апреля он скончался, завещавши братии мир и соблюдение устава, назначивши после себя игуменом одного из братии по имени Арсений. Зосима был погребен за алтарем церкви Преображения, и его гроб сделался предметом поклонения благочестивых людей.

Соловецкое сидение

Восьмилетнее «соловецкое сидение», то есть весьма продолжительная осада монастыря во времена церковного раскола, продолжавшаяся с 1668 по 1676 год, — одна из ярких страниц истории монастыря.

В эти годы братия сильного и экономически независимого монастыря воспротивилась требованию Патриарха Никона исправить древние богослужебные книги и осмелилась бросить вызов самому царю. С 1663 по 1668 год в монастыре на имя царя было составлено и послано девять челобитных, множество «сказок» и других посланий, на конкретных примерах доказывавших справедливость старой веры.

В 1668 году для усмирения непокорных на острова посылается первый отряд стрельцов. Для начала от монастыря отписываются все вотчины и промыслы, на острова запрещается доставлять деньги и припасы. В ответ на это восставшие также перешли к решительным действиям и заняли оборону вокруг монастыря. Периоды спокойного противостояния чередовались со вспышками военной активности, когда нападавшие усиливали обстрел, а защитники устраивали смелые вылазки, создавали дополнительные укрепления. Многолетний бунт окончился разгромом обители только из-за перебежчика — неизвестно, сколько бы продлилось «сидение», если бы не его пре
дательство.

Об удивительном «соловецком сидении» времен раскола сложены песни.

Возрождение соловецкой обители

В ряду монастырей Русской Православной Церкви Соловецкий монастырь занимает особое место. Создававшийся с XV века в суровых условиях северной природы, во все века бывший средоточием духовной жизни и наиболее почитаемым местом паломничества монастырь обрел мученическую славу в XX веке, когда большевистский режим превратил обитель в трагически знаменитые соловецкие лагеря особого назначения (СЛОН).

Только в начале 70-х годов ХХ столетия государство вновь обратило внимание на уникальный памятник истории и архитектуры — Соловецкий монастырь, который более полувека стоял в забвении. Тогда Соловки были объявлены музеем-заповедником. А спустя еще более десятилетия, 25 октября 1990 года на заседании Священного Синода под председательством патриарха Алексия II было принято решение о возрождении Соловецкого монастыря. В июне 1990 года святые мощи трех Соловецких чудотворцев были переданы Русской Православной Церкви и до августа 1992 года пребывали в Петербурге, в Троицком соборе Александро-Невской лавры. В 1992 году мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких были возвращены в обитель.

Сейчас живет на Соловках и восстанавливает обитель наместник Соловецкого монастыря архимандрита Иосифа (Братищев). Опыт такой работы у него есть — в период возрождения Свято-Данилова монастыря в Москве он был помощником эконома, осенью 1987 года первым приехал восстанавливать Оптину пустынь, после этого восстанавливал Иоанно-Богословский монастырь в Рязанской епархии.

Сегодня восстановлению Соловецкого историко-архитектурного комплекса уделяется огромное внимание не только со стороны духовной власти. Мирское решение многих проблем взяло на себя Министерство культуры Российской Федерации, которое разработало специальную программу по сохранению этой святыни Русского Севера.

Остров Анзер

Анзер — второй по величине остров архипелага. Судьба острова связана с несколькими известными в русской истории именами. Примерно посередине острова находится гора Голгофа — традиционно самое популярное место на Анезере. Анзер отделен от Большого Соловецкого острова проливом Анзерская салма.

Особую известность остров приобрел в начале XVII века, когда на нем поселился пустынник Елеазар. Анзерский Троицкий скит в том же XVII веке получил «независимость» от Соловецкого монастыря, и все последующие годы Анзер был как-бы отдельной территорией, не подчинявшейся Соловецкому Кремлю.

Издавна Анзер служил местом самого строгого отшельничества. Во времена ГУЛАГа Анзер был местом самых страшных пыток и истязаний. Недавно, в августе 2001 года, во время визита на Соловки Путина, Анзер был передан Русской Православной Церкви.

