Кижи в центре Москвы

Из музея-заповедника в Храм Христа Спасителя привезли уникальные иконы XVI- XVIII веков В музее Храма Христа Спасителя проходит выставка «Кижи. Путь длиною в три столетия». На состоявшейся в тот же день пресс-конференции руководители и сотрудники музея-заповедника «Кижи» совместно с представителями духовенства откровенно рассказали о наболевших проблемах с реставрацией памятников деревянного зодчества, о возрождении православной жизни […]

 музей Кижи
Из музея-заповедника в Храм Христа Спасителя привезли уникальные иконы XVI- XVIII веков
В музее Храма Христа Спасителя проходит выставка «Кижи. Путь длиною в три столетия».
На состоявшейся в тот же день пресс-конференции руководители и сотрудники музея-заповедника «Кижи» совместно с представителями духовенства откровенно рассказали о наболевших проблемах с реставрацией памятников деревянного зодчества, о возрождении православной жизни на острове, об опыте взаимодействия музея и Спасо-Кижского Патриаршего Подворья.

В 2006 году музей-заповедник «Кижи» празднует свое 40-летие, и организаторы выставки готовы познакомить посетителей не только с богатством фондовых коллекций музея-заповедника, но и с его историей, а также с историей Кижского прихода, возникшего в 16 веке. Музей-заповедник «Кижи» – это 87 памятников традиционной народной русской, карельской и вепсской архитектуры. Его центральным объектом является ансамбль Кижского погоста, в состав которого входят деревянные церкви: двадцатидвухглавая Преображения Господня и десятиглавая Покрова Пресвятой Богородицы, колокольня и деревянная ограда с каменным основанием. Самой древней деревянной церковью Русского Севера является церковь Воскрешения Лазаря постройки XIV века.

Как с гордостью подчеркнула директор музея-заповедника «Кижи» Ельви Аверьянова, «в коллекции практически нет безымянных икон». Их ни много, ни мало — 579. Это иконы из кижских Преображенской и Покровской церквей, часовен в деревнях Корба, Волкостров, Васильево, входивших в состав Спасо-Кижского прихода, церкви Воскрешения Лазаря из Успенского Муромского монастыря, часовни Спаса Нерукотворного из деревни Вигово.

Интересно, что к моменту образования музея интерьеры церквей были опустошены. Дело в том, что в годы Второй мировой войны финскими оккупантами иконы из иконостасов были изъяты и вывезены в Финляндию вместе с огромным количеством икон из заонежских храмов. Однако, по мирному договору, все украденные иконы были возвращены в Петрозаводск. Затем в 1950-е годы значительная часть икон была перевезена на остров Кижи, и по месту хранения все собрание икон получило название «кижская коллекция». К сожалению, часть икон все-таки была утрачена. Как рассказали сотрудники музея «в годы войны «иконы неба» использовали на растопку и обогрев помещений Дома офицеров». Тем не менее, по словам настоятеля Спасо-Кижского Патриаршего Подворья отца Николая, «Кижский погост сохранил все свои иконы в отличие от Валаама и Соловков, а иконы из Преображенской церкви сохранились в подлинном иконостасе — резной золоченой барочного типа раме, состоящей из 65 ставов и 210 накладных деталей».

Посетив в эти дни музей Храма Христа Спасителя, любители старины смогут увидеть 68 икон из богатейшей музейной фондовой коллекции древнерусской живописи. Экспозиция знакомит с тремя удивительно яркими храмами-памятниками, находящимися в основной экспозиционной зоне музея и представляющими каждый свою эпоху: XVI века — церковь Воскрешения Лазаря из Успенского Муромского монастыря — древнейший храм на территории Карелии; XVII века — часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро; XVIII века — церковь Спаса Преображения — архитектурный шедевр на острове Кижи. Все они срублены из дерева — традиционного для Карелии строительного материала, каждый из них является определенной вехой в истории православия Обонежья. Устроители выставки с гордостью подчеркивают, что привезли в Москву «самые ранние иконы деисусного чина, которые датируются первой половиной XVI века». К раритетам коллекции относятся иконы из церкви Воскрешения Лазаря, датируемые первой половиной XVI века — шесть небольших икон, написанных в традициях новгородской школы. Гордость собрания составляют иконы местных писем, с яркой индивидуальностью — иконы из часовни Архангела Михаила деревни Леликозеро, среди которых есть подписные, и иконы из Водлозерско-Ильинской церкви середины XVII века дьячка Игнатия Пантелеева, чьи работы принадлежат к лучшим обонежским иконам.

Основная идея выставки «Путь длиною в три столетия» – выставка, показывающая эволюцию интерьеров и убранства северных храмов с XVI по XVIII века. Вехи этого пути — это простой интерьер маленькой клетской церквушки с привозными иконами, написанными в традициях новгородской школы иконописи. Это традиционный интерьер деревенской часовни, оформленный по заказу местных жителей заонежск