Народное искусство Карелии

Коллекция народного искусства Музея изобразительных искусств республики Карелия насчитывает более 2000 произведений. Это — костюм, вышивка, ткачество, резьба и роспись по дереву, берестяная, медная, керамическая утварь, относящиеся к XIX — первой половине XX века, а также произведения современных народных мастеров.Исследователь ради путешествия «для исследования обитающих в России народов финского племени» он посетил Олонецкую губернию. Материал […]

 Свадебный девичий головной убор.
Коллекция народного искусства Музея изобразительных искусств республики Карелия насчитывает более 2000 произведений. Это — костюм, вышивка, ткачество, резьба и роспись по дереву, берестяная, медная, керамическая утварь, относящиеся к XIX — первой половине XX века, а также произведения современных народных мастеров.

Исследователь ради путешествия «для исследования обитающих в России народов финского племени» он посетил Олонецкую губернию. Материал коллекции позволяет выявить основные черты и особенности, характерные для традиционных этнокультурных регионов Карелии, таких как Заонежье (русские), Пудожье (русские), Поморье (русские, карелы), Прионежье (вепсы), Средняя и Южная Карелия (карелы), а также исторически связанных с республикой территорий (бывший Каргопольский уезд Олонецкой губернии).

Формирование коллекции — итог труда многих сотрудников музея, но особенно Л.Н.Белоголовой, работавшей в 1960-1980-е годы. Основу её составили 160 произведений вышивки и ткачества, переданные в 1961 году из Карельского государственного краеведческого музея. Наиболее интенсивно и планомерно она формировалась в 1970-1980 годы за счет экспедиций, организованных музеем, а также закупок у частных владельцев, коллекционеров, современных народных мастеров.

Значительную часть коллекции составляют резьба и роспись по дереву (прялки) и вышивка. Точность сведений о происхождении и месте бытования большинства памятников — несомненное достоинство собрания.

В вышивке нашли отражение все характерные типы орнаментов (геометрические, растительные, антропоморфные, зооморфные, орнитоморфные) и основные швы (двусторонний, набор, крест, строчевой, тамбур, в том числе тамбур по сетке — белый олонецкий шов по письму). Несмотря на то, что большинство произведений датируются XIX — XX веками, в них сильны архаические древние традиции.

В собрании музея имеется небольшая коллекция узорного (браного) ткачества, в основном из Пудожья и Средней Карелии.

Несомненный интерес представляют комплексы праздничных женских костюмов, а также части костюмов (станушки, юбки, фартуки, сарафаны, рубахи, женские и девичьи головные уборы, шали, платки).

Коллекция праздничных женских и девичьих головных уборов, украшенных золотной вышивкой, речным жемчугом, перламутром, бисером, стеклярусом, цветными стеклами, насчитывает более 80 экспонатов. Большая их часть — женские головные уборы (повойники) из Поморья (Кемский уезд Архангельской губернии). В собрании также представлено несколько образцов золотошвейных головных уборов (кокошники), а также свадебных головных уборов, состоящих из короны, поднизи — ажурной жемчужной сетки из конского волоса, сережек в виде бабочек, низанных речным жемчугом, из Пудожья.

Из деревянных предметов быта и орудий труда лучше всего сохранились прялки. В собрании их более двухсот: корневых, сделанных из единого массива дерева, и составных — из разъемных лопастки, донца, ножки. Сотрудникам музея удалось собрать интересную коллекцию, которая включает в себя большинство разновидностей типов прялок, бытовавших на территории современной Карелии, а также исторически связанной с ней территории (Кенозеро, Каргопольский уезд Олонецкой губернии) в XIX — начале XX века.

В коллекции представлены: корневые широколопастные пудожские прялки, украшенные свободной кистевой росписью; близкие им по форме и росписи, но более изящные заонежские; кенозерские; изящные карельские с тонким резным и живописным орнаментом; разнообразные по форме и декору прялки Поморья.
В собрании имеются небольшие коллекции берестяной, медной, и керамической утвари.

На фотографии Свадебный девичий головной убор.
XIX век. Пудожье.
Картон, х/б ткань, цветные стекла в оправе,речной жемчуг. бисер, стеклярус,
золотные нити, конский волос, низание.

Источник текста и фото