Сегодня Анзер — едва ли не самое популярное место паломничества на островах. Туда стремятся попасть и почитают это за великое благо.

Большой Заяцкий остров

Большой Заяцкий остров расположен к юго-западу от Большого Соловецкого острова и отделен от него пятикилометровым проливом. Он незначительно превышает по размерам Малый, его площадь — 1,3 кв. км. Большой Заяцкий остров отличается удивительным в этих широтах ландшафтом. Облик его напоминает тундру.

На острове сохранилась Церковь Андрея Первозванного, срубленная во время визита Петра I на Соловки в 1702 году. Она относится к самому простому типу ярусных церквей — одноярусным, состоящим всего из двух срубов, поставленных один на другой.

Знаменит Заяцкий своими лабиринтами. Лабиринты представляют собой сложную спиралеобразную структуру, выложенную из булыжников. Они имеют один вход. Если зайти в лабиринт и не пересекать спирали, то через некоторое время выходишь там, где вошел. Всего на острове около 20 лабиринтов. Интересно, что некоторые из них видны только осенью, когда бывает особое освещение. Много на Заяцком и других древнейших памятников: каменных насыпей, курганов, каменных дорог, называемых дольменами.

Большая Муксалма

Строгий устав Соловецкого монастыря запрещал держать рядом с монастырем живородящую скотину, поэтому монастырский скотный двор был основан на острове Большая Муксалма, третьем по величине в архипелаге. Кроме того на острове обнаружены стоянки, датируемые I-II тысячелетиями до н.э.

Грустной достопримечательностью Большой Муксалмы является здание женской тюрьмы, построенное из существовавшего здесь до лагеря монашеского скита. В тюрьме сохранились камеры и массивные желез
ные двери с окошками для надзирателей.

Большая Муксалма соединена с Большим Соловецким островом валунной дамбой, построенной в первой половине XIX века. Такое грандиозное каменное сооружение потребовалось в XIX веке, чтобы можно оыло вне зависимости от времени года и в любую погоду беспрепятственно пересечь пролив и попасть на соседний остров. На Большой Муксалме был Сергиевский скит, где размещалось основное животноводческое хозяйство монастыря.

Святые иконы в Соловецком монастыре

Монастырские строения, бывшие более ста лет деревянными, не раз погибали в огне страшных пожаров. Удавалось спасти лишь наиболее почитаемые иконы и святыни, облачения и богослужебные предметы. Богатейший уникальный комплекс реликвий Соловецкого монастыря, оказавшийся на грани уничтожения в бурную эпоху 1918-1920-х годов, усилиями подвижников русской культуры той поры был сохранен во многих музеях, библиотеках и архивах страны.

Среди сохраненных икон Соловецкого монастыря наиболее многочисленны небольшие пядничные образа, многие из них были вложены в монастырь в разное время. Большинство икон-пядниц, убраны в драгоценные оклады. К числу особо почитавшихся в монастыре относится икона «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие», которую монастырская традиция связала с <первописанным> образом соловецких чудотворцев работы Досифея — ученика преподобного Зосимы. В действительности икона, вероятно, является списком с этого древнего образа и самым ранним сохранившимся парным изображением основателей монастыря. Особую ценность представляют, несомненно, их большие храмовые образы и две иконы Богородицы Боголюбской с житием преподобных Зосимы и Савватия. Написанные в 1545 году — до общецерковной канонизации соловецких чудотворцев — это самые ранние лицевые жития святых.

В настоящее время святыни Соловецкого монастыря хранятся в нескольких музеях. Среди них:

Государственный Исторический музей (г. Москва),
Государственный художественный, историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник <Коломенское> (г. Москва),
Государственный музей истории религии (г. Санкт-Петербург),
Рукописный отдел Библиотеки Академии наук (г. Санкт-Петербург),
Рукописный отдел Национальной Российской библиотеки (г. Санкт-Петербург),
Санкт-Петербургский Филиал института Российской истории РАН,
Русский музей (г. Санкт-Петербург),
Государственное музейное объединение <Художественная культура Русского Севера> (г. Архангельск),
Государственная Третьяковская галерея.
Источник
Текст подготовлен командой сайта СОЛОВКИ.РУ