Музей Изобразительных Искусств Республики Карелия

В историческом центре Петрозаводска, на бывшей Соборной площади (ныне пл. Кирова) расположено старинное здание конца XVIII века, которому выпала счастливая судьба — выполнять миссию просветительства. На протяжении двух веков в нем находились разные учреждения: Главное народное училище, Олонецкая губернская мужская гимназия, Дворец труда, Публичная библиотека, Дворец пионеров, Училище культуры. Среди выпускников мужской гимназии есть имена […]

Музей

В историческом центре Петрозаводска, на бывшей Соборной площади (ныне пл. Кирова) расположено старинное здание конца XVIII века, которому выпала счастливая судьба — выполнять миссию просветительства. На протяжении двух веков в нем находились разные учреждения: Главное народное училище, Олонецкая губернская мужская гимназия, Дворец труда, Публичная библиотека, Дворец пионеров, Училище культуры. Среди выпускников мужской гимназии есть имена выдающихся людей, составивших славу русской отечественной культуры: В.Г.Бенедиктова (1807 — 1873), известного поэта, современника А.С.Пушкина, В.А.Дашкова (1819 — 1896), директора Московского Румянцевского музея, В.Д.Поленова (1844 — 1927), прославленного мастера русской живописи, Ф.Ф.Фортунатова (1848 — 1914), крупнейшего ученого-языковеда.

Символично, что в здании, которое хранит память о прошлом, где царит особая атмосфера, позволяющая вести диалог современников с вечностью, в 1960 году был открыт Музей изобразительных искусств Республики Карелия.

Официально музею чуть больше сорока лет, но его коллекции намного старше. История их формирования тесно связана с судьбой города, с деятельностью многих поколений собирателей, исследователей, музейных работников.
Первые шаги по созданию музейных собраний в Петрозаводске были сделаны в 30-е годы XIX века. В связи с готовящимся путешествием наследника цесаревича Александра Николаевича в 1837 году во все губернские города были направлены циркуляры о необходимости открытия к его приезду специальных выставок, которые бы наглядно отразили достопримечательности края. Первую в Петрозаводске экспозицию под названием «Музеум», включающую свыше 300 предметов, в основном образцов продукции и изделий художественного литья Александровского (бывшего Петровского) чугунолитейного завода, открыли в 1838 году.

Музейное дело в Олонецкой губернии получило развитие с основания в 1870 году естесственно-промышленный и историко-этнографического музея, имевшего и художественные коллекции. В 1903 году в Петрозаводске при Олонецкой епархии был образован музейный фонд, получивший название Древлехранилища. Олонецкое епархиальное церковное древлехранилище (с 1917 по 1920 годы — Церковно-исторический музей) — первый в Карелии музей с художественной коллекцией, основу которого составили иконы и церковная утварь, вывезенные из старообрядческих монастырей. Сегодня уцелевшая часть этого фонда входит в состав коллекции иконописи музея.

В 1905 году открылась первая в Карелии персональная выставка, на которой были представлены пейзажи Петрозаводска и портреты горожан, созданные А.В.Розенблюм, преподавателем местной Мариинской женской гимназии, выпускницей Академии художеств. Запоминающимся событием тех лет явилось открытие в 1906 году в Петрозаводске большой Научно-художественной выставки, включающей экспонаты уже из трех музеев города, а также из частных коллекций. Из семи разделов выставки два — художественный и церковно-исторический — были посвящены изобразительному искусству.
Оживление художественной жизни было связано с приездом в Петрозаводск в 1915 году В.Н. Попова и в 1918 году А.Я. Андриянова — выпускников Академии художеств. С конца 1930 — х годов художники и общественность города все чаще поднимали вопрос о создании в Петрозаводске художественного музея. Государственный историко — краеведческий музей, не имея художественного отдела, объединял тогда под своим началом все имеющиеся в городе коллекции: Олонецкого епархиального древлехранилища, народного прикладного искусства и иконописи, а также произведений, поступивших в 1928 году из государственного Музейного фонда. Кроме того, музей хранил произведения, потупившие от частных коллекционеров и приобретенные у карельских художников и приезжих мастеров. По мере возрастания количества экспонатов усложнялись условия их хранения, реставрации, пропаганды. Особенно критической ситуация оказалась в послевоенный период, когда в 1945 году в Карелию по мирному договору из Финляндии было возвращено около тысячи икон, вывезенных финнами в годы войны из Заонежья.

По распоряжению главного Управления Охраны памятников и непосредственно академика И.Э. Грабаря в июне 1945 года в Петрозаводск, с целью обследования этой коллекции, были направлены Н.Е. Мнева, заведующая древнерусским отделом Государственной Третьяковской галереи, и В.Г. Брюсова, реставратор Государственных Центральных художественных мастерски