Девичья обрядность. Роса из свадебного колокольчика

Выставка «Девичья обрядность Заонежья конца XIX – начала XX веков», знакомящая посетителей музея с девичьими ритуалами, открыта в верхней избе дома Ошевнева на острове Кижи.Все в этой жизни возвращается на круги своя… Из поколения в поколение наши предки бережно хранили традиции и соблюдали обряды, совершая свой Круг Жизни в гармонии с природой.Жизнь в Заонежье текла […]

Девичья обрядность
Выставка «Девичья обрядность Заонежья конца XIX – начала XX веков», знакомящая посетителей музея с девичьими ритуалами, открыта в верхней избе дома Ошевнева на острове Кижи.

Все в этой жизни возвращается на круги своя… Из поколения в поколение наши предки бережно хранили традиции и соблюдали обряды, совершая свой Круг Жизни в гармонии с природой.

Жизнь в Заонежье текла по годовому народному календарю и была строго им регламентирована. Народный календарь имел некоторые отличия от календаря православного и общегражданского, включая в себя сложный комплекс примет, запретов, обычаев и ритуалов, накопленных крестьянством в течение многих столетий и отражавших сезонные особенности хозяйственной деятельности и обрядовую сторону жизни. Особое место занимали обряды, суть которых составляли магические действия или гадания, направленные на приближение замужества. Обряды эти проводились в период девичества, когда из возрастной группы девушек-подростков девушка вступает в молодежную группу, из которой впоследствии через заключение брака переходит в категорию молодух.

Девичество – лучшая пора в жизни крестьянки. Девушку в семье баловали: не перегружали работой, наряжали, следили за тем, чтобы на молодежных увеселительных беседах она была не из последних: и красавица, и умница, и рукодельница. «Бесценным девичеством» называли эту пору жизни жительницы Заонежья, вспоминая бабушкину присказку: «Девкой дольше – бабой короче». Но как ни хороша была девичья воля, все же венцом жизни крестьянской женщины являлось замужество, о котором мечтали, гадали и ворожили.

Чтобы выбрать достойную пару, счастливо выйти замуж, девушка должна была быть «славутной». «Слава» и «цена» невесты воспринималась в обрядовом сознании как нечто «материальное», что может упасть или наоборот подняться. Обрядность, связанная с поднятием «славы» была широко распространена на Русском Севере во второй половине XIX – начале XX веков. Так, например, обычай умываться росой, собранной в свадебный колокольчик, считался одним из самых действенных.

О множестве магических способов поднять себе «цену» и рассказывает выставка «Девичья обрядность Заонежья», созданная сотрудниками отдела истории и этнографии музея-заповедника «Кижи».

Авторы выставки Людмила Трифонова и Светлана Воробьева построили ее на предметах материальной культуры, реконструкциях, аналогах с использованием графических и фотоматериалов. Девичья обрядность нашла свое воплощение через предметный мир: зеркала, подсвечники, предметы утвари, мебели, элементы костюма.

«В работе над выставкой нам очень помогали мастера-демонстраторы из «Ожившей экспозиции», которой руководит Наталья Чусова. Мастерицы Татьяна Секушина, Марина Гусева, Наталья Егорова, Ольга Зайцева, Лидия Вершинина, Татьяна Баранцова изготавливали предметы для реконструкции обрядов и гаданий – это и куклы, и отжинное соломенное чучело, и яркий лоскутный петух, представляющий на выставке известное девичье гадание, — говорит Людмила Викторовна. — В монтаже выставки участвовали Дмитрий Москин и Олег Скобелев. Благодаря Олегу в центре экспозиции появился символ девичества – живая стройная березка, украшенная по традиции лентами. На нашей выставке использован фрагмент экспозиции, созданной в 1999 году Региной Калашниковой, «Дары и приданое заонежской невесты» — перевоз приданого в дом жениха – один из моментов свадьбы, символизирующих переход девушки в брачный период. Эта реконструкция является не только логическим завершением выставки «Девичья обрядность Заонежья конца XIX – начала XX веков», но и данью уважения к памяти Регины Борисовны».

Выставка «Девичья обрядность Заонежья конца XIX – начала XX веков» будет обновляться ежегодно.
Газета «Кижи», август 2006 г. Татьяна НИКОЛЮКИНА

Источник текста и фото